Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте «Буква С, звуки С-Сь» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте «Буква С, звуки С-Сь» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
ЦЕЛЬ
Знакомство с буквой С, звуками С-Сь
Задачи
1. Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.
2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
3. Развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы,
4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
5. Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться дифференцировать эти звуки на слух и в произношении;
6. Закреплять умение работать с предложением
7.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
Оборудование:
- предметные картинки на звуки С и Сь
- демонстрационная карточка с буквой С.
- наборы для составления схем слогов и слов;
- светофорчики
- тетради, карандаши,
Ход:
Организационный момент.
Отгадывание загадок: (после отгадывания – картинка выставляется на панно)
• Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)
• Сто одежек— все без застежек. (Капуста)
• Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
- Послушайте: СССобака, капуСССта, лиСССа, СССамолет. Какой звук я выделила голосом? – Звук С.
- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками С и Сь и выучим букву С.
1. Дыхательная гимнастика – глубокий вдох, на выдохе произносим звук С ( папа поливает огород из шланга)
- Дайте характеристику звуку С.
а теперь произнесите звук Сь, дайте ему характеристику.
2.Игра «Припомни словечко».
Мальчики садятся на свое место, если вспоминают слово со звуком С, девочки – со звуком Сь.
3. «Знакомство с образом буквы С»
Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруг.)
Нарисуем полукруг
Буква С (эс) возникла вдруг
Что за буква светится
Ясным полумесяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
4. Игровое упражнение «Составь букву».
Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).
Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, проволока, счетные палочки, шерстяная нить.
5. Артикуляционная гимнастика
комплекс гимнастики для соноров
6. Игра «Поймай звук».
Мальчики топают на твердый звук С, девочки – хлопают на мягкий звук Сь.
А) в ряду звуков: С, З, СЬ, Ц, ЗЬ, С, СЬ, Ш, Ж, СЬ, З, С, Ц, С, СЬ, Ч, Щ, СЬ, Щ, С и др.
Б) в ряду слогов: СА, ЦА, ЩА, СЯ, ША, СО, СЁ, ЗУ, СЮ, СУ, ШУ, ЩУ, ЩЕ, СЕ, ЖЕ, СЭ, СЫ, ЦЫ, СИ и др.
7. «Светофорчики»
на доске висят картинки со звуками С и Сь, логопед называет их, дети поднимают вверх нужный цвет светофорчика
8. Игра «Скажи НАОБОРОТ».
Логопед говорит твердо, а дети по цепочке говорят мягко:
СА - …(ся)
СО - …(сё)
СУ - …(сю)
САД - …(сядь)
КОСЫ - … (коси)
НОСЫ - … (носи)
9. Доскажи словечко
са-са-са вот летит оса
су-су-су не боюсь осу
сы-сы-сы не боюсь осы
ся-ся-ся мы увидели гуся
си-си-си сено принеси
10. Работа в тетради ( Нищева Н.В)
какой звук, с или сь мы слышим в словах стул и сирень + звуковой анализ слов
печатание буквы и слова Сима
работа со схемой предложения
11. Итог
- Какой буквой обозначаются звук С и звук Сь? – БУКВОЙ ЭС.
- Чем отличается звук от буквы? – Букву мы видим и пишем, а звук – мы слышим и произносим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)
Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа
Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУКИ [К], [К′]. БУКВА К»
Цель:познакомить детей со звуком КЬ, учить давать полную характеристику звука (согласный, глухой, мягкий), учить дифференцировать звуки К и КЬ, упражнять в согласовании числительных с существительными...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа
Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком ...