Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Соловьева Ольга Валентиновна

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.

Развивающие:

Продолжать развивать умение детей определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;  

 Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком.

Воспитательные:

 Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.

Оборудование:

Таблицы с изображением мака, шара.

Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки.

Фишки красного и синего цвета. 3. Лист ватмана, фломастеры. 4. Игрушка Буратино.

Предварительная работа: на занятиях знакомить детей со звуковым составом слова; учились определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком. Составлять схему звукового состава слова. Вне занятий в индивидуальной форме закрепляла умение детей четко произносить звуки в словах, используя для этого чистоговорки, четверостишия с часто повторяющимся определенным звуком. Так же использовала в работе с детьми словесные игры, такие как: «Кто больше?»«Добавь звук»«Быстро назови», «Кто больше назовет слов о зиме (весне, лете, осени, «Кто придумает больше слов».

Ход занятия

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращает внимание детей на Буратино.

Воспитатель: - ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? (Ответы детей) Да, это Буратино. Он пришел к нам на занятие, что бы поучиться у вас правильно проговаривать слова и звуки, находить нужные звуки в словах. Поучим Буратино? (Ответы) Тогда садитесь на стульчики правильно, и ты, Буратино, садись, слушай внимательно, начинаем наше занятие.

(Воспитатель обращает внимание детей на таблицу с изображением мака).

- Что изображено на таблице? (Ответы) - Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Ответы детей). Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? (Ответы детей)

Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.

(Дети вместе с воспитателем произносят звук а)

Вот видите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы. А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? (Ответы)

-Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к. (Дети по очереди произносят звук к) Что нам помогает при произнесении этого звука?

-Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? (Ответы детей)

- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(В. Берестов)

А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – жуки в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

(В. Берестов)

- Воспитатель: - давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш. Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык. Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. (Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).

Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. (Произносят)

Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а ? Нет. Значит, какой это звук? Гласный. Какого цвета фишкой обозначим звук а ? Красной. Какой последний звук? Р. Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук р? Синей. Вот мы с вами и составили схему слова шар.

Давайте прочитаем его. (Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).

Физкультминутка.

Кот Тимоша жил на крыше. Поднимают руки вверх.

Ниже в доме жили мыши. Наклон вниз.

По стене взбирались мыши. Движение руками снизу вверх.

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей. Повороты головой в стороны.

Вынув пробки из ушей. Руки приложить к ушам.

Он готовил мышеловки, Хлопок руками.

Но мышата были ловки. Прыжки на месте.

Спрятавшись за спину Тишки,  Закрыть ладошками лицо.

В прятки с ним играли мышки. Выглядывать из – за ладошки.

Работа с раздаточным материалом. Дети выполняют задание воспитателя. Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.

Дидактическая игра «Построим дом».

Воспитатель: - Дети, я предлагаю поиграть в игру «Построим дом». На листе бумаги я нарисую часть дома – стену. Дом нужно достроить, то есть пририсовать к нему те детали дома, в названии которых есть звук р. Слова нужно произносить так, чтобы было слышно звук р (Дети называют слова: крыша, труба, дверь, рама, ручка, крыльцо, порог, чердак – воспитатель пририсовывает недостающие детали). Затем рисуется забор, огород, грядки на грядках овощи, в названии которых есть звук р.

Молодцы, ребятки, вот какой красивый дом у нас получился, как много вы знаете слов со звуком р.

Сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.

Буратино, тебе понравилось, как дети занимались? Буратино говорит, что ему все понравилось, что он много узнал о звуках, многому научился, дети у вас и теперь будет стараться правильно их произносить.

Воспитатель: - До свидания, Буратино, приходи к нам еще. (Воспитатель уносит Буратино)

Дети, вы занимались хорошо, молодцы! 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_obuchenii_gramote.docx422.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.

Развивающие:

Продолжать развивать умение детей определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;  

 Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком.

Воспитательные:

 Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.

Оборудование:

Таблицы с изображением мака, шара.

Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки.

Фишки красного и синего цвета. 3. Лист ватмана, фломастеры. 4. Игрушка Буратино.

Предварительная работа: на занятиях знакомить детей со звуковым составом слова; учились определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком. Составлять схему звукового состава слова. Вне занятий в индивидуальной форме закрепляла умение детей четко произносить звуки в словах, используя для этого чистоговорки, четверостишия с часто повторяющимся определенным звуком. Так же использовала в работе с детьми словесные игры, такие как: «Кто больше?»«Добавь звук»«Быстро назови», «Кто больше назовет слов о зиме (весне, лете, осени, «Кто придумает больше слов».

Ход занятия

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращает внимание детей на Буратино.

Воспитатель: - ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? (Ответы детей) Да, это Буратино. Он пришел к нам на занятие, что бы поучиться у вас правильно проговаривать слова и звуки, находить нужные звуки в словах. Поучим Буратино? (Ответы) Тогда садитесь на стульчики правильно, и ты, Буратино, садись, слушай внимательно, начинаем наше занятие.

(Воспитатель обращает внимание детей на таблицу с изображением мака).

- Что изображено на таблице? (Ответы) - Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Ответы детей). Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? (Ответы детей)

Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.

(Дети вместе с воспитателем произносят звук а)

Вот видите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы. А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? (Ответы)

-Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к. (Дети по очереди произносят звук к) Что нам помогает при произнесении этого звука?

-Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? (Ответы детей)

- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(В. Берестов)

А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – жуки в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

(В. Берестов)

- Воспитатель: - давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш. Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык. Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. (Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).

Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. (Произносят)

Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а ? Нет. Значит, какой это звук? Гласный. Какого цвета фишкой обозначим звук а ? Красной. Какой последний звук? Р. Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук р? Синей. Вот мы с вами и составили схему слова шар.

Давайте прочитаем его. (Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).

Физкультминутка.

Кот Тимоша жил на крыше. Поднимают руки вверх.

Ниже в доме жили мыши. Наклон вниз.

По стене взбирались мыши. Движение руками снизу вверх.

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей. Повороты головой в стороны.

Вынув пробки из ушей. Руки приложить к ушам.

Он готовил мышеловки, Хлопок руками.

Но мышата были ловки. Прыжки на месте.

Спрятавшись за спину Тишки,  Закрыть ладошками лицо.

В прятки с ним играли мышки. Выглядывать из – за ладошки.

Работа с раздаточным материалом. Дети выполняют задание воспитателя. Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.

Дидактическая игра «Построим дом».

Воспитатель: - Дети, я предлагаю поиграть в игру «Построим дом». На листе бумаги я нарисую часть дома – стену. Дом нужно достроить, то есть пририсовать к нему те детали дома, в названии которых есть звук р. Слова нужно произносить так, чтобы было слышно звук р (Дети называют слова: крыша, труба, дверь, рама, ручка, крыльцо, порог, чердак – воспитатель пририсовывает недостающие детали). Затем рисуется забор, огород, грядки на грядках овощи, в названии которых есть звук р.

Молодцы, ребятки, вот какой красивый дом у нас получился, как много вы знаете слов со звуком р.

Сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.

Буратино, тебе понравилось, как дети занимались? Буратино говорит, что ему все понравилось, что он много узнал о звуках, многому научился, дети у вас и теперь будет стараться правильно их произносить.

Воспитатель: - До свидания, Буратино, приходи к нам еще. (Воспитатель уносит Буратино)

Дети, вы занимались хорошо, молодцы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"

Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже и...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.

Конспект образовательной деятельности  по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.Тема: знакомство с звуком «ж»...

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...

Конспект по "Речевое развитие. Обучение грамоте." в старшей группе.

Конспект по "Речевому развитию. Обучение грамоте." в старшей группе по теме: "Звуковой анализ слов "дом" и "дым""...

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...