ООД по обучению грамоте "Звук [й], буква Й. "(подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Материал знакомит дошкольников со звуком й и буквой Й
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa_no14_g.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовительная группа
Занятие по основам обучения грамоте
«Звук [ј] и буква Йй»
Программное содержание: Уточнять артикуляцию звука[ ј];
Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои;
Закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове;
Знакомить с буквой Йй, закреплять образ буквы.
Оборудование: Набор картинок, панно букв, тетради в клетку, тетради «Учимся, играя», простые и цветные карандаши.
Словарная работа: КАРАВАЙ.
Ход занятия.
- Выделение звука [ј] в словах, характеристика звука [ј] и его артикуляция.
А. Игра «Доскажи словечко».
Цель: выделение и звука [ј] в слове и определение его позиции.
Воспитатель читает стихотворение, а дети говорят последнее слово.
Что мы пели, угадай? Что за месяц, угадай?
Кара… (вай). Месяц …(май).
Что нам пели, угадай? Что в стакане, угадай?
Баю.. (бай). Сладкий … (чай).
-Какой звук мы слышим в конце всех этих слов? Давайте ещё произнесём этот звук.
Б. Артикуляция звука [ј].
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Голосовые связки вибрируют. Воздушная струя выходит толчкообразно.
В. Характеристика звука [ј].
Звук ј – согласный, всегда мягкий.
2. Определение позиции звука [ј].
А. – Сегодня рыжий лисёнок – дежурный по занятиям. Он должен подобрать и выставить на доске картинки со звуком [ј], потому что именно этот звук сегодня будут изучать ученики лесной школы.
Рыжий лисёнок выставил на доске картинки. Тут пришёл его друг Зайка. Посмотрел и говорит: «Ты ошибся. В двух картинках этого звука нет».
- Как вы думаете, ребята, в названии каких картинок нет звука[ј]?
Педагог вместе с детьми произносит и разбирает каждое слово: чайник, попугаи, лейка, чайка, зайка, майка, караваи, йогурт, скамейка.
Как изменить слова попугаи, караваи, чтобы в них слышался звук [ј]? (Поставить в единственном числе: попугай, каравай.)
- Таким образом, звук [ј ] может встречаться в начале, середине и конце слов.
Б. Работа в тетради «Учимся, играя», с.24.
Какие слова изображены на картинках? Давайте покажем кружком на схеме, на каком месте стоит звук [ј] в каждом слове.
3. Знакомство с буквой Йй.
А. - В лесной школе все ученики хорошо знают, что каждому звуку соответствует буква. И все с нетерпением ждут, когда же Учёный Соловей познакомит их с новой буквой. Вот настало время, и учитель показал букву Йй (воспитатель открывает букву Й на буквенном панно).
Букву «Й» зовут И кратким.
«Й» - почти как «И» в тетрадке.
Чтобы «Й» не спутать с «И» -
Сверху галочку впиши.
( В. Степанов)
- Рассмотрите букву Й и раскрасьте её любым цветом.
-Красным карандашом обведите все буквы И, зелёным все буквы Й, изображённые в задании №3.
Б. Чтение слов и слогов:
ОЙ-ОЙ-МОЙ АЙ-АЙ-МАЙ
В. Рассмотрите картинки в задании №5. Давайте подберём к словам, изображённым на картинках, слова мой и мои. Слова, к которым подходит слово мой, обведите зелёным карандашом, а слово мои – красным карандашом.
Г. Написание буквы Й.
Воспитатель показывает на доске, как правильно писать букву Й, обращает внимание детей на «галочку» сверху. Дети пишут буквы Йй в тетрадях в клетку.
4. Выводы:
- Звук[ ј] – согласный, всегда мягкий.
- Звук [ј ]может стоять в начале, середине и конце слова.
- Буква Й похожа на букву И, отличается от неё только «галочкой» сверху, которую нельзя забывать писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)
НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)
Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...
Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук-Л, буква-Л» (подготовительная группа)
Цель: познакомить со звуком и буквой Л, л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи: -познакомить с буквой и со звуком Л, л; -автомат...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа
Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} - [Mь ]...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)
Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук А, буква А.» (подготовительная группа)
уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического вос...