Подготовка к школе: обучение грамоте
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

  Краткая информация обучения грамоте: чему учат детей в соответствии с программой по ФГОС в детском саду..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте

Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

Подготовка к обучению грамоте начинается:

В 3-4 года -  формируется:

  • умение вслушиваться в звучание слова,
  •  детей знакомят с терминами «слово», «звук».

В 4-5 лет  детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» .

  • Учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.
  • Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно,
  • Звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
  • Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
  • Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные,
  •  Определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
  • Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В 5-6 лет (старшая группа) учат:

  • производить анализ слов различной звуковой структуры;
  •  выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;
  • качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
  • правильно употреблять соответствующие термины.
  • учить определять место звука в слове.

Основное внимание уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

В 6-7 лет  (подготовительная к школе группа),  завершается работа по овладению основами грамоты.

Целесообразно выделить следующие направления:

1.      ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2.      ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3.      ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4.      ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5.      ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто детей учат побуквенному чтению.  Дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ…. В результате получается «кэотэ», вместо «кот».  Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).

Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

Подготовка к школе Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка к школеОбучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...