Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ц"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект является продолжением изучения звуков и букв. Разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Игры могут использовать в своей работе логопеды, воспитатели, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_ts.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ц] и буквой Ц»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звук [Ц];

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Ц], в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦИ, ЦЫ; проанализировать слово ЦЫПА, составлять звуковую схему этих слов;

           - продолжать формировать понятие звук, буква;

          - упражнять в словообразовании.

Материал: изображение буквы Ц, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: полотенце, пуговица, овцы, птенцы, кузнец, конница, блюдце, птицы, кольцо, мельница, продавец, яйцо, синица, лестница, куница, цветок, гусеница, цапля, ящерица; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Ц].

На доске висят картинки: цапля, цифры, цыпленок

Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим [Ц], то

- губки в улыбке;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

- сильная короткая воздушная струя идет по язычку;

 - горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Ц] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный,  всегда твердый. Обозначается синим цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь твердый звук дружок

               Синий нарисуй кружок.

3. Фонетические упражнения

Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (звук произносится отрывисто)

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ц]»:

Ц, п, ф, ц, а, ц                           ца, ац, му, оц, це, ка                курица, цапля, соль, огурец

Ц, и, а, с, ц, т                      цы, це, уц, за, зы, ца       боец, леденец, цифра, муха  

5. Работа с картинками.

В ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в словах, разделить на слоги: полотенце, пуговица, овцы, птенцы, кузнец, конница, блюдце, птицы, кольцо, мельница, продавец, яйцо, синица, лестница, куница, цветок, гусеница, цапля, ящерица.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ц] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:               .

Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?

Нарядные сестренки                            Явился в желтой шубке,

Весь день гостей встречают,                 Прощайте две скорлупки.

Медом угощают.   (цветы)                                        (цыпленок)

           

             На грядке длинный и зеленый,                    На гору бегом,

             А в кадке желтый и соленый.                      А  с горы кувырком.

                            (огурец)                                                   (заяц)

     

7.«Закончи слово слогами»

ЦА: води…, певи…, кури…., мельни…, больни…, ули…

8. Дидактическое упражнение «Большой – маленький».

Обратить внимание на появление звука [Ц] в новом слове.

Дерево – деревце               блюдо – блюдце                болото – болотце

Тело – тельце                     зеркало – зеркальце           масло – маслице

Мыло – мыльце                 дело - дельце

9. Дидактическое упражнение «Во что положим?»

Вафли положим в вафельницу, хлеб - …, конфеты - …, мыло - …., пепел - …

10. Четвертый лишний

 Ца, ца, ца, ац         уц, уц, цу, уц                цапля, цифра, огурец, цыпленок

Цо, цо, оц, цо         цы, ыц, ыц, ыц              боец, леденец, цирк, певец

11. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ЦЫПА) и звуковой, буквенной схемой (под словом ЦЫПА нарисованы 4 кружочка)                        

12. Знакомство с буквой Ц.

                              Что за хвостик на конце –

                              На конце у буквы Ц?

                              Этот хвостик не виляет,

                              Комаров не отгоняет.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ц?

- Выложить на столе из бросового материала букву Ц.

13. Анализ и чтение слогов: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦИ, ЦЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

14. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

СПИ-ЦА     СИ-НИ-ЦА  

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ц]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

15. Работа в тетради Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2: дети закрашивают букву Ц синим карандашом и раскрашивают картинки.

16. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Разминка»

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -             Держат мячик между пальцев по очереди

Скажет утром каждый пальчик                       (большой – указательный, средний, безымян-

                                                                            ный, мизинец). Сначала правой, затем левой

                                                                             рукой.

Мячик сильно посжимаю                                 Сильно сжимают су-джок по очереди в 

И ладошку поменяю                                          правой (левой) ладони.

Сверху левой, снизу правой                            Катать мячик между ладонями

Я его катаю – браво.

Поверну, а ты проверь –                                   Поменять руки, теперь правая сверху

Сверху правая теперь!

Поиграю я в футбол                                          Кидать мячик между ладоней.

И забью в ладошку гол.

17. Физкультминутка

Зайки белые сидят                           Дети выполняют соответствующие движения

И ушами шевелят.

Вот так, вот так,

И ушами шевелят.

      Зайкам холодно сидеть,

      Надо лапки им погреть.

      Вот так, вот так,

      Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять,

Надо зайкам поплясать.

Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»

Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...