Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Кребс Любовь Владимировна

        ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

                            

                 Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Автор проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития – Кребс Любовь Владимировна

Продолжительность проекта: 2021-2022 учебный год

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Проблема сохранения интереса у детей к народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Как следствие у детей отмечается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Цель проекта: формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры. С помощью специально разработанной системы коррекции помочь старшим дошкольникам с ЗПР усвоить лексико-грамматические конструкции и закрепить их в речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_didakticheskie_igry.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Разработала:

учитель-логопед МБДОУ д/с № 32

Кребс Любовь Владимировна

        ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

                             

                 Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Автор проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития – Кребс Любовь Владимировна

Продолжительность проекта: 2021-2022 учебный год

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Проблема сохранения интереса у детей к народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Как следствие у детей отмечается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Цель проекта: формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры. С помощью специально разработанной системы коррекции помочь старшим дошкольникам с ЗПР усвоить лексико-грамматические конструкции и закрепить их в речи.

Задачи проекта

Для детей: 

•        Помочь детям формировать лексический запас;

  • Помочь детям усвоить лексико-грамматические конструкции;
  • Развивать у детей речевое дыхание, артикуляционную моторику, координацию речи с движением, зрительное и слуховое внимание, память;
  • Поощрять творческие и индивидуальные проявления детей в различных  

        видах деятельности по всем направлениям развития.

Для педагогов:

  • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • Систематизировать и обобщить теоретические, методические и практические материалы по данной теме;
  • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • Формировать интерес к теме у родителей и педагогов через использование консультаций, стендов, компьютерной презентации в Power Point;
  • Установить доброжелательные взаимоотношения педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

Для родителей:

  • Привлечь внимание родителей к проблеме формирования лексико-грамматического строя детей, используя консультирование, стенды, презентации;
  • Формировать у родителей эмоциональный контакт с детьми;
  • Установить партнерские отношения между родителями и педагогами в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • речевой досуг «Знайки и грамотеи»
  • выставка семейных работ «Дидактическая игра своими руками»

Продукты проекта

Для детей:

  • Дидактическая игра сделанная своими руками.
  • Речевой досуг «Знайки и грамотеи»

Для педагогов:        

  • Разработка и изготовление дидактических игр и пособий: «Противоположности», «Маленькие слова», «Чей, чья, чьё», «Расставь мебель в доме», «Составь предложение», «Кто что ест» и др.
  • Консультация, стенд и презентация для педагогов и родителей на тему «Весело играем - речь развиваем»

Для родителей:

  • Выставка сделанных дидактических игр совместно с детьми работ.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей: 

  • Расширен и активизирован номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, а так же словарь антонимов и синонимов
  • Усвоены грамматические категории на практическом уровне;

Для педагогов:

  • систематизация материала по данной теме;

Для родителей:

  • Повышен уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через использование дидактических игр.  


Актуальность проекта

Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

  В исследованиях Р.Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.

Данные нарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий.

     Решение проблемы по формированию лексико-грамматических категорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т.к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой,  дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:   пропуски или избыточность членов предложения,   ошибки в управлении и согласовании,   ошибки в употреблении служебных слов,   ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.

В связи с этим был создан проект по формированию лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.

Теоретическое обоснование проекта

     Для того, чтобы ребенок прочно усвоил лексико-грамматические конструкции, он должен пройти следующие этапы.

  •  Развитие зрительного, слухового внимания памяти, фантазии, воображения, образного мышления детей;
  • Расширение, уточнение и активизация номинативного, предикативного, и атрибутивного словаря через использование дидактических игр;
  • Усвоение детьми грамматических категорий на практическом уровне.

  Существует достаточно много литературы, в которой перечисляются те или иные приемы формирования лексико-грамматического строя речи.

     Мы в своем проекте предлагаем систему работы над формированием лексико-грамматического строя, которая в себя включает следующие особенности:

- включение родителей в данный процесс, пробуждение и поддержание у них осознанного интереса к дидактическим играм;

- пробуждение и поддержание интереса детей к дидактическим играм через сюрпризные моменты, создание игровых ситуаций;

- развитие и включение всех каналов восприятия у детей.

     На первом происходит побуждение и мотивация детей к дидактическим играм через отгадывание загадок, знакомство с персонажами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и т.д.

На втором этапе развиваем зрительное, слуховое внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление через настольно-печатные, пальчиковые, мультимедийные игры.    

     На следующем этапе мы обогащаем, уточнением и активизируем словарь детей через словесные игры. Практически все дети с задержкой психического развития, испытывают большие трудности при словообразовании, словоизменении, употреблении предлогов, а соответственно в согласовании слов. Поэтому они часто нуждаются в ежедневных упражнениях.

     С этой целью мы предлагаем детям и их родителям самим изготовить дидактическую игру.

     В завершении проекта проводится выставка сделанных родителями с детьми дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи и речевой досуг.

     Мы считаем, что все это, способствует укреплению отношений в семье, лучшему усвоению лексико-грамматических конструкций детьми на практическом уровне, формированию внимательного отношения родителей к трудностям своего ребенка, к профилактике нарушений устной и письменной речи у него в дальнейшем.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Формирование лексико-грамматических категорий

посредством дидактической игры»

                                                                        Автор проекта: Кребс Л.В.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(диагностика, проблема, планирование,

прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Планирование всего проекта;

Подбор теоретической и методической литературы по данной теме;

Разработка перспективного плана (См. Приложение 1);

Разработка стендов, презентаций для родителей и педагогов;

Подбор и систематизация материалов и игр по сказкам;

Подбор рассказов, сказок, стихов, игр, мультфильмов и др.

Организация и проведение ООД с детьми группы компенсирующей направленности с учетом тематического плана  по подготовке к обучению грамоте.

Привлечение воспитателей и музыкального руководителя к участию в проекте, консультация для них с показом презентации.

Организованная образовательная деятельность детей. Дети знакомятся с новыми рассказами, обсуждают, анализируют, отгадывают загадки про героев, знакомятся с различными видами дидактических игр.

Игры на накопление активного и пассивного словаря: «кто как разговаривает, передвигается»; «один-много»;

«Кто или что»;

«Сравни предметы»;

 «Из чего сделано»;

«Чей, чья, чьё»;

«Скажи какой»;

«Сравни предметы, героев»;

«Скажи наоборот» и др.

Родители узнают об уровне развития своих детей через тестирование «Уровень развития речи вашего ребёнка» (см. Приложение 2);

Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей с показом презентации «Формирование лескико-грамматического строя у дошкольников», (см. Приложение 3);  стенд «Весело играем-речь развиваем» (см. Приложение 4);   выставки «Дидактические игры в детском саду» (см. приложение 5);

Анкетирование родителей «Дидактические игры дома» (см. приложение 6)

мастер-класс для родителей

«Дидактическая игра своими руками»

 Родители выполняют рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях по лексико-грамматического строя речи детей.

Деятельностный

(Организованная деятельность

по проекту, поэтапная

оценка)

Проведение ООД с детьми (с учетом тематического планирования), проведение игр на формирование лексико-грамматического строя речи. Создание картотеки речевых игр на формирование лексико-грамматического строя речи по лексическим темам. (см. Приложение 7)

Дети изменяют слова по родам, числам, падежам; образуют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родственные слова, сложные существительные и прилагательные, используют приставочные глаголы; употребляют предлоги и предложно-падежные формы; Правильно согласовывают слова

в предложениях, строят

разные типы предложения

Дидактические игры: «Слова-родственники», «Кто где находится», «Сложи два слова», «Новые слова», «Скажи ласково» и др.

Проведение в домашних условиях

игр и упражнений по рекомендации учителя-логопеда на формирование лексико-грамматических конструкций.

Совместное с детьми изготовление дидактических игр и регулярное их применение дома.

Завершающий

(презентация продуктов проекта

и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Организация выставки «Дидактическая игра своими руками»

Участие в речевом досуге «Знайки и грамотеи» (см. Приложение 8). Помощь родителям в изготовлении дидактической игры  

Оформление своих работ для выставки


СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

«Формирование лексико-грамматических категорий

посредством дидактической игры»

                                                                 Автор проекта: учитель-логопед Кребс Л.В.

Направления развития

Содержание работы

Социально-коммуникативное

развитие

- дидактические настольно-печатные  игры;

- пальчиковые игры;

- показ истории, рассказа или сказки с помощью различных видов театра.

Познавательное развитие

- совместная познавательная деятельность -  

демонстрация  материала, иллюстраций,

 предметных картинок, предметов, действий

по лексическим темам;

- систематизация и расширение знаний детей об окружающем мире.

- развитие умения детей устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие кинетической и вербальной памяти,

внимания, логического мышления, воображения,

крупной и мелкой моторики;

- расширение и актуализация словаря детей по

каждой лексической теме.

Речевое развитие

- Речевые игры (игры-загадки, игры беседы); (см. Приложение 1);

- Составление рассказа, сказки

- Анализ рассказа, обсуждение;

- Рассказывание;

- Пересказывание (по вопросам, по сюжетным

картинкам, по ролям)

- Изменение сюжета

- Сочинение рассказа

Художественно-эстетическое

 развитие

- чтение и обсуждение рассказов, стихов по

лексическим темам.

- аппликация, рисование, лепка из различного

материала по лексическим темам, подготовка и

уборка своего рабочего места

Физическое развитие

Подвижные игры и физические упражнения:
«Покажи животного», «Меткий стрелок» и др.


                         Выводы по проделанной работе

На основе использования дидактических игр, создания различных игровых приемов, у детей вызван огромный интерес, оживление, радость, положительный эмоциональный настрой, значительно расширился словарный запас.  Дети стали меньше допускать типичные ошибки, стали правильно употреблять падежные формы, категории рода, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Дети стали слышать и исправлять грамматические ошибки в речи товарищей.

Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий т.к.  игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

Родители стали: 

  • правильно реагировать на речевые проблемы детей, помогать преодолевать их;
  • проявлять интерес в использовании дидактических настольных и речевых игр в вопросах речевого развития детей;
  • проявлять активность в проектной деятельности;
  • принимать участие в подготовке совместных с детьми творческих работ и мероприятий;
  • радоваться достижениям и успехам своих детей.

Дети стали:

  • подбирать слова антонимы и синонимы;
  • употреблять несклоняемые слова;
  • образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • правильно употреблять предлоги;
  • составлять и распространять предложения предлогами с помощью схем;
  • образовывать новые слова путём соединения двух слов;
  • образовывать отчество от имени;
  • подбирать местоимения к словам;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • самостоятельно пересказывать литературное произведение;
  • составлять рассказ по мнемотаблице или серии сюжетных картинок;
  • составлять описательный рассказ по сюжетной картине
  • самостоятельно придумывать рассказ, сказку.

Список литературы:

  1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи - М., Академия, 2009.
  2. Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека зданий с усложнением.- Пб:КАРО, 2005. - 32 с.
  3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов. — 2 — е изд., дораб./ А. К. Бондаренко. — М., Просвещение, 2001. — 153 с.
  4. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых предложений). - М.: В.Секачев, 2010
  5. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» .5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
  6. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
  7. Лебедева Л.В. (и др.). Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009.
  8. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c
  9. «Развитие речи детей 5-7 лет». -3-е изд., дополн./Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 272 c.(Развиваем речь)
  10. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
  11. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками . –– М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
  12. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб .-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  13. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2010.
  14. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ. - 3-е изд., испр. и доп./ Г.С.Швайко. - М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

  Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...

Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры

разработка плана дидактической игры для формирвания  лексико-грамматических категорий...