Интерактивная технология «Кубик Блума» адаптированная игра «Грамотеи»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Домнина Анна Евгеньевна

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативность образовательного процесса и обеспечить каждому воспитаннику возможность получения качественного дошкольного образования. Системное применение интерактивных методов активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, совершенствует их социально - коммуникативные навыки.

Дети овладели навыками поисковой деятельности и навыками работы с информацией, научились видеть и определять проблему, находить пути ее решения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы, научились работать в команде, уважать и учитывать чужое мнение и отстаивать свое.

Эффективность интерактивных методов подтвердилась и на этапе закрепления изучаемого материала, когда у детей накопился достаточный запас знаний и сформировались необходимые навыки и умения. Так, для отработки умения самостоятельного применения знания', полученные в ходе реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в рамках подготовки детей к обучению грамоте, нами была опробована интерактивная технология «Кубик Блума», адаптированная к содержанию данной образовательной области. Использование этой технологии позволило провести намеченную работу, а именно игру «Грамотеи», интересно, занимательно, в доступной для детей форме, обеспечило активность каждого ребенка, стимулировало заинтересованность детей в достижении положительного результата. Дети смогли проявить и продуктивно применить свои умения работать в команде, договариваться, находить общее решение. Одновременно это интерактивная технология оказалась достаточно информативна, так как были выявлены не только достижения и успехи детей, но и проблемы в усвоении ими учебного материала. А сами дети убедились, что они многому научились и многое умеют делать самостоятельно.

Интерактивная технология «Кубик Блума» (адаптированная). - игра «Грамотеи».

Работа началась с создания «Кубика Блума» и определения темы игры-«Грамотеи». В ходе беседы выяснили, что мы уже знаем и умеем по грамоте и в соответствии с этим определили задания для каждой грани:

- Составить звуковую схему слова.

- Поделить слово на слоги, составить слоговую схему.

- Определить ударение в слове.

- Составить предложение с заданным словом.

- Составить схему предложения.

- Самостоятельный выбор детей

Игра началась с выполнения первого игрового задания: «Найди свою пару и составь слово». Каждый ребенок выбирал для себя половинку карточки-пазла с написанным на ней слогом и искал свою половинку. При правильном выполнении задания пара детей составляла одно слово и в дальнейшем работала с этим словом. Дети парами садились за парты, где уже находился необходимый дидактический материал (фишки, бумага, цветные фишки по цвету граней кубика). Далее и начиналось непосредственное применение технологии «Кубик Блума»: Воспитатель бросал кубик, а дети выполняли задание, которое предписывал цвет выпавшей грани. При выполнении заданий дети совещались, вели диалог, учились приходить к единому мнению, договаривались, кто будет выполнять практическую часть, а кто - объяснять. Также они обращались за советом к соседним партам и, в свою очередь, помогали сами.

За правильно выполненное задание пара получала фишку, что в итоге позволило легко определить победителей.

Невыполненные задания фиксировались соответствующими цветными фишками (в цвет граней кубика). Количество и цвет этих фишек достоверно показывали пробелы в знаниях детей.

По ходу игры возникла необходимость введения дополнительных правил, а именно:

1. При повторном выпадении грани ведущий еще раз бросает кубик,
пока не выпадает следующее задание.

2. Для фиксации уже выпавших граней отмечать их на доске
подсказками – любыми фигурами того же цвета, что и грани кубика.
Рекомендую использовать эти правила, поскольку их применение позволило упорядочить ход игры, организовать внимание детей и избежать непродуктивных споров и конфликтов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности

в старшей группе

Образовательная область: Речевое развитие

Раздел: Развитие связанной речи

Тема: адаптированная игра «Грамотеи» (интерактивная технология «Кубик Блума»).

Цели: закрепить знания и умения детей, полученные в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие» в рамках подготовки детей к обучению грамоте . Совершенствовать у детей социально- коммуникативные навыки, умение работать в команде, договариваться. Развивать познавательную активность детей, учить видеть и определять проблему и находить пути ее решения. Выявить проблемы в усвоении детьми программного материала.

Оборудование для педагога: «Кубик Блума», карточки – пазлы со слогами, таблицы для составления звуковых схем слова, схем предложений, цветные круги, наклейки, таблица с перечнем программного материала.

Оборудование для детей: фишки для обозначения гласных и согласных звуков, слогов, предложения, ударения, бумага, цветные фишки по цвету граней кубика.

Предварительная работа: работа на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы деятельности

 

Действия воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Мотивационно- побудительный

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие, а чтобы узнать, какое именно, нужно прочитать слова на нашей доске. Вот это слово (открывает слово): ТА-МО-ГРА

 

 

Дети пытаются прочитать слово и понимают, что его прочитать нельзя, потому что слоги в нем перепутались.

- Дети, если мы не прочитаем это слово, наше занятие не начнется. Что же нам делать? Предлагайте!

-Дети обсуждают пробле-му и делают вывод, что слоги нужно расставить правильно.

- Правильно, это занятие по грамоте, но это не просто занятие, а игра, игра «Грамотеи». Вы все будете грамотеи, а задания вам будет давать вот такой умный кубик (показывает кубик «Блума»)

(Приложение №1)

Желающие работают на доске со слогами, пока не получается слово «ГРАМОТА»

 

Дети рассматривают кубик.

- Но перед началом игры давайте вспомним, чему мы научились на занятиях по грамоте.

- Я буду бросать кубик и какая грань выпадает, такое задание вы будите выполнять.

- Давайте договоримся, какая грань кубика какое задание будет вам предлагать.

Дети вспоминают и перечисляют знания и умения.

Воспитатель поворачивает по очереди кубик каждой гранью к детям

 

На доске воспитатель фиксирует круги цвета граней и схемы, которые соответствуют заданиям

(Приложение №2)

Дети назначают при помощи воспитателя задание для каждой грани кубика:

- составить звуковую схему слова;

- поделить слово на слоги, составить слоговую схему;

- Определить ударение в слове;

- Составить предложение с заданным словом;

- Составить схему предложения;

- Самостоятельный выбор детей.

Организационно- поисковый

- Я предлагаю вам разделиться на пары, а для этого мы поиграем в игру «Найди свою пару и составь слово»: (Приложение №3)

- Выбирайте половинку карточки – пазла с написаным слогом и ищите свою пару так, чтобы у вас получилось слово. Так вы найдете своего товарища по игре и вместе будите выполнять задания.

- Дети, а теперь прочитайте свои слова и садитесь парами за свои столы. Теперь с этим словом вы будите выполнять все задания кубика.

 

 

 

 

 

Дети выбирают разложенные на столе половинки карточек - пазлов, ищут свою пару и составляют из двух половинок одно слово.

 

 

Каждая пара читает свое слово и садится за одну парту.

Карточка-пазл лежит на парте.

Интерактивная игра

«Грамотеи»

Воспитатель бросает кубик и определяет четко задание, которое предписывает цвет выпавшей грани. На доске фиксируется соответствующая карточка схема с условным обозначением задания.

Поощряются коллективные действия детей, обсуждения, умение выслушать, доказательно объяснить свою позицию. Игра продолжается пока не выпадут все шесть граней кубика.

 

 

Каждая пара работает за партами с раздаточным дидактическим материалом (фишки, наборные полотна для составления схем).

После выполнения задания каждая пара отвечает. За правильно выполненное задание пара получает наклейку -приз.

Заключительный

- Дети, вам понравилась игра?

- А как мы узнаем, кто у нас стал победителем?

 

 

 

 

 

 

 

- Дети вы все показали отличные знания, все старались помогали друг другу, работали дружно.

- А еще я предлагаю вам придумать свою игру для нашего умного кубика. Надеюсь, что это вам будет интересно, а мы все с удовольствием поиграем в ваши игры.

Ответы детей.

 

Путем обсуждения и высказывания своих суждений дети приходят к пониманию, что правильнее всего подсчитать количество наклеек- призов. Дети подсчитывают наклейки призы и определяют победителей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология "Кубик Блума"

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем  образовательным областям.  Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей  уже есть представление...

Методическая разработка дидактической игры, с использованием технологии «Кубик Блума», «Профессии будущего глазами дошкольника»

Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результа...

Презентация опыта работы с детьми среднего возраста с использованием технологии "Кубик Блума"

quot;Кубик Блума" — это метод инновационных педагогических технологий....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...