Развитие речи и обучение грамоте «Грибы» подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Развитие речи и обучение грамоте «Грибы» подготовительная группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27» (МБДОУ № 27)

660078, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 47 «А», Тел.:(391)261-74-27,  e-mail:doy27sveruo@mail.ru

ИНН\КПП 2464204128\246401001  ОГРН 1072468022175

Непосредственно образовательная деятельность

Приоритетная образовательная область:

Развитие речи и обучение грамоте

«Грибы»

подготовительная группа

2020г.

Цель: Развивать навыки составления короткого описательного рассказа.

Задачи:

Образовательная: Учить образовывать однокоренные слова: береза – подберезовик; осина – подосиновик. Упражнять детей в подборе определений к данному слову. Учить понимать образный смысл загадки. Учить выделять звук «рь» в начале, середине и в конце слова. Формировать интонационную выразительность речи.

Развивающая: Развивать навыки пересказа текста. Закреплять правильное произношение звука «рь».

Воспитательная:

Материал и оборудование: Картинки с изображением грибов, муляжи грибов. Звуковые домики, круги красного, синего, зеленого цвета на каждого ребенка.

Ход НОД

1 часть

В.: Ребята, я предлагаю решить кроссворд с помощью загадок.

На доске нарисован кроссворд.

Г

Р

У

З

Д

Ь

Б

О

Р

В

И

К

Л

И

С

И

Ч

К

И

П

О

Д

Б

Е

Р

Е

З

О

В

И

К

В.: Я читаю вам загадку, вы говорите отгадку, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.

Воспитатель читает загадки, дети говорят отгадку, пожеланию детей, один из детей вписывает отгадку.

Загадки:

  1. В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный … (груздь)

2.  Разместился под сосной

     Этот гриб, как царь лесной.

             Рад найти его грибник.

     Это – белый …(боровик)

  1. В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются … (лисички)

4.  Не спорю – не белый,

     Я, братцы, попроще.

     Расту я обычно

     В березовой роще. (подберезовик)

В: Правильно. Сегодня мы будем говорить о грибах.

2 часть.

        Дети сидят полукругом.

        В: Ну что же, получается, что на нашем занятие главными действующими лицами будут грибы. У меня приготовлено целое лукошко с грибами. Разбирайте их, но пока не показывайте друг другу.

        Дети разбирают грибы из лукошка

        В: Сейчас, я Вам расскажу, какой мне достался гриб, а вы попробуйте отгадать его название. Это очень красивый гриб. У него ровная прямая ножка с небольшой «юбочкой» в верхней части. Шляпка красная с белыми горошинками. Такой гриб в лесу видно издалека. Для человека он ядовит, поэтому не стоит его срезать, срывать, пусть он украшает лес. Что это за гриб?

        Д: Мухомор

        В: Правильно. Это мухомор — вот он.

Воспитатель показывает «свой» муляж.

        В: У этого гриба интересное название. От каких слов оно образовано?

        Ответ детей

        В: Правильно. Этот гриб опасен для насекомых, в частности, для мух, они погибают, отведав сока мухомора, он «мух морит».

        В: А теперь попробуйте вы так рассказать о своем грибочке, чтобы мы догадались о его названии.

        Дети составляют описательные рассказы.

        В процессе составления описательных рассказов и отгадывания воспитатель обращает внимание детей на названия некоторых грибов.

        В: Ребята, а вы задумывались над тем, почему вот этот гриб назвали подберезовиком? Как вы объясните его название?

        Д: Растет под березой.

        В: А от какого слова произошло название подосиновика?

        Д: Подосиновик, растет под осиной.

        В: Как вы думаете, а почему гриб назвали свинушкой?

        Ответы детей.

        В: Оказывается, его шляпка похожа на свиное ухо.

        Физкультминутка:

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело.

Дети «шагают» пальчиками по столу

сгибают и разгибаю кулачки

на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого

В.: О грибах вы рассказали много, а теперь сделаем разбор слова «гриб».

В.: Сколько букв в этом слове? (ответ детей)

В.: Правильно. А теперь составим схему слова «гриб». Вспомним, как мы обозначаем гласные? Согласные? Какие бывают согласные?

Дети выполняют на своих местах используя звуковые домики и фишки (зеленого, красного и синего цвета), воспитатель на доске.

Звук «г» – согласный, твердый – синий круг.

Звук «р» – согласный, мягкий – зеленый круг.

Звук «и» – гласный – красный круг.

Звук «б» – согласный, твердый – синий круг.

В.: Ребята, теперь поиграем, я вам буду называть слова, если в этом слове будет звук «рь» – хлопаем, если звук «р» – топаем.

«Дерево, карандаш, ручка, мухомор, сморчок, корзина, ребята, тетрадь, резинка, береза, ведро, карета, трамвай, троллейбус»

Чистоговорки.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем.

Ра-ра-ра – ровная гора.

Ро-ро-ро – едем на метро.

Ру-ру-ру – красим кенгуру.

Ры-ры-ры –в парке комары.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Ор-ор-ор – вышли мы гулять во двор.

Ур-ур-ур – во дворе кормили кур

3 часть

В.: Ребята, вы молодцы, а сейчас попробуйте себя оценить при помощи фишек: красный – отлично, отвечал на все вопросы без ошибок, зеленый – хорошо, были небольшие ошибки, синий – неплохо, были допущены ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

активизировать словарный запас, продолжать совершенствовать фонетический слух и слуховое внимание, учить детей делить слова на части....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте в старших группах

1.Обогатить активный словарь детей по теме: «Времена года».2.Составлять правильно простые и сложные предложения.3.Упражнять в правильном употреблении падежных конструкций...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....