Мастер - класс для воспитателей "Особенности работы по обучению дошкольников грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте

Коротышева Светлана Григорьевна

Цель: оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте, через игровую деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте» Составили: учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка », С.Г. Коротышева, Н.Н. Демченко

Слайд 2

Для Чего нужно Обучение грамоте в дошкольном возрасте? ребенок не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного интереса к речи, уточнение и расширение словарного запаса.

Слайд 3

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Слайд 4

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте - ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; - ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи; - ознакомление со словесным составом предложения - ознакомление со слоговым составом слова – членение слов (из 2-4 слогов) на части и составление слов из слогов. - ознакомление с звуковым составом слова – формирование навыков звукового анализа слов:

Слайд 5

Структура занятия обучения грамоте Вводно – мотивационный Практический Результативный

Слайд 6

Вводно – мотивационный Массаж лица; Развитие мимических мышц; Развитие артикуляционной моторики; Развитие дыхания и силы голоса.

Слайд 7

Практический - Знакомство с новым материалом; - Закрепление нового материала (развитие фонематических процессов); - Динамическая пауза; - Введение звука в речь; - Звуковой анализ слова; - Знакомство с буквой; - Подготовка к чтению и письму.

Слайд 8

Результативный Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Особенности работы по обучению дошкольников грамоте»

Цель: оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте, через игровую деятельность.

Участники: воспитатели МБДОУ, учителя-логопеды.

Ход.

Добрый день уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Проблема подготовки детей к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. Такие как «звук», «слог», «слово», «предложение». На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо для того, чтобы:

 -ребенок не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе;

-умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;       -для развития познавательного интереса к речи, уточнение и расширение словарного запаса.

Предлагаю вам определить, что включает в себя понятие «подготовка к обучению грамоте»

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду:

- ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

- ознакомление со словесным составом предложения

- ознакомление со слоговым составом слова – членение слов (из 2-4 слогов) на части и составление слов из слогов.

- ознакомление с звуковым составом слова – формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками. Научить детей проводить звуковой анализ слова.

Начинать подготовку к обучению грамоте необходимо с младшего возраста, работая над формированием звуковой культуры речи в группах детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения детьми звуковой стороны речи. Без такой предварительной подготовки начальный этап обучения грамоте всегда вызывает у детей серьезные трудности.

Структура занятий по подготовке к обучению грамоте

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций.

 Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например: игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.  

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;  

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

- звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:

 - в снятии усталости напряжения;

- в внесении эмоционального заряда;

- в совершенствовании общей моторики

- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Введение звука в речь.

Цель: введение звука в речь. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов.

8. Звуковой анализ слова.

Цель: выполнение звукового анализа слова. Сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

9. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква.  Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

9. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

10. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Использование компьютерных технологий при обучении дошкольников в целях реализации развивающей функции логопедического занятия»

Сегодня я хочу поговорить с вами об обучающей звуковой книге.  Я точно знаю, что такая книга есть у каждого из вас.  Более того, она есть у ваших детей. И многие дети уже научились ею пользо...

Мастер-класс «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников»

Данный мастер класс будет подспорьем для педагогов, которые реализуют шахматное образование в ДОУ....

Мастер-класс "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС "

В преддверии праздника Дня  Космонавтики данный материал будет актуален для   начинающих педагогов в интересной форме провести увлекательное путешествие используя квест-технологию. Квес...

Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""

Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...