Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе : звук [3 - 3'];
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

 Давудова Индира Шайдабеговна

  Цель. Упражнять детей в умении определять слова с мягкими и твёрдыми звуками [3 — 3']; учить составлять сложные предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что; активизировать словарь (названия ягод); развивать чувство ритма (соотносить ’ритм и изображение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.zvuk_z.docx145.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе :

звук [3 - 3'];          

                                                           Воспитатель: Давудова Индира Ш.

  Цель. Упражнять детей в умении определять слова с мягкими и твёрдыми звуками [3 — 3']; учить составлять сложные предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что; активизировать словарь (названия ягод); развивать чувство ритма (соотносить ’ритм и изображение).

Оборудование. Две куклы (с 6—7 различиями в облике и одежде); пред-меты (картинки) для кукол: зонт, заколка, зеркало, корзина; старичок-лесовичок полоски с клетками в один ряд и наборы красных и синих квадратов (по 8 шт.)на каждого ребёнка.

Ход занятия :

Приветствие друг друга:                                                                                 Придумано кем-то,                                                                                             Просто и мудро,                                                                                                       При встрече здороваться,                                                                                       Доброе утро солнце и птицы,                                                                                Доброе утро улыбчивым лицам                                                                                     И каждый становится  добрым, доверчивым                                                         Пусть доброе утро длится до вечера!

Педагог: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришли гости, давайте познакомимся с ними                                                                                                1. Педагог показывает детям двух кукол и предлагает познакомиться с ними.                                                                                                                        Кукол зовут Зоя и Зина. Но кто из них Зоя, а кто Зина, дети определяют по пред-метам (картинкам), которые расположены рядом с куклами,                       -Предметы, в названиях которых слышится твёрдый звук [3], находятся рядом с Зоей. Назови предметы. (Зонт, заколка.) Определи место звука в словах.

(В начале слов.)Предметы, в названиях которых слышится мягкий звук [3'], расположены рядом с Зиной. Назови предметы. (Корзина, зеркало.) Определи место звука в словах. (В середине слова, в начале слова.)             1.Рассмотрите внимательно кукол и расскажите, чем они похожи друг на друга. А чем различаются?(Воспитатель даёт образец:)                              У Зои длинные волосы, а у Зины короткие. (Далее дети составляют предложения с союзом а. )

Например:                                                                                                            У Зои светлые волосы, а у Зины тёмные.                                                                У Зои зелёное платье, а у Зины розовое. У Зои на ногах туфли, а у Зины — ботинки, На Зое надета кофта, а на Зине — куртка. У Зои платье с воротником, а у Зины — с кружевами.

2. Наши куклы-подружки пошли в лес за ягодами. Названия каких ягод вам знакомы? (Малина, черника, голубика, морошка, земляника.)Девочки пошли за ягодами, в названии которых есть звук [3']. (Земляника.)        Собирали куклы ягоды, так увлеклись, что и не заметили, как заблудились. Сели они под дерево. Опечалилась Зоя, заплакала Зина. Вдруг видят, идёт маленький старичок. Бросились они к нему навстречу и просят вывести их из леса. А старичок и говорит им: «Я старичок- лесовичок. В моём лесу живёт много «по-чему?» Ответите правильно на эти «почему?» — покажу вам дорогу домой». Зоя и Зина — маленькие девочки и поэтому многого не знают. Поможем им, ребята? И начал лесовичок задавать вопросы: Почему на полянке светло, а в густом лесу темно?Почему ягода земляника на полянке слаще, чем в лесу? Почему заяц большой, а зайчонок маленький? Почему маленьким детям нельзя ходить в лес одним? С вашей помощью ответили Зоя и Зина на вопросы лесовичка, и он вывел их к дому

Физминутка  «Куклы»

Поднимает кукла руки,                                                                              Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки )                                           А потом она танцует,                                                                                       Покружись, покружись!(Повороты вокруг себя)                                                    После танца всем ребятам                                                                                    Поклонись, поклонись! (Наклоны вперед)

3. Пришли куклы домой, устали. Сели на лавочку. Посмотрите, ребята, у Зои много земляники, а у Зины мало. Почему? (Дети составляют предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что. Например: «У Зои много земляники, а у Зины мало, потому что Зоя собирала ягоды, а Зина их ела».) Почему у Зои чистые губы, а у Зины грязные? Почему у Зои ясные глаза, а у Зины красные? (Они заплаканные.) А вы пошли бы в лес одни? (Нет.) Почему?                               4. Педагог раздаёт детям полоски, на которых изображён ряд клеток (размер 2х2 см), и наборы квадратов красного и синего цвета (размер квадрата 2х 2 см).Педагог предлагает детям взять красный квадрат и выполнить задания: закрыть первый квадрат в ряду; закрыть третий квадрат в ряду; закрыть пятый квадрат в ряду; закрыть второй квадрат в ряду и т.д.

5. Педагог говорит детям, что разноцветными квадратами можно выкладывать, ритмические рисунки, затем он рассказывает и показывает, например : «Громкий хлопок будем обозначать красным квадратом; тихий хлопок — синим квадратом. Квадраты кладём в ряд друг за другом, не пропуская клеток. А теперь слушайте и смотрите (воспитатель хлопает и выкладывает): громкий хлопок - красный квадрат; тихий хлопок - синий квадрат; громкий хлопок - красный квадрат: тихий хлопок -синий квадрат и т.п.» Воспитатель предлагает 2-3 детям прохлопать ритмический рисунок по цветным квадратам. Далее педагог выкладывает с помощью цветных квадратов другой ритмический рисунок, а дети по рисунку прохлопывают ритм. Например : два красных квадрата -один синий квадрат; два красных квадрата - один синий квадрат и т.д. Затем воспитатель прохлопывает ригмический  рисунок, а дети выкладывают цветные квадраты. После этого проводится совместная с педагогом проверка выполнения задания. Пример ритмического рисунка: два тихих хлопка — два громких хлопка; два тихих хлопка — два громких хлопка и т.д.                                                                                                                              6. «Разноцветные ритмы».                                                                               Цель. Формировать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение. На чудо-дереве появляются полоски (5—6 шт.), на каждой по одному ряду с клетками и выложенными (приклеенными, раскрашенными) ритмическими рисунками. От имени дерева детям даётся задание: прохлопать ритмические рисунки по цветным квадратикам.                                                                                             7. «Скажи наоборот».                                                                                          Цель. Упражнять детей в подборе антонимов, представ-

ленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями); закреплять навык образования сложных предложений с союзом а. Для себя я пою тихо, а для друзей громко. На санках я катаюсь зимой, а на велосипеде летом. Когда темно, мы свет зажигаем, а когда светло, мы свет гасим. Днём светит солнце, а ночью — луна. Олень бежит быстро, а черепаха ползёт медленно. Утром солнце всходит, а вечером заходит (садится). Буратино — весёлая кукла, а Пьеро — грустная кукла. У дуба ствол толстый, а у берёзы тонкий.               Рефлексия.                                                                                                           Ребята, давайте вспомним, какие задания мы с вами выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Что вам больше всего понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе " Звук [ Д], Буква Д"

С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами - учатся читать и писать.  Звуки мы слыши...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по стране гласных и согласных звуков"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие по стране гласных и согласных звуков"...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»

Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звук З- З”. Буква З»

 Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости...