Парциальная программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «Слова, слоги, звуки, буквы». Н.П. Забодаева
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Забодаева Надежда Петровна

      Содержание Программы ориентировано на формирование зву­ковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обу­чения грамоте дошкольников 5-7 лет.

    Содержание Программы представляет одно из направлений об­разования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парциальная программа

по обучению грамоте детей 5-7 лет

«Слова, слоги, звуки, буквы»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели программы
  3. Задачи программы
  4. Использовались принципы
  5. Принципы
  6. Все это позволяет обеспечить:
  7. Сохранение традиций, когда педагог:
  8. Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:
  9. Возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
  10. Целевые ориентиры
  11. Содержание программы
  12.   Старшая группа (5–6 лет)
  13.  Характеристика речевого развития детей 5–6 лет
  14. Основные задачи обучения грамоте
  15.  Перспективный план
  16. Планируемые результаты
  17. Подготовительная группа (6–7 лет)
  18. Характеристика речевого развития детей 6–7 лет
  19. Основные задачи этого этапа обучения
  20. Перспективный план
  21. Планируемые результаты

                                                                Пояснительная записка

      Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5-7 лет.

    Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Реализация Программы предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и - на их основе - развитие связной речи.

Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.

 

Цели программы

  • Раскрытие основных направлений речевого развития детей 5-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет.
  • Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
  • Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
  • Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование.

 

Задачи программы

  • Развитие потребности активно мыслить.
  • Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
  • Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
  • Развитие логических форм мышления.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Формирование инициативности, самостоятельности.
  • Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).

 

При разработке программы использовались следующие принципы:

  • принцип развивающего и воспитывающего образования;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип активности и самостоятельности;
  • принцип полноты, необходимости и достаточности;
  • принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
  • принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.

Принципы:

  • создания условий для самостоятельной деятельности детей;
  • обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • поддержки индивидуальности и инициативы детей;
  • создания условий для принятия детьми решений;
  • развития умения работать в группе сверстников;
  • построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
  • личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
  • возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
  • построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
  • признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 

Все это позволяет обеспечить:

  • равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
  • преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
  • развитие познавательной деятельности;
  • формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС ДО);

 

  • ведет и направляет детей к освоению содержания Программы;
  • оказывает комплексное воздействие на речевое развитие ребенка;
  • при отборе содержания использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные подходы к формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей 5-7 лет;
  • имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, который реализуется через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, через систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самооценку выполненной работы);
  • имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области речевого развития.
  1. Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:
  • развивающую направленность через применение специально подобранных игровых задач, с целью усвоения программных задач;
  • формирование основ словесно-логического мышления;
  • развитие способности классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т. д.);
  • ознакомление с моделированием (слоговой и звуковой структуры слова);
  • введение детей в мир слов, звуков;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • развитие любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);
  • развитие интереса и способностей к чтению.

Научные исследования педагогического опыта (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, О. С. Ушакова) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников обеспечивает их умственное развитие.

  1. Возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

В Программе реализуются положения Л. С. Выготского о том, что:

  • личность ребенка - это «сплав аффекта и интеллекта». Поэтому общение на занятиях с ребенком строится на высоком уровне эмоционального комфорта (эмоции взрослого: радость, удивление, доброжелательность и т. д., а также веселые рисунки, стихи и т. д.);
  • обучение осуществляется только в реальной деятельности самого ребенка, поэтому основной метод обучения - метод практических заданий (упражнений), проблемно-поисковый метод;

А также концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.

Поэтому в технологии реализации Программы большое место отводится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.

Ребенок:

  • проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • выражает свои мысли;
  • проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
  • проявляет любознательность;
  • интересуется причинно-следственными связями;
  • обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
  • обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».

На основании целевых ориентиров разрабатываются планируемые результаты освоения Программы. Они конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты освоения Программы имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой ориентиры для деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.

Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, которые:

  • осознают, что только вместе они смогут помочь ребенку в решении поставленных задач;
  • понимают, что ребенок - уникальная личность и ее необходимо ценить, поддерживать, развивать;
  • дают понять ребенку, что взрослые всегда готовы прийти ему на помощь, если это потребуется;
  • учитывают его интересы, способности и трудности, которые у него возникают в процессе образовательной деятельности;
  • проникаются интересом к творчеству ребенка (подбор слов похожих по звучанию, называние слов с заданным звуком и т. д.);
  • активны в создании развивающей среды;
  • проявляют внимание, деликатность, терпимость, если у ребенка не все получается;
  • изучают Программу и комплект пособий, обсуждают их содержание и роль каждого в ее реализации.

                                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                              СТАРШАЯ ГРУППА (5–6 лет)

                                              Характеристика речевого развития детей 5–6 лет

     Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове.

Основные задачи обучения грамоте:

 • Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;

 • Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;

• Закреплять умение делить слова на слоги;

• Формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);

 • Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование);

• Способствовать развитию фонематического восприятия;

• Познакомить с термином «предложение»;

• Формировать умение: – правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»; – составлять предложение из двух, трех, четырех слов; – записывать предложение условными обозначениями;

• Способствовать развитию графических навыков;

• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

 • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

                                                    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

        

Дата

Тема

Цель

Материал

10

1 неделя

1

Слово, как единица речи

     Дать понятие, что речь состоит из предложений; слово – часть предложения; словами обозначают всё, что находится вокруг. Уметь называть отдельные слова. Учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

Таблица

«Звучащее слово».

Лист №1,2

10

2 неделя

2

Слово, обозначающие предметы: живые (кто это? И неживые (что это)

       Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Упражнять в постановке вопросов: кто это? Или что это?

Картинка «Избушка».

Лист №3; 4

10

3 неделя

3

Длинные и короткие слова. Деление слов на слоги. Моделирование.

      Объяснить, что слова бывают длинные и короткие. Учить делить слова на слоги.

Картина «Кошка с котятами».

Лист №5

10

4 неделя

4

      Слова, состоящие из двух слов. Моделирование.

 

Знакомить детей с разнообразием слов.

Иллюстрации снегопада, листопада, самоката, самолёта, пылесоса, мясорубки

11

1 неделя

5

Слово, обозначающее действия предмета или действия с предметами, отвечающими на вопрос что делает?

  Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов, обозначать слова-действия графически.

Предметные картинки.

Лист№6

11

2 неделя

6

Понятие о предложении.

           Дать детям понятие о предложении и его графическом изображении.

Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки.

Лист №7

11

3 неделя

7

Слово, обозначающие признак предмета.

Познакомить со словами, обозначающими признаки предмета, что они отвечают на вопросы какой,?, какая?, какие?

картинки.

Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки.

Лист №8

11

4 неделя

8

 

  Предложения состоящие из четырёх слов.

    Учить составлять простые предложения, правильно согласовывать в числе глаголы с именами существительными.

Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки.

12

1 неделя

9

Слова – наречия.

Познакомить со словами, которые обозначают признак действия. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия

Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки.

12

2 неделя

10

Речевые и не речевые звуки. Познакомить с артикуляционным аппаратом.

   Познакомить с образованием различных звуков. Познакомить с артикуляционным аппаратом.

Индивидуальные зеркала. Предметные картинки.

12

3 неделя

11

Звуки «С», «Сь».

    Учить различать и произносить изолированно звуки «С», «Сь», интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №9

12

4 неделя

12

Звуки «З»,»Зь».

    Учить различать и произносить изолированно звуки «З», «Зь», интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №10

01

1 неделя

13

Звуки «С», «Сь», «З», «Зь»

    Учить различать и произносить изолированно звуки «С», «Сь», «З», «Зь»; интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. Определять данные звуки в конце слова.

01

2 неделя

14

Звук «Ц»

    Учить различать и произносить изолированно звук «Ц». Интонационно выделять его и определять место нахождения в слове; подбирать слова начинающие на данный звук.

Лист №12

01

3 неделя

15

Звук «Ш»

    Учить различать и произносить изолированно звук «Ш», интонационно выделять его и определять место нахождения в словах; подбирать слова начинающие на данный звук.

Лист №13

01

4 неделя

16

Звук «Ж»

    Учить различать и произносить изолированно звук «Ж», интонационно выделять его и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данный звук.

Лист №14

02

1 неделя

17

Звуки «Ш», «Ж»

    Учить различать и произносить изолированно звуки «Ш», «Ж»; интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №15

02

2 неделя

18

Звук «Щ»

     Учить различать и произносить изолированно звук «Щ»; интонационно выделять его в словах; подбирать слова начинающие на данный звук.

Лист №16

02

3

неделя

19

Звук «Ч»

    Учить различать и произносить изолированно звук «Ч»; интонационно выделять его в словах и определять место в словах;  подбирать слова начинающие на данный звук.

Лист №17

02

4 неделя

20

Звуки «Щ», «Ч»

    Учить различать и произносить изолированно звуки «Щ», «Ч», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №18

03

1 неделя

21

Звуки «Р», «Рь»

    Учить различать и произносить изолированно звуки «Р», «Рь», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №19

03

2

неделя

22

Звуки «Л», «Ль»

        Учить различать и произносить изолированно звуки «Л», «Ль», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист № 20

 

03

3

неделя

23

 

Звуки «М»,«Мь»

                Учить различать и произносить изолированно звуки «М», «Мь», интонационно выделять их в и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №21

03

4 неделя

24

Звуки «Б», «Бь»

            Учить различать и произносить изолированно звуки «Б», «Бь», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №22

04

1 неделя

25

Звуки «К», «Кь»

              Учить различать и произносить изолированно звуки «К», «Кь», интонационно выделять ихи находить их место  в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №23

04

2 неделя

26

Звуки «Г», «Гь»

        Учить различать и произносить изолированно звуки «Г», «Гь», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист № 24

04

3 неделя

27

Звуки «Д», «Дь»

         Учить различать и произносить изолированно звуки «Д», «Дь», интонационно выделять их и находить место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №27

04

4 неделя

28

Звуки «Т», «Ть»

            Учить различать и произносить изолированно звуки «ТЬ», «Ть», интонационно выделять их и находить место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки.

Лист №28

                                                ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года ребёнок умеет:

  • вслушиваться в звучание слова;
  • называть звуки слова;
  • интонационно выделять заданные звуки в словах;
  •  определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
  • делить слова на слоги;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
  •  составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
  •  записывать предложение условными обозначениями;
  • понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

                                       Имеет:

  • навык самоконтроля и самооценки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6–7 лет)

Характеристика речевого развития детей 6–7 лет

         Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500– 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко — близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер — твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).

В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей. Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый — смелее, добрый — добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб — хлебница, сахар — сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал — бежал, пришел — ушел). Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 6–7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач — грач, банки — санки и т. д.). Звук представляется во всем многообразии (одновременно дошкольники знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Эти определения понятны дошкольникам, хотя они несколько отличаются от тех, которые даются другими специалистами (звук — членораздельный элемент человеческой произносимой речи, буква — письменный знак звука). Работа по звуко-буквенному анализу проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах. Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву. По мере ознакомления с буквами дошкольники учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв.

                   Основные задачи этого этапа обучения

  1. Познакомить:

с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный);

2.Формировать:

• умение проводить фонетический разбор слов;

• умение соотносить звук и букву;

• умение читать слова;

•умение понимать прочитанный текст;

•умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

• навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

                                       ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Дата

Тема

Цель

Материал

10

1 неделя

1

Звук и буква «А»

     Познакомить со звуком «А»-гласным звуком. Познакомить с условным обозначением гласного звука - красный квадрат. Познакомить с печатным обозначением буквы «А». Познакомить с буквой 2А», как знаком звука «А», не допуская смешения понятий звук и буква. Закрепить понятие о том, что звук может находится в начале, в середине, в конце слова.

 

Листы 1-2

10

 2 неделя

2

Звук и буква «О»

     Познакомить со звуком «А»-гласным звуком. Познакомить с условным обозначением гласного звука - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «О». Закрепить понятие о том, что звук и буква могут находится в начале, в середине, в конце слова.

Листы 3-4

10

3

неделя

3

Звук и буква «У»

     Познакомить со звуком «У»-гласным звуком. Познакомить с печатным написанием буквы «У». Закрепить понятие о том, что звук может находится в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

Лист 5

10

4 неделя

4

Звук и буква «Ы»

     Познакомить с гласным звуком «Ы». Познакомить с печатным написанием буквы «Ы». Закрепить понятие о том, что звук может находится в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук в словах.

Лист 6

11

1 неделя

5

Звук и буква «Э»

     Познакомить со звуком «Э»-гласным звуком. Познакомить с печатным написанием буквы «Э».Учить интонационно выделять звук в словах.

 

Лист 7

11

2 неделя

6

Звуки и буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э»

Закрепить знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «Ы», «Э». Закреплять умения находить место звуков в словах. Закрепить умение подбирать схемы слов к названым предметов.

Лист 8

11

3 неделя

7

Звук и буква «Л»

   Познакомить с согласным  звуком «Л». Познакомить с условным обозначением гласного звука – синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Л». Закрепить умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить читать слоги.

Лист -9

11

4 неделя

8

Звук и буква «М»

   Познакомить с согласным  звуком «М», с печатным написанием буквы «М». Учить соотносить схему с написаным словом. Учить читать слоги, слова

Лист 10

12

1 неделя

9

Звук и буква «Н»

   Познакомить с согласным  звуком «Н». Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Лист 11

12

2 неделя

10

Звук и буква «Р»

   Познакомить с согласным звуком «Р». Познакомить с печатным написанием буквы «Р». Учить читать слоги и слова. Закрепить умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.

Лист 12

12

3 неделя

11

Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»

        Закрепить знания о гласных буквах «Л», «м», «Н», «Р». Закрепить умение составлять слоги из пройденных букв. Закреплять умение читать составленные из пройденных букв слова.

Лист 13

12

4 неделя

12

Буква «Я»

    Познакомить с гласной буквой «Я» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова.

Лист 14

01

1 неделя

13

Буква «Ю»

    Познакомить с гласной буквой «Ю» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова.

Лист 15

01

2 неделя

14

Буква «Е»

   Познакомить с гласной буквой «Е» и её печатным написанием. Учить писать слоги и слова.

Лист 16

01

3 неделя

15

Буква «Ё»

     Познакомить с гласной буквой «Ё» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова.

Лист 17

     

 01

4 неделя

16

Звук и буква «И»

   Познакомить с гласным звуком «И» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова.

 

Лист 18

02

1 неделя

17

    Слоги, слова, предложения

   Закрепить умения составлять предложения, определять в предложении порядок следования.

Лист 19

02

2 неделя

18

   Звуки «Г-Гь» - «К-Кь» и буквы «Г»-«К»

   Познакомить со звуками «Г», «Гь» (звонкими), и «К», «Кь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Г», «К». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Листы 20 - 21

02

3 неделя

19

    Звуки «Д-Дь» - «Т-Ть» и буквы «Д»-«Т»

     Познакомить со звуками «Д», «Дь» (звонкими), и «Т», «Ть» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв

«Д», «Т». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета.

 

Листы 22 - 23

02

4 неделя

20

    Звуки «В-Вь» - «Ф-Фь» и буквы «В»-«Ф»

       Познакомить со звуками «В», «Вь» (звонкими), и «Ф», «Фь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «В», «Ф». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Листы 24 - 25

03

1 неделя

21

      Звуки «З-Зь» - «С-Сь» и буквы «З»-«С»

         Познакомить со звуками «З», «Зь» (звонкими), и «С», «Сь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «З», «С». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Листы  26 - 27

03

2 неделя

22

       Звуки «Б-Бь» - «П-Пь» и буквы «Б»-«П»

      Познакомить со звуками «Б», «Бь» (звонкими), и «П», «Пь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Б», «П». Учить читать слова и производить фонематический разбор.

Листы 28 - 29

03

3 неделя

23

Звуки «Х-Хь» и буква «Х»

     Познакомить с согласными звуками «Х», «Хь». Познакомить с печатным написанием буквы «Х». Находить в тексте букву «Х». Закрепить умение проводить фонетический разбор слов.

Лист 30

03

4 неделя

24

Звуки и буквы «Ж» - «Ш»

  Познакомит с твёрдыми согласными звуками «Ж» (звонкими) и «Ш» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Ж» и «Ш». Учить читать слова. Познакомить детей с тем, что у звуком «Ж» и «Ш» нет мягкой опоры. Закрепить умение проводить фонематический разбор.

Листы 31 - 32

04

1 неделя

25

Звуки и буквы «Ч» и «Щ»

      Познакомить с мягкими согласными звуками «Ч» и «Щ». Познакомить с печатным написание букв «Ч» и «Щ»; звуки «Ч» и «Щ» всегда мягкие. Закреплять умение проводить фонематический разбор.

 Листы 33 - 34

04

2 неделя

26

Звук и буква «Ц»

         Познакомить с твёрдым согласным звуком «Ц». познакомить с печатным написанием буквы «Ц». Закреплять умение определять место звука в слове.

Лист 35

04

3 неделя

27

Звук и буква «Й»

     Познакомить с мягким согласным звуком «й». Познакомить с печатным написанием буквы «Й». Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

Лист 36

04

4 неделя

28

Буквы «Ь» и «Ъ»

      Познакомить со смягчающей функцией мягкого знака и разделительной функцией Ъ. У

                                     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 К концу учебного года ребенок:

 – проявляет интерес к звучащему слову, чтению;

 – ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;

 – понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;

– разгадывает ребусы, кроссворды;

– читает слова.

                                      Литература

  1. Колесникова Е.В. «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников, как предпосылка обучения грамоте».
  2. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".

Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект ООД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п], [п’].

              - закрепить навыки различия и четкого произношения звуков [п], [п`]...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе

Пояснительная запискаСовременная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольно...

Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе.

Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе составлена с учетом ФГОС ДО и включает в себя все разделы.Данная программа разработана на основе методического пособия "Обучени...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...