Конспект занятия по теме Гласные звуки А, У, О.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шуршина Марина Викторовна

Закрепление понятий звук, буква, слово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Гласные звуки «А», «У», «О». Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепление представлений детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках «А», «У», «О» и их буквенном обозначении.

Задачи:

 - Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат.

- Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

- Самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите.

- С помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа».

- Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово».

- Продолжать учить детей делить слова на слоги.

- Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

- Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.

Оборудование и материал:

3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, фрукты и  овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, кукла, руль, алфавит.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите путешествовать? А давайте отправимся в страну «Буквоманию». Хотите попасть туда, где живут буквы? Все готовы к путешествию? Нас ожидает автобус.

Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Шофер занимает свое место.

Воспитатель:

-  Чтобы узнать первую остановку, назовите первый звук в слове «Автобус». Отправляемся в путь. Звучит песня «автобус». Дети имитируют движения, подпевают.

Первая остановка.

Воспитатель:

Загадка:

Два столбца наискосок,

А между ними поясок

(буква «А»)

- Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Почему?

Дети: Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. 

- Какой это звук гласный или согласный (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.

Игра «Где живет звук?»

Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите буква «А» нам приготовила еще одно задание! Что вы видите в корзинке (овощи)? 

Чтобы отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога). (Лук, чеснок, капуста, помидор, …)

Дети выкладывают овощи по тарелочкам. Другие дети проверяют с помощью хлопков.

Воспитатель:

- Сколько овощей в каждой тарелочке? Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.

Дети идут к автобусу.

 Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.

Вторая остановка.

Отгадайте загадку:

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква… («О»).

Воспитатель:

-Домик какой буквы мы видим? Какого он цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: А почему?

- Протяните этот звук.

Выходит буква «О». Она тоже приготовила нам задание.

Игра «В каком слове живет звук «О». Воспитатель называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О». (Самокат, часы, оса, сани, сапоги, собака, лиса, стул, облако, бусы, слон)

Воспитатель:

- Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания.

Едем дальше. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку. 

Третья остановка.

Загадка:

Это кто там по тропинке

Домик свой везет на спинке (улитка)?

- Произнесите первый звук.

Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. (Утка, утюг, усы, удочка; сумка, посуда, кукла; кенгуру, сижу)

Воспитатель:

- Какого цвета домик у буквы «У»? Почему?

- Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».

- Где вы слышали такие звуки (в сказках).

Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».

- Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»?

Воспитатель читает четверостишье:

- У меня есть девочка,

Звать ее Аленушка,

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Целый день: «Уа, уа».

Вот и все ее слова.

- Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа».

Воспитатель:

Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад.

 Дети едут в автобусе, звучит музыка.

Остановка «Детский сад».

В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Какого цвета у них домики? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну «Буквомания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель: Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепит...

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

Программное содержание :- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,- учить различать твердые и мягкие согласные звуки,- учить различить ударные и безударные гласные з...

Конспект занятия по теме: "Гласный звук [а] и буква А,а"

quot;Гласный звук [а] и буква А,а"  в ДОУ...

Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....

Конспект занятия на тему: «Гласные и согласные звуки»

Конспект занятия на тему: «Гласные и согласные звуки»...