Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.
методическая разработка по обучению грамоте

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь читать!". Срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_kak_horosho_umet_chitat.doc227.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\3.png

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения

«Как хорошо уметь читать!»

Срок реализации: 2 года

http://1.bp.blogspot.com/-gAb1AuFeSF4/Uqm3uAtPI1I/AAAAAAAAAMQ/7PSU02H3dTI/s1600/ddddd.jpg

Автор программы:

Сенич Анна Николаевна,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2022г.

        Дополнительная программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения «Как хорошо уметь читать!»    

(срок реализации – 2 года), Сенич А.Н.

        Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольникам 5-7 лет такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.  В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.


        Предназначена для   педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста, родителей дошкольников.

1. Пояснительная записка

   Направленность программы «Как хорошо уметь читать!» -социально-педагогическая программа  по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Как хорошо уметь читать!» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.122012 №273-ФЗ.
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №726-р);
  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

         Уровень усвоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы: овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, освоения навыков первоначального чтения, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.

Новизна:  освоение начальных навыков чтения начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл  в  прочитанном.

Главная задача работы по обучению начальным навыкам чтения дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение начальным навыкам чтения предполагает научить детей  на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Педагогическая целесообразность: освоение начальных навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в  дошкольном   возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Отличительные особенности программы: дети в игровом, звукоподражательном действии учатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

       Программа написана на основе «Программы обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Целью данной Программы является построение системы по освоению начальных навыков чтения дошкольников в возрасте 5-7 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  • развивать умение работать с полным составом звуков и букв русского языка;
  • обучить дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения;
  •  развить мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
  • научить детей применять полученные знания, умения и навыки в повседневной деятельности;
  • воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Планируемые результаты реализации Программы -

Дети знают:

  • — определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
  • — отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • — графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
  • — обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети умеют:

  • — различать гласные и согласные звуки;
  • — дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • — различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • — определять ударные гласные, слоги;
  • — определять в словах место и последовательность звуков;
  • — определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • — выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • — производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
  • — графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • — составлять графическую схему предложения; читать слоги:
  • — сочетание двух гласных;
  • — сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • — сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • — односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • — двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • — двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • — понимать прочитанное.
  • — читать односложные слова со стечением согласных;
  • — простое двусоставное предложение без предлога;
  • — простое предложение с предлогом;
  • — доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • — отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
  • Письмо (печатание):
  • — писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
  • — составлять схемы слов;
  • — выполнять письменные задания у доски;
  • — списывать с настенной доски слова, предложения;
  • — осваивать общий темп записи;
  • — умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
  • — соблюдают пробел между словами;
  • — уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.

Адресат программы: предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации: 2 года обучения.

Учебный год составляет - 36 недель, начинается в сентябре и заканчивается в мае (9 месяцев).

Количество академических часов в учебном году -72.

Длительность академического часа - 30 минут.

Количество академических часов в одну учебную неделю - 2 академических часа (2 занятия).

Наполняемость групп: занятия проводятся в групповой форме – не менее 12 человек.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяется в рамках текущего контроля.

Виды контроля:

  • Начальный контроль (диагностика) – проводится в начале освоения программы с 1 по 7 сентября.
  • Промежуточный контроль – открытое занятие (с родителями и детьми) – последняя неделя декабря.
  • В конце освоения программы – викторина для детей (с 12 по 19 мая).
  • Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и наыыками, правильность выполнения практических заданий, владение умением слушать и слышать инструкцию по выполнению заданий и упражнений.

Начальный контроль проводится в форме диагностических заданий: зрительно-пространственный гнозис и праксис (ориентация на листе бумаги, умение видеть клетку и направления – лево, право, верх, низ), умение различать на слух гласные и согласные звуки, умение дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Используемые методы: наблюдение и опрос, понимание инструкций и

выполнение заданий и упражнений.

Промежуточный контроль – открытое занятие ( родители и дети).  Используемые методы: практические (дидактическая игра, моделирование, словотворчество), наглядные (презентация, звуковые схемы, модели слов), словесные (беседа, дискуссия, поиск ответа на вопрос).

По завершении реализации программы проводится викторина для детей «Что я знаю и умею». Используемые методы - практические (дидактическая игра, моделирование, словотворчество), наглядные (презентация, звуковые схемы, модели слов), словесные (беседа, дискуссия, поиск ответа на вопрос).

Содержание контроля по завершении реализации программы определяется на основании дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Формы контроля: диагностика, наблюдение, совместное мероприятие с родителями.

Методы контроля: организация дидактических игр, викторина.

Критерии оценки результатов освоения программы.

На 1 году обучения оцениваются умения:

  • — дифференцировать понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
  • — отличать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова;
  • — графическое обозначение слогов, звуков и слов;
  • — обозначение мягкости согласных звуков;
  • — определять в словах место и последовательность звуков;
  • — определять количество звуков в словах, слогов в словах;
  • — выполнять звукобуквенный анализ односложных и двусложных слов;
  • — производить слоговой анализ и синтез слов;
  • — графически обозначать звуки, слоги и слова;

На 2 году обучения оцениваются умения:

  • — дифференцировать понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
  • — отличать звуков и букв, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и тексты;
  • — графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
  • — обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
  • — дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • — различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • — определять ударные гласные, слоги;
  • — определять в словах место и последовательность звуков;
  • — определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • — выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • — производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
  • — графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • — составлять графическую схему предложения; читать слоги:
  • —читать  доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • — отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Письмо (печатание):

  • — писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
  • — составлять схемы слов;
  • — выполнять письменные задания у доски;
  • — списывать с настенной доски слова, предложения;
  • — осваивать общий темп записи;
  • — умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
  • — соблюдают пробел между словами;
  • — уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.
    Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • музыкальный центр;
  • магнитные азбуки с набором букв;
  • звуковые символы гласные и согласных звуков (твердых и мягких);
  • буквари Н.С. Жуковой;
  • магнитные доски – 2 штуки;
  • картотека карточек с изображениями предметов по алфавиту русского языка.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • методические разработки В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, планы-конспекты занятий;
  • Буквари Н.С. Жуковой в расчете на каждого обучающегося;
  • развивающие и диагностические процедуры: игры, викторины, кроссворды, ребусы;
  • дидактические материалы: графические схемы слов, звуковые символы, модели слов, предложений, магнитные азбуки с наборами букв, слоговые линейки, карточки с заданиями по звукам и буквам;
  • презентации по звукам и буквам.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями в процессе обучения чтению.

Осуществление полноценного образовательного процесса освоения Программы невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение начальными навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению начальным навыкам чтения только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Работа с родителями предусматривает:

родительские собрания ( в начале учебного года и в конце учебного года);

индивидуальные беседы и консультации (по вопросам усвоения материала программы);

профилактические беседы и рекомендации;

анкетирование, социологический опрос (эффективность реализации программы);

совместные воспитательные мероприятия, открытые занятия.

Формы познавательной деятельности: дни открытых занятий (с 20 – 26 декабря ).

2. Учебно-тематический план 1 года обучения (дети 5-6 лет)

Тема занятий

Количество академических часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Мониторинг

1

1

0

Наблюдение динамики, промежуточный и итоговый педагогический мониторинг

Знакомство с понятием «Звук»

«играем -  звуки изучаем»

4

0

4

Знакомство с понятием «Буква»

«играем – буквы изучаем»

4

0

4

Формирование представлений о гласных звуках

15

0

15

Формирование представлений о согласных звуках  с использованием понятий «твердый и мягкий звук», «звонкий  и глухой звук»

24

0

24

Формирование представлений о твёрдых согласных звуках «Ш.Ж.Ц»

6

0

6

Формирование представлений о мягких согласных звуках «Ч.Щ.Й»

6

0

6

Формирование представлений о сонорных звуках «Л, Р»

4

0

4

Формирование представлений о йотированных звуках

4

0

4

Игровые упражнения с Ъ и Ь знаками

2

0

2

Занятия – повторение

1

0

1

Мониторинг

1

1

0

Всего занятий:

72

2

70

Учебно-тематический план 2 года обучения (дети 6-7 лет)

Тема занятий

Количество академических часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Мониторинг

1

1

0

Наблюдение динамики, промежуточный и итоговый педагогический мониторинг

Знакомство с понятием «Звук»

«играем -  звуки изучаем»

4

0

4

Знакомство с понятием «Буква»

«играем – буквы изучаем»

4

0

4

Формирование представлений о гласных звуках

15

0

15

Формирование представлений о согласных звуках  с использованием понятий «твердый и мягкий звук», «звонкий  и глухой звук»

24

0

24

Формирование представлений о твёрдых согласных звуках «Ш.Ж.Ц»

6

0

6

Формирование представлений о мягких согласных звуках «Ч.Щ.Й»

6

0

6

Формирование представлений о сонорных звуках «Л, Р»

4

0

4

Формирование представлений о йотированных звуках

4

0

4

Игровые упражнения с Ъ и Ь знаками

2

0

2

Занятия – повторение

1

0

1

Мониторинг

1

1

0

Всего занятий:

72

2

70

3. Содержание программы.

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - освоение начальных навыков чтения, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Освоение начальных навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Реализацияпрограммы способствует развитию у воспитанников фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений обо всех буквах алфавита;  сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия, развитию памяти и логического мышления.

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

4. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей

Программы.

1 год обучения – методика Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Фронтальные логопедические занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2 год обучения – методика Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно.

Методы обучения – словесный, наглядный практический: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский, проблемный, игровой. Методы воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательной деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы организации учебного занятия – беседа, игра, наблюдение, открытое занятие, викторина.

Педагогические технологии – технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.

Дидактические материалы – раздаточный материал к занятиям, задания, упражнения, образцы заданий.

5. Список литературы.

Литература, рекомендуемая для родителей и детей.

1. 3-я часть программы Е.В. Колесниковой - «Развитие звуко-буквенногоанализа у детей 6 лет». Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я».

2. «От А до Я»- рабочая тетрадь для выполнения заданий ребёнком.

3. В.Г. Дмитриева . Веселые буквы в картинках. - Москва: ACT. - 2012.

4. В.Г. Дмитриева . Азбука в картинках. - Москва: ACT. - 2012.

5. Н.Н. Павлова. Азбука с крупными буквами: учебное пособие / ил. Н. В.

Мельниковой - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2009,- 88 с.: ил. - (Завтра в школу).

6. Н.Н. Павлова Читаем после «Азбуки с крупными буквами»: учебное пособие / ил. Н. В. Мельниковой и В. Н. Зацеляпина. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2008,- 64 с.: ил. - (Завтра в школу).

7. «От звука к букве» - демонстрационный материал.

8. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

9. Т. Р.Кислова . По дороге к Азвуке Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч. 5 (6-7 лет) - М.: Баласс, 2010 - 96 с.: ил.(образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»

Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса.

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 2010..

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Влада», 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Календарный учебный график.

Учебный год составляет - 36 недель, начинается в сентябре и заканчивается в мае (9 месяцев).

Количество академических часов в учебном году -72.

Длительность академического часа - 30 минут.

Количество академических часов в одну учебную неделю - 2 академических часа (2 занятия).

Наполняемость групп: занятия проводятся в групповой форме – не менее 12 человек.

Календарный учебный график.

1 год обучения (дети 5-6 лет)

месяц

время

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

Кабинет логопеда

рефлексия

2

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «А».

Кабинет логопеда

рефлексия

3

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «У».

Кабинет логопеда

рефлексия

4

сентябрь

15.30

Практическое занятие

АУ и УА.

Кабинет логопеда

рефлексия

5

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «И».

Кабинет логопеда

рефлексия

6

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «М».

Кабинет логопеда

рефлексия

7

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «О».

Кабинет логопеда

рефлексия

8

сентябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «Х».

Кабинет логопеда

рефлексия

9

октябрь

15.30

Практическое занятие

Чтение обратных слогов с согласными М,Х.

Кабинет логопеда

рефлексия

10

октябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «Ы».

Кабинет логопеда

рефлексия

11

октябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «Н».

Кабинет логопеда

рефлексия

12

октябрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация М,Н.

Кабинет логопеда

рефлексия

13

октябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «К».

Кабинет логопеда

рефлексия

14

октябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «Т».

Кабинет логопеда

рефлексия

15

октябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква «П».

Кабинет логопеда

рефлексия

16

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Согласные твердые и мягкие.

Кабинет логопеда

рефлексия

17

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация К,П,Т.

Кабинет логопеда

рефлексия

18

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Чтение прямых слогов с согласными К,П,Т.

Кабинет логопеда

рефлексия

19

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква С.

Кабинет логопеда

рефлексия

20

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Звук СЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

21

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация С, СЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

22

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква З.

Кабинет логопеда

рефлексия

23

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Звук ЗЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

24

ноябрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация З, ЗЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

25

декабрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация С-З. Согласные звонкие и глухие.

Кабинет логопеда

рефлексия

26

декабрь

15.30

Практическое занятие

Буква «Б».

Кабинет логопеда

рефлексия

27

декабрь

15.30

Практическое занятие

Звук «БЬ».

Кабинет логопеда

рефлексия

28

декабрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Б- БЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

29

декабрь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация П-Б.

Кабинет логопеда

рефлексия

30

декабрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква В.

Кабинет логопеда

рефлексия

31

декабрь

15.30

Практическое занятие

Звук ВЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

32

декабрь

15.30

Открытое занятие

Дифференциация В- ВЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

33

декабрь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Д.

Кабинет логопеда

рефлексия

34

декабрь

15.30

Практическое занятие

Звук ДЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

35

январь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Т-Д.

Кабинет логопеда

рефлексия

36

январь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация ТЬ-ДЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

37

январь

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Г.

Кабинет логопеда

рефлексия

38

январь

15.30

Практическое занятие

Звук ГЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

39

январь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Г-Гь.

Кабинет логопеда

рефлексия

40

январь

15.30

Практическое занятие

Дифференциация К-Г.

Кабинет логопеда

рефлексия

41

февраль

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Э.

Кабинет логопеда

рефлексия

42

февраль

15.30

Практическое занятие

Гласные первого ряда. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Кабинет логопеда

рефлексия

43

февраль

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Л.

Кабинет логопеда

рефлексия

44

февраль

15.30

Практическое занятие

Звук Ль.

Кабинет логопеда

рефлексия

45

февраль

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Л-ЛЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

46

февраль

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Ш.

Кабинет логопеда

рефлексия

47

февраль

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Ш.

Кабинет логопеда

рефлексия

48

февраль

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ш-С.

Кабинет логопеда

рефлексия

49

март

15.30

Практическое занятие

Буква Е.

Кабинет логопеда

рефлексия

50

март

15.30

Практическое занятие

Буква Е.

Кабинет логопеда

рефлексия

51

март

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

52

март

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

53

март

15.30

Практическое занятие

Звук РЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

54

март

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Р-Рь.

Кабинет логопеда

рефлексия

55

март

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Л-Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

56

март

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Л-Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

57

март

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Ж.

Кабинет логопеда

рефлексия

58

апрель

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Ж.

Кабинет логопеда

рефлексия

59

апрель

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ж-З.

Кабинет логопеда

рефлексия

60

апрель

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ж-З.

Кабинет логопеда

рефлексия

61

апрель

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ж-Ш.

Кабинет логопеда

рефлексия

62

апрель

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Ц.

Кабинет логопеда

рефлексия

63

апрель

15.30

Практическое занятие

Дифференциация С-Ц.

Кабинет логопеда

рефлексия

64

апрель

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Ч.

Кабинет логопеда

рефлексия

65

апрель

15.30

Практическое занятие

Буква Ю.

Кабинет логопеда

рефлексия

66

апрель

15.30

Практическое занятие

Буква Ю.

Кабинет логопеда

рефлексия

67

май

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ч-Ть.

Кабинет логопеда

рефлексия

68

май

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ч-СЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

69

май

15.30

Практическое занятие

Звук и буква Й.

Кабинет логопеда

рефлексия

70

май

15.30

Практическое занятие

Звук и бука Щ.

Кабинет логопеда

рефлексия

71

май

15.30

Практическое занятие

Дифференциация Ш-Щ.

Кабинет логопеда

рефлексия

72

май

15.30

Викторина

«Что умею и могу».

Кабинет логопеда

рефлексия

2 год обучения (дети 6-7 лет)

месяц

время

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Различение понятий «звук» и «буква».

Кабинет логопеда

рефлексия

2

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «А».

Кабинет логопеда

рефлексия

3

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «У».

Кабинет логопеда

рефлексия

4

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Слова АУ и УА. Звуковой анализ и синтез. Чтение и письмо.

Кабинет логопеда

рефлексия

5

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «И».

Кабинет логопеда

рефлексия

6

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «М». Согласные звуки.

Кабинет логопеда

рефлексия

7

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «О».

Кабинет логопеда

рефлексия

8

сентябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «Х».

Кабинет логопеда

рефлексия

9

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звуковой анализ и синтез, чтение письмо прямых открытых слогов с согласными и гласными.

Кабинет логопеда

рефлексия

10

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «Ы».

Кабинет логопеда

рефлексия

11

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква «Н».

Кабинет логопеда

рефлексия

12

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слова МАК.

Кабинет логопеда

рефлексия

13

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слова КОТ.

Кабинет логопеда

рефлексия

14

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов СУП, СУК, ТУК.

Кабинет логопеда

рефлексия

15

октябрь

16.30

Практическое занятие

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо слов СОМ, ТОМ, КОМ.

Кабинет логопеда

рефлексия

16

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Согласные твердые и мягкие.

Кабинет логопеда

рефлексия

17

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Деление слова на слоги.

Кабинет логопеда

рефлексия

18

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Слоговой и звуковой анализ, чтение и письмо слова МУХА.

Кабинет логопеда

рефлексия

19

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Слоговой и звуковой анализ, чтение и письмо слова МУКА.

Кабинет логопеда

рефлексия

20

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Слоговой и звуковой анализ, чтение и письмо слов МАМА, ПАПА, ТАТА, ХАТА.

Кабинет логопеда

рефлексия

21

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация С, СЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

22

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква З.

Кабинет логопеда

рефлексия

23

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Звук ЗЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

24

ноябрь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация З, ЗЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

25

декабрь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация С-З. Согласные звонкие и глухие.

Кабинет логопеда

рефлексия

26

декабрь

16.30

Практическое занятие

Буква «Б».

Кабинет логопеда

рефлексия

27

декабрь

16.30

Практическое занятие

Составление графической схемы слова.

Кабинет логопеда

рефлексия

28

декабрь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Б- БЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

29

декабрь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация П-Б.

Кабинет логопеда

рефлексия

30

декабрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква В.

Кабинет логопеда

рефлексия

31

декабрь

16.30

Практическое занятие

Звук ВЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

32

декабрь

16.30

Открытое занятие

Дифференциация В- ВЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

33

декабрь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Д.

Кабинет логопеда

рефлексия

34

декабрь

16.30

Практическое занятие

Звук ДЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

35

январь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Т-Д.

Кабинет логопеда

рефлексия

36

январь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация ТЬ-ДЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

37

январь

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Г.

Кабинет логопеда

рефлексия

38

январь

16.30

Практическое занятие

Составление графической схемы предложения.

Кабинет логопеда

рефлексия

39

январь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Г-Гь.

Кабинет логопеда

рефлексия

40

январь

16.30

Практическое занятие

Дифференциация К-Г.

Кабинет логопеда

рефлексия

41

февраль

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Э.

Кабинет логопеда

рефлексия

42

февраль

16.30

Практическое занятие

Гласные первого ряда. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Кабинет логопеда

рефлексия

43

февраль

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Л.

Кабинет логопеда

рефлексия

44

февраль

16.30

Практическое занятие

Звук Ль.

Кабинет логопеда

рефлексия

45

февраль

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Л-ЛЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

46

февраль

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Ш.

Кабинет логопеда

рефлексия

47

февраль

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Ш.

Кабинет логопеда

рефлексия

48

февраль

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ш-С.

Кабинет логопеда

рефлексия

49

март

16.30

Практическое занятие

Буква Е в начале слов и после гласных.

Кабинет логопеда

рефлексия

50

март

16.30

Практическое занятие

Буква Е после согласных.

Кабинет логопеда

рефлексия

51

март

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

52

март

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

53

март

16.30

Практическое занятие

Звук РЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

54

март

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Р-Рь.

Кабинет логопеда

рефлексия

55

март

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Л-Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

56

март

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Л-Р.

Кабинет логопеда

рефлексия

57

март

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Ж.

Кабинет логопеда

рефлексия

58

апрель

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Ж.

Кабинет логопеда

рефлексия

59

апрель

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ж-З.

Кабинет логопеда

рефлексия

60

апрель

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ж-З.

Кабинет логопеда

рефлексия

61

апрель

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ж-Ш.

Кабинет логопеда

рефлексия

62

апрель

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Ц.

Кабинет логопеда

рефлексия

63

апрель

16.30

Практическое занятие

Дифференциация С-Ц.

Кабинет логопеда

рефлексия

64

апрель

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Ч.

Кабинет логопеда

рефлексия

65

апрель

16.30

Практическое занятие

Буква Ю в начале слов и после гласных.

Кабинет логопеда

рефлексия

66

апрель

16.30

Практическое занятие

Буква Ю после согласных.

Кабинет логопеда

рефлексия

67

май

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ч-Ть.

Кабинет логопеда

рефлексия

68

май

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ч-СЬ.

Кабинет логопеда

рефлексия

69

май

16.30

Практическое занятие

Звук и буква Й.

Кабинет логопеда

рефлексия

70

май

16.30

Практическое занятие

Звук и бука Щ.

Кабинет логопеда

рефлексия

71

май

16.30

Практическое занятие

Дифференциация Ш-Щ.

Кабинет логопеда

рефлексия

72

май

16.30

Викторина

«Что умею и могу».

Кабинет логопеда

рефлексия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально - педагогического направления  Обучение чтению и письму «Школа Букваря». Предлагаемая программа расс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов от...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Обучение школьной жизни»

ддд      Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение школьной жизни» имеет социально-педагогическую направленность и способствует социализации, общению, интеллект...

" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.

Данная программа  гуманитарной  направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...