Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему "Звук и буква Й"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Крылова Татьяна Анатольевна

Уважаемые коллеги! Делюсь с вами материалом по по развитию речи для подготовительной группы на тему "Звук и буква Й"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе

                     «Знакомство со звуком и буквой «Ц».

ЦельОзнакомление с согласным звуком «Ц» и буквой «Ц,ц»

Задачи:

Познавательное развитие :

-познакомить детей с согласным звуком «Ц»,

-формировать умение читать слоги и слова с буквой «Ц»

-развивать графические навыки.

Речевое развитие :

-развивать фонематический слух детей,

-закреплять четкое произношение звука «Ц» при проговаривании чистоговорок

-закреплять умение выражать свои мысли фразовой речью

-развивать умение согласовывать числительные с существительными.

Социально-коммуникативное развитие :

-формировать у детей доброжелательность, вежливость, уважение к своим партнерам по общему делу.

-воспитывать умение слушать и договариваться.

Физическое развитие :

-способствовать предупреждению утомляемости посредством физкультминутки, пальчиковой гимнастики

-способствовать профилактике нарушения зрения и осанки.

Демонстрационный материал:

-карточки с изображением клубники, утки, рябины, индюка, цапли, арбуза

- курица (игрушка)

- цыплята из пластилина

-карточки с гласными буквами А,О, У, И, Е, Ы,Э, слоги ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ

-карточка со схемой слова, цветные квадратики,

- лист с заданием

-простые карандаши

Формы организации образовательного процесса :

-совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Форма работы с детьми:

-подгрупповая

-индивидуальная

Виды деятельности:

-коммуникативная

-познавательная

-двигательная

-игровая

Методы и приемы работы с детьми:

-наглядные:

-словесные: тексты пальчиковой гимнастики, физкультминутки

-практические.

Технологии:

-здоровьесберегающие,

-игровые,

-проблематика,

-коллективный способ обучения.

Мотивационный этап 

Звенит колокольчик

Восп. : Кто это пришел к нам в гости? И сегодня мы все вместе отправимся в путешествие, а в какое, нам подскажет наш волшебный колокольчик.

Гномик снова рад

Пригласить всех в Буквоград

В граде буквы том живут

И знакомства с нами ждут.

А попасть в Буквоград мы сможем, если придумаем и назовем слова, начинающиеся на твердый согласный звук. Вот какой пароль установил сегодня наш Гном Гномыч. Справитесь (Да). Тогда начинаем по очереди Гному говорить слова.

(Садятся.)

Исполнительный этап

Восп.: Вот мы с вами и оказались в Буквограде. И сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком, а с каким, нам подскажет подружка Гном Гномыча. Но ее имя он зашифровал с помощью вот этих картинок. Хотите узнать, как зовут подружку? (да)

Перед вами карточки, сперва перечислите, что на них изображено(клубника, утка, рябина, индюк, цапля, арбуз).

Расшифруйте загаданное имя по первым звукам этих слов. Догадались? (Курица) Гном Гномыч очень рад, что вы такие молодцы, отгадали его шифр. Но у него много дел в Буквограде и он прощается с нами. А курица останется с нами.

Восп.:  Давайте мы с ней поздороваемся. Сначала послушайте, а потом повторите за мной

ЦА-ЦА-ЦА ЦА-ЦА-ЦА, здравствуй, здравствуй, курица.

 ЦО-ЦО-ЦО ЦО-ЦО-ЦО, снесла курица яйцо.

Восп. : Кто был внимательным и услышал, подсказку от курицы, какой звук повторялся чаще всего? (Звук «Ц»).

Восп. : Верно это звук «Ц», давайте с ним знакомимся. Произнесите этот звук. Как мы его произносим? (тихо) Какой это звук? глухой Если мы положим ладошку на шею и произнесем звук Ц. Мы свободно произносим звук или нам что-то мешает? Мешает Что нам мешает во рту произнести этот звук? Язык Что делает язык, когда мы произносим звук Ц? кончиком дотрагивается до верхних зубов. Если мы звук произносим с препятствием, то он какой? согласный

Восп. : Правильно, молодцы. Звук Ц глухой, согласный. Что еще можно сказать о звуке «Ц» (Он твердый) Помните, какой пароль установил Гном Гномыч, чтобы нам попасть в Буквоград? С какими согласными звуками мы должны были назвать слова?

Восп. : Да, звук «Ц» твердый и есть у него маленький секрет – он всегда твердый. У него нет второго мягкого звука. Он один.

Курица говорит, что Звук «Ц» любит играть в прятки, давайте поиграем с ним и поищем его место в словах, которые она нам приготовила

 (Цапля, концерт, месяц, порция, заяц, палец, танец, цирк.)

Пока мы с вами звук искали, к курице детишки прибежали. А знаете, как зовут деток у курицы? (Цыплята). Хотите узнать, чем они занимались и где были? Выходите на полянку.

Физкультминутка.

Шли цыплята по дорожке (ходьба на носках на одном месте)

Прыгали на одной ножке (прыгают на одной ножке.)

А еще кружились смело (кружатся)

Крыльями махали вправо (взмахи руками с поворотом)

Крыльями махали влево (взмахи руками с поворотом)

А потом домой спешили (бег на месте)

К мамочке родной под крылья (обнять себя).

Интересно, сколько же цыплят у нашей курочки давайте посчитаем. (Дети проговаривая: один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят)

Все цыплята в сборе.

Вот мы с вами и познакомились с твердым согласным звуком «Ц». Вы так понравились курице, что она решила познакомить вас еще и со своей любимой буквой «Ц». (показ буквы)

- Ребята, давайте разберемся, а разве буква и звук это ни одно и тоже? (Нет, звук — это то, что мы слышим и произносим, а буква-то что мы видим и пишем, буква — это символ звука.) Звук ц обозначается вот такой буквой «Цэ» А еще курица приготовила для вас вот такие листочки с её любимой буквой Цэ и с интересными заданиями. Возьмите простой карандаш, листик и садитесь на свои места.

Найдите на листке ту часть, где на писаны буквы Цэ. Здесь написаны большая и маленькая буква Цэ. Эта большая буква называется заглавная, а маленькая - строчная. В каких словах мы пишем заглавную букву(В названиях улиц, городов, ФИО, кличек животных).

- Возьмите карандаш и напишите букву Цэ как в задании

- В следующем задании вам нужно быть внимательными. Найдите букву Цэ и обведите её в кружок.

-Молодцы, справились с заданием. А теперь давай прочитаем слоги, которые написаны внизу листа. Но читать мы их будут те дети, которых я назову, а остальные в это время будут их проверять, правильно они прочитали слог или нет.

-  А теперь, посмотрите чуть выше. Над слогами написаны слова. Они записаны в три столбика. Настя, найди, пожалуйста, первый столбик слева и попробуй прочитать верхнее слово. Какой буквы не хватало? Впишите её в квадрат. Теперь слово написано полностью. У вас в задании несколько слов с пустыми квадратами. Что вам нужно сейчас сделать, чтобы слова были написаны полностью? (вписать в квадраты букву Цэ).

Вписываем. А теперь давайте почитаем слова, которые у нас получились. Кто хочет прочитать, тот поднимает руку.

- Вы писали и ваши пальчики устали. И курица вас приглашает на гимнастику для ваших пальчиков.

Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы - клювик,   остальные прижаты к ладони)

Пять комочков (Пальцы сжаты в кулак)

Во дворе стоят у бочки (Изобразить бочку)

Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы- клювы)

Из щелей течет водица. (Перебирают пальцами, изображая клювики)

Вот из лужи пьют цыплятки (Показ как пьют цыплятки)

И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)

Вот поджали пальчики, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)

Побежали к мамочке («Пробежаться» пальцами по столу).

рефлексия

Ребята нам пора возвращаться обратно. С каким звуком мы сегодня познакомились? Интересные задания подготовила для вас курица? А курице понравилось, как вы сегодня работали, вы все молодцы и умницы!  Вокруг себя все покружились и в детсад все возвратились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

Конспект занятия по развитию речи  для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».

На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква  Р, р. Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ д/с №1&laq...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В»

Занятие по развитию речиКонспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе«Звуки В — Вь. Буква В»Задачи:образовательные— закрепить знания по пройденным буквам&mdash...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...