" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.
методическая разработка (подготовительная группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Данная программа  гуманитарной  направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, повышению умственной работоспособности детей, развитию пространственных представлений, внимания, памяти, волевой сферы и предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kolotovkina_lyu.docx176.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД С. БАКЧАРА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

ПРОГРАММА

социально – педагогической  направленности

по развитию графомоторных навыков

«ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ………..3

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………3

1.1.1. Нормативно – правовое обеспечение программы……………………………………...3

1.1.2.         Направленность…………………………………………………………………………3

1.1.3.        Актуальность……………………………………………………………………………..3

1.1.4.        Новизна…………………………………………………………………………………...4

1.1.5.        Педагогическая целесообразность……………………………………………………...4

1.1.6.        Отличительные особенности……………………………………………………………5

1.1.7.        Адресаты программы…………………………………………………………………….5

1.1.8.        Формы обучения…………………………………………………………………………6

1.1.9.        Сроки освоения программы и объём программы……………………………………...6

1.1.10.        Режим занятий……………………………………………………………………………6

  1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………………………………………………………….6

1.3. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН……………………………………………….7

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………8

1.5. ПЛАНИРУЕИЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………………...10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………………………………………………………………………………...11

2.1. Календарный учебный график……………………………………………………………12

2.2. Условия реализации программы………………………………………………………….13

2.3. Формы аттестации…………………………………………………………………………13

2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………………….14

2.5. Методические материалы……………………………………………………………….16

2.5.1.Методы обучения…………………………………………………………………………16

2.5.2.Методы воспитания………………………………………………………………………16

2.5.3.Формы организации образовательного процесса………………………………………16

2.5.4.Формы организации учебного занятия………………………………………………….16

2.5.5.Образовательные (педагогические) технологии………………………………………..17

2.5.6.Алгоритм учебного занятия……………………………………………………………...17

2.5.7.Дидактические материалы……………………………………………………………….18

2.6 .СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ №1  Оценочные материалы……………………………………………..20

Входной контроль  уровня развития графомоторных навыков……………………………..20

Промежуточный контроль уровня развития графомоторных навыков…………………….26

Итоговый контроль уровня развития графомоторных навыков…………………………… 28

ПРИЛОЖЕНИЕ №2  Таблица №1…………………………………………………………...30

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативно – правовое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Готовим руку к письму» (далее Программа) разработана по заказу родителей с учётом нормативно правовых документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим  программам в образовательных организациях

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).

  1.  Направленность

Данная Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Программа  разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует  развитию графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук,  повышению умственной работоспособности детей, развитию пространственных представлений, внимания, памяти, волевой сферы и предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.

  1. Актуальность

   Данная Программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и успешного обучения в школе.

   Актуальность Программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, создаёт предпосылки успешного обучения ребёнка в школе.

    Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

   Результаты исследований психологов показывают, что сегодня у многих детей сформировано клиповое мышление, т.е. нет целостного восприятия образа, детям трудно долго удерживать внимание на одном элементе или предмете. По этой причине дети не любят писать: ведь нужно сосредоточенно выводить каждую букву, постоянно следить за правильностью и чистотой написанных тобой букв и слов.
Зависит ли как-то аккуратность выведенных букв и чистота в тетради от общего развития ребенка? Как оказалось, да. Результаты многочисленных исследований в области физиологии показали прямую связь между кончиками пальцев и определенными сегментами мозга: чем больше работают руки, выполняя мелкую, тонкую работу - тем активнее развивается мозг. Именно поэтому при подготовке детей к школе необходимо, чтобы ребёнок учился копировать линии и их элементы, т.е. выполнял задания, способствующие развитию мелкой моторики рук.

     Регулярные занятия по Программе помогут  планомерно подготовить ребенка к успешному обучению  школе.

  1. Новизна

     Новизна Программы заключается в том, что в неё входят как занятия по развитию графомоторных навыков, так и занятия по написанию графических диктантов и кинезиологические упражнения. Все эти занятия взаимосвязаны между собой, то есть проводятся  в комплексе, что позволяет решать несколько задач одновременно.  Для  решения этих задач и получения высоких результатов в работе с детьми  педагог опирается на индивидуализацию процесса обучения, что даёт возможность  развивать в детях   их потенциальные возможности, стимулировать стремление самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

  1. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что  подготовка руки к письму формирует у детей предпосылки, необходимые для осуществления   любой, а особенно  учебной деятельности. Предлагаемый в программе комплекс кинезиологических  упражнений за счёт развития межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук повышает умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей.  Он также способствует развитию мелкой моторики, памяти, внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности и,  в частности,  для овладения графомоторными навыками, которые создают важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения,  служит профилактикой дислексии и дисграфии.

В основе предлагаемых в Программе упражнений, лежит принцип копирования в различных его вариантах. Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач психомоторной коррекции – способствуют развитию ловкости, координации движений, что в свою очередь, приводит к развитию высших психических функций ребёнка. Копирование в значительной степени упрощает не только процесс рисования, но и письма. Для детей представляет особый интерес получение законченного изображения, поэтому они с удовольствием занимаются копированием рисунков. Преимущество предлагаемых упражнений заключается в том, что дошкольники могут выполнять их без особого труда.

  1. Отличительные особенности

В основе Программы лежит представление о том, что ребёнок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Комплекс кинезиологических упражнений включает в себя:

  • Упражнения на сжатие, растяжение и расслабление кистей, предплечий и плеч
  • Изолированные упражнения для каждого из пальцев
  • Изолированные упражнения для каждой руки

В отличие от широко распространённой «пальчиковой гимнастики» особое внимание в предлагаемой методике уделено упражнениям, в которых используются одновременные, но разнотипные движения рук, так как именно они формируют более высокий, нежели симметричные и содружественные движения, уровень саморегуляции ребёнка. Осуществление и  автоматизация движений такого типа создают и развивают принципиально иные связи в коре головного мозга, что расширяет резервные возможности его функционирования.

   Кроме кинезиологических упражнений предлагается комплект рисунков, которые дети могут обводить и раскрашивать (заштриховывать) рисунки одной или двумя руками, стоя или сидя.

   Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребёнка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного повторения одних и тех же рисунков – образцов. В дальнейшем многочисленные копии можно использовать для штриховки, раскрашивания, и создания различных поделок. Копирование, будучи увлекательной игрой, фактически становится мягким и эмоционально окрашенным тренировочным процессом.

  1. Адресаты программы

Программа адресована детям 6-7 лет.

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем организма, развитие мелких мышц. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, должно быть развито аналитическое мышление, произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. Только на этом фоне возможно протекание успешной  учебной деятельности.

   Но, к сожалению, есть дети, у которых по разным причинам (медицинского и психологического характера) имеются те или иные нарушения в развитии, страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения. Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

В преддверии школы, сформированность  моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития, они становятся еще и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка.

  1. Формы обучения

Обучение проводится в очной, очно – заочной форме (если ребёнок по каким-то причинам не посещает кружок, то задания с ним выполняются в заочной форме: видео урок, видеоконференция)

  1. Сроки освоения программы и объём программы

Программа рассчитана  на 1 учебный год (с сентября по май включительно) (36 недель, 36 часов)

Охват детей 10 человек.

  1. Режим занятий

Занятия  по Программе  на протяжении всего курса обучения проводятся: 1 раз в неделю, академический час – 30 минут (1 час в неделю, 36 часов в год), время может увеличиваться до 45 минут в зависимости от формы проведения занятия: квест – игра,  игра – путешествие, придумывание графической сказки (в соответствии с СанПиН)

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников при подготовке к обучению письму в школе.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать  умение плавно, точно выполнять движения руки при копировании рисунков
  • Обучить оптимальному способу удержания и нажима на карандаш
  • Познакомить с правилами работы в тетради, гигиеническими правилами письма
  • Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, доска, страница тетради), располагать изображения предметов в указанном направлении
  • Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию
  • Формировать умение ставить вопросы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Развивающие:

  • Развивать крупную, мелкую  и тонкую моторику рук,  умственную работоспособность
  • Развивать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу глаз и рук
  • Развивать творческое мышление:  определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.
  • Развивать внимание, память, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать  усидчивость, аккуратность, умение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца
  • Способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности
  • Формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью

  1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение в программу

1

1

-

1.1

Тема 1. Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2.

Раздел 2. «Гимнастика для мозга»

11

1,5

9,5

-

2.1

Тема 1. Ритмирование

3

0,5

2,5

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

2.2

Тема 2.Основной комплекс упражнений

8

1

7

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

3

Раздел 3. «Волшебные обводилки»

12

-

12

-

3.1

Тема 1. Начальный этап.  Обведение рисунков различными предметами. Рисунки 1-10

3

-

3

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

3.2

Тема 2. Второй этап. Копирование рисунков по внешнему и внутреннему контуру. Рисунки 11-24

3

-

3

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

3.3

Тема 3. Выполнение работы по образцам обеими руками без предварительного копирования. Рисунки 25-34.

3

-

3

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

3.4.

Тема 4. Одновременное прорисовывание линии внутри полого контура обеими руками, но в разных направлениях. Рисунки 35-46

3

-

3

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

4

Раздел 4. Графические диктанты.

12

-

12

-

4.1

Тема 1. Знакомство с клеточкой. Узоры.

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

4.2

Тема 2. Животные.

5

-

5

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

4.3

Тема 3. Птицы

2,5

-

2,5

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

4.4

Тема 4. Растения

1

-

1

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

4.5

Тема 5. Техника

1,5

-

1,5

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений

4.6

Тема 6. Графические сказки

1

-

1

Открытое занятие

ИТОГО

36

2

34

-

 

  1.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся комплексно, то есть на одном занятие используются упражнения из каждого раздела: гимнастика, обводилки, графический диктант.

1. Радел 1. «Введение в программу» (всего часов – 1)

1.1 Вводное занятие.

Теория. Детям рассказывается о важности подготовки руки к письму в школе, о том, чем они будут заниматься, какие упражнения выполнять. Знакомят с материалами, необходимыми для занятий и  техникой безопасности (всего часов – 1)

2. Раздел 2. Гимнастика для мозга   (всего часов - 11)

2.2. Тема 1. Ритмирование (всего часов – 3)

1. Теория: Ритмирование предшествует работе с основными заданиями комплекса «Гимнастика для мозга», это упражнения подготовительного этапа, их можно выполнять стоя, сидя, а при необходимости  - лёжа. Упражнения показываются детям с подробным объяснением исходного положения и выполнения самого упражнения (всего часов – 0, 5)

2. Практика

1.Упражнение «Кнопки мозга»

Позволяет привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к сенсорной информации.

2. Упражнение «Перекрёстные движения»

Способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий.

3. Упражнение «Крюки» (3 части)

Оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга (всего часов 2,5)

2.3. Тема 2. «Основной комплекс упражнений» (всего часов 8)

1.Теория. Словесное объяснение выполнения каждого упражнения с показом (всего часов – 1)

2. Практика

1.  Упражнение «Ушки» - самомассаж ушных раковин

2. Упражнение «Носики» - самомассаж кончика носика.

3. Упражнение «Здравствуйте, ушки!» - циклы однородных перекрёстных движений рук.

4. Упражнение «Ушко – носик» - циклы разнородных перекрёстных движений рук

5. Упражнение «Зеркальце и полочка» - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно – двигательной координации).

6.  Упражнение «Кулак – ребро - ладонь» - смена однородных позиций рук.

7. Упражнение «Солнышко и тучка» смена разнородных позиций рук

8. Упражнение «Колечки» манипуляции с пальцами.

9.  Упражнение «Рисуем в воздухе» - «рисование» в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов.

10. Упражнение «Совушка сова»  (2 цикла) – регуляция дыхания

11.  Упражнение «Сухой листик» - расслабление

12. Упражнение «Ленивые восьмёрки» - (для письма) – «Обкатка контура знака бесконечности

(всего часов - 7)

3. Раздел 3. «Волшебные обводилки» (всего часов  - 12)

3.1. Тема 1. Начальный этап.  Обведение рисунков различными предметами. Рисунки 1-10

предназначены для работы с детьми с пониженным мышечным тонусом. Сначала дети обводят рисунок пальцем, а затем вводятся постепенно другие упражнения по обводке контуров. Обводить рисунки можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Следующий этап – катание маленькой машинки по контурам с последующей обводкой их фишкой. Далее обкатка контуров маленьким шипованным мячиком, перебирая его пальцами, а не катить ладонью. После того, как ребёнок научится обводить весь контур, не останавливаясь, можно переходить к непосредственному копированию рисунка (всего  часов – 3)

3.2. Тема 2. Второй этап. Копирование рисунков по внешнему и внутреннему контуру. Рисунки 11-24. Для работы с группой этих рисунков, детям предлагается скопировать предлагаемый образец (любым способом) сначала по внешнему, затем по внутреннему контурам на бумагу. В результате будет получена полая контурная линия, эту линию дети заполняют разными способами (всего часов – 3)

3.3.Тема 3. Выполнение работы по образцам обеими руками без предварительного копирования. Рисунки 25-34. Симметричные образцы предназначены для синхронизации работы обеих рук, без предварительного копирования, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении (всего часов – 3)

3.4.Тема 4. Одновременное прорисовывание линии внутри полого контура обеими руками, но в разных направлениях. Рисунки 35-46. Рисунки не предназначены для копирования, однако при желании детей их можно скопировать любым способом (всего часов – 3)

Копии  всех рисунков можно штриховать, изготавливать игры и поделки.

4. Раздел 4. «Графические диктанты» (всего часов 12)

4.1. Тема 1. Знакомство с клеточкой. Узоры (всего часов -1)

1.Теория. Детей знакомят с клеточкой в тетради, направлением обводки клеточек  - вверх, вниз, влево, вправо (всего часов - 0,5)

2. Практика.  Рисование узора на планшете в клетку, затем в тетради в клетку (всего часов – 0,5)

4.2. Тема 2. Животные (всего часов – 5)

Домашние животные:

  1. Собака
  2. Кошка
  3. Конь
  4. Верблюд

Дикие животные

  1. Заяц
  2. Волк
  3. Медведь
  4. Олень
  5.  Белка
  6. Крокодил
  7. Кенгуру
  8. Слон
  9. Жираф
  10. Гиппопотам

4.3.Тема 3. Птицы (всего часов – 2,5)

  1. Уточка
  2. Гусь
  3. Журавль
  4. Лебедь
  5. Летящая птица
  6. Страус
  7. Цапля
  8. Попугай

4.4. Тема 4. Растения (всего часов – 1)

  1. Цветок
  2. Ёлка
  3. Груша
  4. Осиновый листок

4.5.Тема 5. Техника, строения (всего часов – 1,5)

  1. Домик (1)
  2. Домик (2)
  3. Ракета
  4. Легковая машина
  5.  Кораблик
  6. Робот

4.6.Тема 6. Графические сказки (всего часов – 1)

  1. Сказка  «Колобок»

Все графические диктанты выполняются по принципу «от простого к сложному».

  1.  ПЛАНИРУЕИЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения обучающиеся

будут знать:

  • гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки,  тетради)
  • правила работы с тетрадью
  • пространственные отношения: вправо, влево, вверх, вниз, направо, налево
  • комплекс кинезиологической гимнастики «Гимнастика для мозга»

будут уметь:

  • плавно выполнять движение руки при копировании рисунка
  • правильно держать карандаш, ручку
  • ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, доска, страница тетради)
  • располагать изображения предметов в указанном направлении, отсчитывая нужное количество клеток
  • ставить вопросы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность

у  обучающихся будут развиты:

  • крупная, мелкая и тонкая моторика рук
  • межполушарное взаимодействие
  • синхронизация работы рук и глаз
  • зрительное и слуховое восприятие

у обучающихся будут сформированы:

  • усидчивость, аккуратность, умение преодолевать трудности
  • умение доводить начатое дело до конца
  • ответственность, коллективизм,  социальная солидарность
  • ответственное отношение к своему здоровью

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Готовим руку к письму»

Сентябрь

Октябрь  

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего часов по программе

01.09

08.09

15.09

22.09

29.09

06.10

10.10

17.10

24.10

03.11

10.11

17.11

24.11

01.12

08.12

15.12

22.12

05.01

12.01

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

23.02

02.03

17.03

24.03

29.03

06.04

13.04

21.04

28.04

04.05

11.05

18.05

25.05

Календарные недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

.

Учебная неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Всего часов

36

Часы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Т.

П.

2

34

                                                    - формирование группы                                                                                           - промежуточная диагностика

                          - учебные занятия по расписанию                                                                         - итоговая диагностика

Праздничные и выходные дни согласно производственному календарю.

  1.   Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • Групповое помещение с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности.
  • Мебель по количеству, соответствующая детям 6 – 7 лет; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, магнитная доска, шкаф для хранения методической литературы и пособий.
  • Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, сканер, принтер, фотоаппарат,  телефон с фото и видео камерой, звуковые колонки.
  • «Волшебные обводилки» комплект из 46 рисунков (количество комплектов 10)
  • Канцелярские принадлежности: простой карандаш, тетрадь в крупную клетку, ластик, точилка, папка-конверт, набор фломастеров, планшет в клетку (каждого наименования 10 штук)
  • Офисная бумага, мультифоры, копировальная бумага, обложка А4 прозрачная

Информационное обеспечение:

  • Обучающие видеофильмы для детей.
  • Видео-презентации
  • Фото – презентации
  • Информационные плакаты «Правильная посадка», «Держи правильно карандаш»
  • Интернет ресурсы

Кадровое обеспечение:

  • Воспитатель Колотовкина Лариса Юрьевна, образование среднее специальное, специальность «Дошкольное воспитание», квалификация – воспитатель детского сада, высшая квалификационная категория.

  1.  Формы аттестации

Формы предъявления и демонстрации образовательных  результатов:

  • входной, промежуточный и итоговый  контроль
  • тестовые, контрольные задания
  • открытое занятие
  •  выставка
  •  дидактическая игра
  • групповая оценка работ
  • конкурс творческих работ

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • анкеты для родителей
  • видеозапись
  • журнал посещаемости
  • материал анкетирования и тестирования
  • фото
  • готовая работа
  • отзыв родителей
  1.  Оценочные материалы:

Диагностический материал

Цель контроля

Форма фиксации результатов

Входной контроль  уровня развития графомоторных навыков

1

Тест 1. Рисование.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Тест 3. Построй колодец из палочек.

Тест 4. Игра в мяч.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Метод М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского

«Определение ведущей руки»

Таблица №1

2

Тест №1. Коза.

Тест №2. Ребро кулак, ладонь.

Метод  Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.

«Определение уровня развития мелкой моторики рук»

Таблица №1

3.

Тест №1. Узнавание предметов: по контуру;         с наложением изображений;  разного шрифта.

 

Тест №2 Ориентировка в «схеме собственного тела»

1. Покажи, где у тебя лицо.

2. Покажи правую руку.

3. Покажи левую руку.

4. Покажи правую ногу.

5. Покажи левую ногу.

Тест №3 Игра «Волшебная точка».

Тест №4 «Домик»

Материалы Т.А. Павловой

«Определение уровня развития пространственных представлений»

Метод Е.А. Стребелевой

«Выявить уровень ориентировки в собственном теле»

Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Автор: Гуткина Н.И.

Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его

Таблица №1

4

Тест №1. Исследование точности движений. «Дорожки»

 Тест № 2. Исследование графических навыков.

Тест №3. Исследование на переключаемость («заборчик»).

Автор Венгер Н.А.

«Исследование зрительно – моторной координации движений (графические пробы)»

Таблица №1

5.

Тест №1. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

 Метод Эльконина Д.Б.

«Определение развития графического навыка»

Таблица №1

6

Теппинг -  тест.

Методика Е.П.Ильина

Определение динамики максимального темпа движения рук

Таблица №1.

Промежуточный контроль уровня развития графомоторных навыков

1

Тест №1 « Ушко – носик»

Тест №2. «Зеркальце и полочка»

 Тест №3. Солнышко и тучка»

Синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно – двигательной координации)

Открытое занятие

2.

Тест №1. Копирование рисунка по внешнему,  а затем по внутреннему контуру,  не отрывая карандаша от поверхности, соблюдая выбранное направление.

 Формирование гафомоторных навыков.

Открытое занятие

3.

Тест №1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок

Тест №2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение с образцом в пособии.

Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Открытое занятие

Итоговый контроль уровня развития графомоторных навыков

1

Тест №1.Одновременное прорисовывание линии внутри полого контура обеими руками, но в разных направлениях. Для контроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно. Рисунки не предназначены для копирования.

Тест №2.Штриховка копий рисунков, используя всю цветовую гамму карандашей, имеющихся в их распоряжении. Для проведения штриховой линии всякий раз требуется совершить захват карандаша пальцами.

Тест №3. Раскрашивание и вырезывание копий рисунков, дополнение их отсутствующими деталями, демонстрация на выставке.

Формирование гафомоторных навыков.

Открытое занятие

2

Тест №1. Копирование геометрических рисунков по образцу. Каждый ребёнок выбирает себе героя сказки «Колобок»,  рисует его на листе в клетку, закрашивает при помощи крестиков, используя карандаши разных цветов, после окончания работы, все рисунки объединяются в книжку.

Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Открытое занятие

  1.  Методические материалы

2.5.1.Методы обучения:

  • словесный, наглядный, практический
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый
  • исследовательский
  • игровой

2.5.2.Методы воспитания:

  • стимулирование (соревнование, поощрение:  похвала, одобрение, доверие, признание, поддержка, награда)
  • мотивация (помоги игрушке, помоги мне, научи меня, создание предметов своими руками для себя, художественное слово, использование ИКТ)
  • упражнение
  • убеждение
  • пример

2.5.3.Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая

2.5.4.Формы организации учебного занятия:

  • беседа
  • игра
  • квест – игра
  • открытое занятие
  • творческая мастерская
  • выставка

2.5.5.Образовательные (педагогические) технологии:

  • личностно-ориентированная технология
  • здоровьесберегающие технологии
  • игровые технологии
  • технология репродуктивного обучения
  • компьютерные технологии обучения
  • интерактивные технологии
  • технология адаптивного обучения

2.5.6.Алгоритм учебного занятия

Подготовка к занятию:

Подготовка к занятиям состоит из трёх этапов

  1. Планирование занятий: отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия, составить план – конспект

  1. Подготовка оборудования: накануне отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

  1. Подготовка детей к занятию: предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие), организация работы дежурных по подготовке к занятию. Перед занятием обязательно проводится кинезиологическая гимнастика «Гимнастика для мозга»

Структура занятия:

Занятие включает в себя три этапа:

  1. Вводная часть занятия:   
  • Организация детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Мотивация  детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации.

  1. Основная часть занятия:
  • Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Осуществление индивидуализации  обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
  • Создание  условий для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

  1. Заключительная часть занятия:

  • Фиксация при помощи вопросов  у воспитанников новых  понятий и новых знаний, оценка и самооценка результатов деятельности детьми.

2.5.7.Дидактические материалы:

  • «Волшебные обводилки» комплект из 46 рисунков
  • Графические диктанты (рисуем по клеточкам)
  • Рисуем по точкам
  • Лабиринты
  • Пальчиковые игры
  • Скороговорки
  • Загадки
  • Мелкий раздаточный материал (машинки, фишки, камешки, шипованные шарики)

  1.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2017.- с.64

  1. Гостунская Л.И. Формирование зрительно – моторной координации при подготовке детей к письму с общим недоразвитием речи. Логопедия.- 2008. -№4 (октябрь- декабрь) с. 73-75

  1. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – 10-е изд. – М,: Генезис, 2020.- 32с.: ил. – (Учение без мучения)

  1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 -7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях.- М.: Владос, 2019. – с.183

  1. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»,. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. -144с, ил. (Образовательная система «Школа 2100; «Детский сад  - 2100»)

  1. Мёдов В.М. "Конструирование по клеточкам. Мир вокруг нас. Тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет" - М.: Вакоша, 2019.- 48с.

  1. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб. , «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.

  1. Новикова Е.В. "Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей", М.: Гном, 2009. – 40с

  1. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников, М.: Владос, 2008. -152с.

Для детей, родителей и педагога:

  1. Жукова О.С., Лазарева Е.Н. Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам. – М, : Издательство АСТ, 2019. – 31 [1] c. : - (365 дней до школы)
  2. Казачкова С.П. Волшебные клеточки. Практические задания для детей 6-8 лет. Тетрадь №2. – М.: Планета, 2019. -16с. – (К школе готов)

  1. Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Сказочные герои (для детей 6-10 лет): рабочая тетрадь. – Екатеринбург: ООО Литур, 2019. – 32с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входной контроль  уровня развития графомоторных навыков

Метод М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского

«Определение ведущей руки»

Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Тест№1 Рисование.

 Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете успокоить малыша: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. 

Тест №2. Открывание небольшой коробочки:

Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди предмет в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Тест №3.“Построй колодец из палочек”. 

Сначала из палочек строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Тест №4. “Игра в мяч”. 

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например: в корзину, ведёрко, круг.

Тест №5. Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Тест №6. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

2. Метод  Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич

«Определение уровня развития мелкой моторики рук»

Тест №1 «Коза»

Выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца

Тест №2 «Кулак – ребро – ладонь»

Координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполняются правильно;

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе

2 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии

1 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии)

0 баллов - задания не выполняются.

3. «Определение уровня развития пространственных представлений».

 Материалы Т.А. Павловой

Тест №1. Узнавание предметов

• по контуру;        • с наложением изображений;       • разного шрифта.

Методика Е.А. Стребелевой

Тест №2. Уровень ориентировки в собственном теле.

Задание 1. Покажи, где у тебя лицо.

Задание 2. Покажи правую руку.

Задание 3. Покажи левую руку.

Задание 4. Покажи правую ногу.

Задание 5. Покажи левую ногу.

Критерии оценки:

0 баллов ставится в тех случаях, когда ребёнок отказался от выполнения задания.

1 балл ставится в тех случаях, когда ребёнок пользуется помощью экспериментатора, но выполняет задание неправильно.

2 балла ставится в тех случаях, если ребёнок принимает задание, сотрудничает с экспериментатором, стремится достичь цели, но самостоятельно выполняет задание не правильно.

3 балла ребёнок получает, если принимает задание, выполняет задание правильно, иногда пользуясь помощью экспериментатора.

4 балла ставится в том случае, если ребёнок сотрудничает с экспериментатором, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Тест №3. Игра «Волшебная точка»

Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево

Критерии оценки:

3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).

1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок

Автор: Гуткина Н.И.

Тест №4 «Домик» Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

.image094

Критерии оценки:

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая частя забора, оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

4. «Исследование зрительно – моторной координации движений (графические пробы)» Автор Венгер Н.А

Тест №1. Исследование точности движений. «Дорожки»

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\linii.JPG

«Дорожки»

Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша,  и не съезжая с дорожки.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\graf.JPG

Критерии оценки:

4 балла - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;

2 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

1 балл - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

0 баллов - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

Тест № 2. Исследование графических навыков.

1. «Проведи прямую линию».

2. «Проведи прямую линию слева направо».

3. «Проведи прямую линию сверху вниз».

4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».

5. «Соедини точки».

6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).

7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).

Критерии оценки:

4 балла - графические навыки сформированы соответственно возрасту;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро и макро графии;

0 баллов - задание не выполняется.

Тест №3. Исследование на переключаемость («заборчик»).

 «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\zab.JPG

Критерии оценки:

4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро и макро графии;

0 баллов - задание не выполняется.

5. Определение   уровня  развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства

Метод Эльконина Д.Б.

Тест №1. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

 

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

 

3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

 На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Критерии оценки:

4 балла. Безошибочное воспроизведение узора

3 балла. За 1-2 ошибки

2 балла. За большее число ошибок

1 балл. Ставится  если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов. Если правильно воспроизведенных участков нет.

Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный).

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов – высокий уровень

6-9 баллов – средний уровень

3-5 баллов – низкий уровень

0-2 балла - очень низкий уровень

6. Определение динамики максимального темпа движения рук

Методика Е.П. Ильина

Тест №1. Теппинг -  тест

Инструкция:

Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.

Условия: 

Для работы используйте простой мягкий карандаш.     Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.

Анализ результатов:

 Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.

Промежуточный контроль уровня развития графомоторных навыков

1.Синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно – двигательной координации)

Тест №1 « Ушко – носик» - циклы разнородных перекрестных движений рук.

После команды «Ушки» педагог показывает и называет, какая именно рука должна коснуться ушка, а какая, перекрестно, носика. Например, правая - носика, а левая  -  правого ушка. После фиксации и следующей за ней очередной команды дети меняют положение рук. Теперь левая рука касается носика, а правая — левого ушка. Упражнение повторить 10 раз.

Критерии оценки: 

Качество выполнения упражнения, отработка этапов фиксации позиций

Тест №2. «Зеркальце и полочка» - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно-двигательной координации).

Позиция «Зеркальце» (рис. 2а) — ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально; большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони.

Позиция «Полочка» (рис. 26) — ладонь правой руки горизонтальна; большой палец руки плотно прижат к ладони; средний палец приставлен к ребру левой ладони у основания мизинца.

По команде педагога «полочка», приставленная к «зеркальцу», превращается в «зеркальце» и наоборот.

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza3/1993226815165.files/image004.png


Критерии оценки: 

При выполнении упражнения особое значение придается контролю положения головы и глаз: взгляд перемещается с одной руки на другую без какого-либо движения головы.

 Тест №3. Солнышко и тучка» - смена разнородных позиций рук.

Позиция «Солнышко» — правая рука вытянута вперед; ладонь широко раскрыта.

Позиция «Тучка» — левая рука вытянута вперед; ладонь сжата в кулак.

После команды педагога дети меняют позиции рук. Упражнение повторить 10-12 раз.

Критерии оценки:

Качество выполнения упражнения, отработка этапов фиксации позиций.

2. Формирование гафомоторных навыков.

 Тест №1. Копирование рисунка по внешнему,  а затем по внутреннему контуру,  не отрывая карандаша от поверхности, соблюдая выбранное направление.

Предложить ребенку предварительно скопировать предлагаемый образец (любым способом) вначале по внешнему контуру, а затем и внутреннему контуру  на бумагу. В результате будет получена полая контурная линия. Эту линию заполнить разными способами: внутри нее проложить параллельно основным многочисленные дополнительные контуры цветными карандашами поочередно каждой рукой и в разных направлениях (не за один раз). Закрасить отдельные участки полой линии цветными карандашами, чередуя цвета.

Критерии оценки:

Не переходить с одного контура на другой (с внешнего на внутренний), вести линию максимально точно, не отрывать карандаш от поверхности рисунка, соблюдать выбранное направление.

4 балла - правильное выполнение задания, соблюдены все критерии

3 балла – задание выполнено правильно, но  с отрывом карандаша от бумаги

2 балла - задание выполнено, но с переходом с одного контура на другой, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл - нарушена плавность движений, линии не точны, с отрывом карандаша от бумаги

0 баллов - задание не выполнено

3.Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Тест №1. Геометрический рисунок

Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).

Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.

Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».

Критерии  оценки.

2 балла. Контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

1 балл. При обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва; при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок

0 баллов. При проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки: при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Тест №2. Графический диктант (ёлка).

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение с образцом в пособии.

Критерии оценки:

4 балла. Безошибочное воспроизведение узора

3 балла. За 1-2 ошибки

2 балла. За большее число ошибок

1 балл. Ставится  если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов. Если правильно воспроизведенных участков нет.

Итоговый контроль уровня развития графомоторных навыков

  1. Формирование гафомоторных навыков.

Тест №1. Одновременное прорисовывание линии внутри полого контура обеими руками, но в разных направлениях. Для контроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно. Рисунки не предназначены для копирования.

Критерии оценки: Точность и плавность выполнения движений.

Тест №2. Штриховка копий рисунков

Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром

Варианты выполнения:

1.Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».

2.Штриховка в ускоренном темпе.

Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».

3.Штриховка под заданный ритм (под счёт).

Инструкция: «Я буду считать, на «раз» - проводи линию, на «и»- нет».

Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:

по пунктиру;

по линии.

Каждая версия выполняется в трёх позициях:

в вертикально,

-горизонтально,

диагонально (под углом 45˚).

Критерии оценки:

  1. Метрические характеристики.

 «2» - нет выхода линий за границы контура рисунка;

«1» - однократный выход за пределы границ контура;

«0» - не выдержаны границы рисунка.

  1. Координатные характеристики.

«2» - линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;

«1» - линии неровные, есть отклонения линии

«0» - линии кривые,

  1. Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:

 «2» - выполняет задание под заданный ритм;        

«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» - не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.

  1. Оценка результатов для 2-го варианта:

«2» - выполняет задание под заданный темп;

«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» -с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.

  1. Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

  1. Сила нажима:

 «2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.

Тест №3. Раскрашивание и вырезывание копий рисунков, дополнение их отсутствующими деталями, демонстрация на выставке

Критерии оценки:

Импровизация, проявление творческой натуры ребёнка

  1. Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Тест №1. Копирование геометрических рисунков по образцу.

 Каждый ребёнок выбирает себе героя сказки «Колобок»,  рисует его на листе в клетку, закрашивает при помощи крестиков, используя карандаши разных цветов, после окончания работы, все рисунки объединяются в книжку.

Критерии оценки:

Точность выполнения рисунка, аккуратность выполнения, передача цвета

Ф.И. ребёнка

Входной контроль  уровня развития графомоторных навыков

Определение ведущей руки

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Определение уровня развития пространственных представлений

Зрительно-моторная координация

Определение   уровня  развития произвольной сферы ребенка

Определение динамики максимального темпа движения рук

1

Борисова Полина

2

Илюхин Илья

3

Имаев Максим

4

Набеева Ксения

5

Ткачева Элина

6

Трифонов Максим

7

Турсунова Ксения

8

Циневский Серёжа

9

Эшанов Тимур

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Таблица №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...