Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками Р, Рь и буквой Р"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект является продолжением программы по обучению грамоте по ознакомленю долшкольников с ОВЗ со звуками и буквами русского языка. В конспекте игры и упражнения для знакомства, закрепления умения и навыков по грамоте, развитию фонематических процессов: слуха, анализа, синтеза, представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_30.r.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Р], [Рь] и буква Р»    

Цели: - научить четко произносить звуки [Р], [Рь];

          - упражнять подбирать слова на заданный звук;

           - продолжать учить выделять звуки в слове (начале, середине, конце);

           -дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - продолжать формировать понятие «звук», «согласный звук», «буква», «слово», продолжать знакомство с понятием «согласный твердый звонкий звук», «согласный мягкий звонкий звук»

           - развивать фонематический анализ, синтез, представления.

           -  развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

           - продолжать учить читать, соотносить прочитанное с изображением, обращая внимание: имена пишутся с большой буквы;

           - воспитывать самоконтроль за речью в течение занятия.

Материал: изображение буквы Р, игрушки от киндер-сюрпризов: розовый, фотоаппарат, краб, жираф, Шрек, черепаха, красный, акула, прищепка, царь, крокодил, рыба, матрешка; демонстрационный материал «Звуки», «Паровозы»; раздаточный материал к серии «Игры с буквами»; буква Р из тренажера «Буквы русского языка»; дидактическая игра «Чудесный мешочек», магнитные буквы; тренажеры «Су-джок»; карандаш, тетрадь Н.В. Нищевой для старшей логопедической группы № 2.

Ход:

1.Знакомство со звуком [Р].

Скороговорка: Ехал грека через реку

                         Видит грека в реке рак,

                         Сунул грека руку в реку

                         Рак за руку  грека цап.

- Какие звуки часто слышаться в этой скороговорке?

- Давайте посмотрим друг на друга и подумает, что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук [Р]

  • Когда мы произносим [Р], то

- губки свободны;

- зубки сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними звуками и вибрирует;

- по середине идет теплая воздушная струя;

- горлышко «работает» (положить руку на горлышко)

- Мы можем этот звук петь? (нет) Если песня не поется

                                                        Звук согласным назовется.

- Кто мне хочет рассказать, какой это звук? (использовать схему)

- согласный, твердый. Положите руку на горлышко, оно  работает, звенит? Значит он звонкий.

  • Звук [Р] согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом с колокольчиком.    

2. «Поймай звук» «Хлопни в ладоши, если услышишь [Р]»:

лук, рука, ложка, рог                  хлеб, марка, Рома, рис

пила, вор, телевизор, комар                судак, краб, три, лоб, лиса

3. «Хлопушка»

Р: забо-    помидо-    -ома     топо-   т-акто-

Ра: -бота     -дуга     -кушка    -ма    по-    го-    ка-ндаш

Ры: кома-    топо-    -ба    -нок    -бак

4.  Знакомство со звуком [Рь]

Какой первый звук в словах: рис, рад, редька?

Звук [Рь] – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым кружочком с колокольчиком

5. «Четвертый лишний»

Корова, дорога, гречка, топоры                    забор, топор, якорь, торт

Краска, крыша, круг, крик                           рис, ряд, редис, рак

6. «Добавь звук»

После первого звука в словах произнести звук [Рь]

Битва – бритва              тюк – трюк        тяпка – тряпка      пятки – прятки

7. «Сколько звуков в слове»

Рак, редька, трибуна, три, треска

8. «Посади игрушки в паровозы»

1. Звук [Р] в начале, середине и конце слова.

2. Звуки  [Р], [Рь]

Игрушки: розовый, фотоаппарат, краб, жираф, Шрек, черепаха, красный, акула, прищепка, царь, крокодил, рыба, матрешка

9. «Подними сигнальчик»   р, рь, ль, а, и, ц, п, бь, ж

10. «Замени звук [Р] на [Рь]»

Рад-ряд    ров-рёв   пар – парь    хор – хорь  удар – ударь

«Замени звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились? Составь предложения с каждым словом.

Лак – рак              лов – ров       ложки – рожки   лама – рама    Лука – рука             бал – бар

Дал – дар              жал – жар      мил – мир           игла – игра     блошка – брошка   жил – жир

Свалка – сварка   рожь – рожь

11. Знакомство с буквой Р (эр): Буква Эр – рука в кармане,

Буква Эр – подарок маме.

- Продемонстрировать букву Р р, прописать ее в воздухе. Придумать букву Л из пальчиков.

- Зрительная гимнастика: буква Р на указке: вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. 

12. «Прочитай по цифрам»

                          1                                        

а   р   а   б   н   б   а          а   р   а   М   и   н

13. «Составление слов из букв»: шнурок, коршун; товар, отвар; Мария, армия

14. «Найди и прочитай слово» крыша, брат; корабль,

15. Работа за столами:

  • Проводят пальчиком по букве Л
  • Выкладывают букву Л из бросового материал
  • Пальчиковая гимнастика с использование массажера «Су-джок»

«Испечём мы каравай»

Месим, месим тесто                  Сжимаем массажный мяч в правой рук

Есть в печи место                     Перекладываем в левую руку и сжимаем

Испечем мы каравай                Несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками

Перекладывай, валяй.              Катаем мяч ладошками

  • Работа с кассой: У Риты ручка
  • Вставь пропущенные буквы Р-Л

к  .  ы  .  о             ма  .  я  .               ст  .  е  .  а      .  ыбо  .  ов

та  .  е  .  ка           .  оды  .  и             Ва  .  е  .  а

16. Итог:

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра показалась очень трудной?

- Что в ней было трудного?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какие звуки мы изучали?

- Как называется их буква?

- Какие слова мы читали?

Л  -  Р

к  .  ы  .  о             ма  .  я  .               ст  .  е  .  а      

та  .  е  .  ка           .  оды  .  и             Ва  .  е  .  а

       .  ыбо  .  ов

Л  -  Р

к  .  ы  .  о             ма  .  я  .               ст  .  е  .  а      

та  .  е  .  ка           .  оды  .  и             Ва  .  е  .  а

       .  ыбо  .  ов

Л  -  Р

к  .  ы  .  о             ма  .  я  .               ст  .  е  .  а      

та  .  е  .  ка           .  оды  .  и             Ва  .  е  .  а

       .  ыбо  .  ов

Л  -  Р

к  .  ы  .  о             ма  .  я  .               ст  .  е  .  а      

та  .  е  .  ка           .  оды  .  и             Ва  .  е  .  а

       .  ыбо  .  ов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»

В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»

Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитат...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"

В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных  и индивидуальных возможностей....