Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект предназначается для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, некоторые игры можно использовать и в средней группе ДОУ. В конспекте игры, задания для ознакомления и запоминания буквы и звука Ш. Дошкольники в игровой формие изучают звук и букву, запоминают ее, развивают фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_sh.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ш] и буква Ш»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звук [Ш];

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Ш], в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ; проанализировать слова ШАР, МИШКА, составлять звуковую схему этих слов;

           - продолжать формировать понятие звук, буква;

          - упражнять в словообразовании.

Материал: изображение буквы Ш, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки, дедушка, бабушка, пушка, игрушки, шина, матрешка, дождь, шахматы; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, картинки с изображением  (ШАР, МИШКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы кружочки); в середине листа нарисована буква Ш, а вокруг картинки: мышка, машина, бараш, коза, лошадь, собака, матрешка.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Ш].

На доске висят картинки: шапка, шар, шоколад

Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим [Ш], то

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;

- широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

- теплая воздушная струя идет по центру язычка;

 - горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Ш] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный,  всегда твердый. Обозначается синим цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь твердый звук дружок

               Синий нарисуй кружок.

3. Фонетические упражнения

Качаем насосом колесо: ШШШШ (звук произноситься отрывисто)

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ш]»:

Ш, м, к, ш, ц, ш            ша, аш, шу, са, зы, уш         уж, уши, нос, шина, шар

Ш, с, ш, ц, з, ш             уш, ош, шо, са, зы, иш        машина, мишка, Маша, сыр              

5. Работа с картинками.

В ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в словах, разделить на слоги: шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки, дедушка, бабушка, пушка, игрушки, шина, матрешка, дождь, шахматы.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ш] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:                          .

Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?

Сижу верхом,                   Растет на суше                     Белые горошки

Не ведаю, на ком.             Голова из плюша.                На зеленой ножке.  

              (шапка)                        (камыш)                                (ландыш)

7.«Закончи слово слогами»

ША: …ры, …кал, кры…., …лун             ШИ: …на, …ло

8. Четвертый лишний

Ша, ша, ша, аш              уш, уш, шу, уш         Маша, Миша, Паша, Артем

Шо, ош, ош, ош             ши, ши, ыш, ши        шар, шум, шорох, сок

9. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ШАР, МИШКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы кружочки)                        

10. Звуковой анализ слов: (в середине листа нарисована буква Ш, а вокруг картинки: мышка, машина, бараш, коза, лошадь, собака, матрешка) «Нужно провести линию от картинки к букве Ш, в том случает, если в этом слове есть звук [Ш]».

11. Знакомство с буквой Ш.

                              Буква Ш с тремя шипами –

                              Не хватай ее руками.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ш?

- Выложить на столе из бросового материала букву Ш.

11. Анализ и чтение слогов: ША, ШО, ШУ, АШ, ОШ, ШИ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

КАМЫШ    МЫШКА

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ш]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 27: дети закрашивают букву Ш синим карандашом и раскрашивают картинки.

14. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Разминка»

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -             Держат мячик между пальцев по очереди

Скажет утром каждый пальчик                       (большой – указательный, средний, безымян-

                                                                            ный, мизинец). Сначала правой, затем левой

                                                                             рукой.

Мячик сильно посжимаю                                 Сильно сжимают су-джок по очереди в 

И ладошку поменяю                                          правой (левой) ладони.

Сверху левой, снизу правой                            Катать мячик между ладонями

Я его катаю – браво.

Поверну, а ты проверь –                                   Поменять руки, теперь правая сверху

Сверху правая теперь!

Поиграю я в футбол                                          Кидать мячик между ладоней.

И забью в ладошку гол.

15. Физкультминутка

      Если в слове первый звук услышите [Ш], то нужно встать и поднять руки вверх, а если первым будет [С], то присеть на корточки:

Шар, сок, шуба, сама, суп, ширма, Саша, жук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...