Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект предназначается для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, некоторые игры можно использовать и в средней группе ДОУ. В конспекте игры, задания для ознакомления и запоминания буквы и звука Ш. Дошкольники в игровой формие изучают звук и букву, запоминают ее, развивают фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_sh.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ш] и буква Ш»
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- научить четко произносить звук [Ш];
- продолжать учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук»;
- учить определять место звуков [Ш], в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ; проанализировать слова ШАР, МИШКА, составлять звуковую схему этих слов;
- продолжать формировать понятие звук, буква;
- упражнять в словообразовании.
Материал: изображение буквы Ш, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки, дедушка, бабушка, пушка, игрушки, шина, матрешка, дождь, шахматы; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, картинки с изображением (ШАР, МИШКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы кружочки); в середине листа нарисована буква Ш, а вокруг картинки: мышка, машина, бараш, коза, лошадь, собака, матрешка.
Ход:
- Дыхательное упражнение: ветерок
- Знакомство со звуком [Ш].
На доске висят картинки: шапка, шар, шоколад
Какой первый звук в этих словах?
Когда мы произносим [Ш], то
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
- теплая воздушная струя идет по центру язычка;
- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)
- Звук [Ш] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный, всегда твердый. Обозначается синим цветом.
Повторить: Если песня не поется,
Звук согласным назовется.
Слышишь твердый звук дружок
Синий нарисуй кружок.
3. Фонетические упражнения
Качаем насосом колесо: ШШШШ (звук произноситься отрывисто)
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ш]»:
Ш, м, к, ш, ц, ш ша, аш, шу, са, зы, уш уж, уши, нос, шина, шар
Ш, с, ш, ц, з, ш уш, ош, шо, са, зы, иш машина, мишка, Маша, сыр
5. Работа с картинками.
В ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в словах, разделить на слоги: шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки, дедушка, бабушка, пушка, игрушки, шина, матрешка, дождь, шахматы.
6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ш] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме: .
Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?
Сижу верхом, Растет на суше Белые горошки
Не ведаю, на ком. Голова из плюша. На зеленой ножке.
(шапка) (камыш) (ландыш)
7.«Закончи слово слогами»
ША: …ры, …кал, кры…., …лун ШИ: …на, …ло
8. Четвертый лишний
Ша, ша, ша, аш уш, уш, шу, уш Маша, Миша, Паша, Артем
Шо, ош, ош, ош ши, ши, ыш, ши шар, шум, шорох, сок
9. Звуко-буквенный анализ слова, используя картинку с изображением (ШАР, МИШКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы кружочки)
10. Звуковой анализ слов: (в середине листа нарисована буква Ш, а вокруг картинки: мышка, машина, бараш, коза, лошадь, собака, матрешка) «Нужно провести линию от картинки к букве Ш, в том случает, если в этом слове есть звук [Ш]».
11. Знакомство с буквой Ш.
Буква Ш с тремя шипами –
Не хватай ее руками.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ш?
- Выложить на столе из бросового материала букву Ш.
11. Анализ и чтение слогов: ША, ШО, ШУ, АШ, ОШ, ШИ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.
КАМЫШ МЫШКА
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ш]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 27: дети закрашивают букву Ш синим карандашом и раскрашивают картинки.
14. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Разминка»
«Здравствуй, мой любимый мячик!» - Держат мячик между пальцев по очереди
Скажет утром каждый пальчик (большой – указательный, средний, безымян-
ный, мизинец). Сначала правой, затем левой
рукой.
Мячик сильно посжимаю Сильно сжимают су-джок по очереди в
И ладошку поменяю правой (левой) ладони.
Сверху левой, снизу правой Катать мячик между ладонями
Я его катаю – браво.
Поверну, а ты проверь – Поменять руки, теперь правая сверху
Сверху правая теперь!
Поиграю я в футбол Кидать мячик между ладоней.
И забью в ладошку гол.
15. Физкультминутка
Если в слове первый звук услышите [Ш], то нужно встать и поднять руки вверх, а если первым будет [С], то присеть на корточки:
Шар, сок, шуба, сама, суп, ширма, Саша, жук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»
В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»
в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»
Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"
Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...