Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада. Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Родькина Людмила Михайловна

На занятии дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков; способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_roza.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Подготовила: Родькина Л. М., воспитатель

МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка»

ОП «ЦРР – д/с «Росинка

г. Ковылкино, Республики Мордовия

Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».

Цель: познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

Задачи:

- помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

- развивать фонематический слух, формировать у детей способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно;

- совершенствовать умение детей подбирать односложные слова (состоящие из одного слога), двухсложные (состоящие из двух слогов), трехсложные (состоящие из трех слогов) и делить слова на слоги (хлопками);

- активизировать речевую деятельность детей, знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок;

- развивать мелкую моторику, воображение, память, внимание, речь;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картина «Роза», картинка-схема слова «роза», фишки-магниты красного, синего, зеленого цвета; раздаточный материал (на каждого ребенка): карточки для анализа четырех звукового слова, фишки красного, синего и зеленого цвета, заготовки геометрических фигур из бумаги желтого цвета; мяч, письмо, фишки желтого цвета для поощрения (или смайлики-магниты на доску)

Ход занятия:

Вводная часть.

(Дети входят в группу, становятся в круг).

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: -Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

(Дети садятся за столы)

 Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я пришла в детский сад, то увидела, у дверей нашей группы лежало вот это письмо. Сейчас я его прочитаю.

«Ребята, вам пишет Белоснежка из сказки «Семь гномов». Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся со всеми заданиями злой ведьмы. Заданий будет пять. За каждое правильно-выполненное задание даётся фишка. Если к концу пути вы соберёте много фишек, то вы сможете освободить меня. Ну, а если вы не справитесь с заданием, то я навсегда останусь в каменном замке».

Воспитатель: - Ребята, задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?  (да)

Задание 1. Загадки-складки

Воспитатель: - Дети, я буду читать двустишия, вы добавляете последнее слово-отгадку, соблюдая рифму.

1. И для дел, и для красы на стене висят… (Часы)

2. Чтобы ночью крепко спать, в спальне есть всегда… (Кровать)

3. Жестко вам на стуле если, то понежьтесь в мягком…(Кресле)

4. Папе, Барсику и Ване сладко спится на…(Диване)

5. Словно пчелы возле улья, все к столу слетелись…(Стулья)

6. Соням всем она подружка, с пухом мягкая…(Подушка)

7. Уходя, дружок, проверь, заперта ли крепко…(Дверь)

- Молодцы с первым заданием вы справились. За это вы получаете фишку.

Задание 2. Звуковой анализ слова роза.  «Отгадай загадку»

На кустах в саду растет.

Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы,

Тех, кто рвет руками … (розы)

- Правильно, роза. (на доску вывешивается картинка с изображением розы)

- Что можете сказать о розе? Посмотрите, какая она?

- Сколько звуков в слове роза? (четыре)

Посмотрите, под картинкой, схема слова роза (четыре клеточки). Каждая клеточка в схеме обозначает один звук.

- У вас на столах у каждого есть такие схемы и фишки, которые нам понадобятся для звукового анализа слова роза.

- Рроза – какой первый звук в этом слове? (р)

Этот звук гласный или согласный?

Когда мы его произносим, нам мешает язык. Какой фишкой обозначаем этот звук? (Синей) Почему? Это твердый звук. (Дети ставят синюю фишку на схему - каждый на свою)

- Рооза – какой второй звук в этом слове? (о)

- Этот звук гласный или согласный? (Гласный)

- Почему так думаешь, Рома? (Этот звук поется, произносить этот звук ничего не мешает, никаких преград нет)

- Какой фишкой обозначаем этот звук? (красной).

- Розза – какой третий звук в этом слове? (з)

- Этот звук гласный или согласный?

- Почему так считаешь, Дарина?

- Произносить этот звук мешает язык и зубы. Какой фишкой будем обозначать этот звук? (Синей) Почему? Это твердый звук.

- Розаа – какой четвертый звук в этом слове? (а)

Какой это звук? (гласный) Его можно долго тянуть, сказать громко и тихо, во рту ничего не мешает. Какой фишкой будем обозначать этот звук? (красной).

- Сколько всего звуков в слове роза? (четыре)

- Сколько гласных звуков? (два)

- Какой первый гласный звук? О

- Назовите второй гласный звук? А

- А сколько согласных звуков в этом слове? (два)

- Назовите первый согласный звук? Р

- Какой второй согласный звук? (З)

- Дети, а теперь прочитайте слово «роза» так, как движется указка по звуковой схеме. (Воспитатель медленно ведет указкой по схеме, останавливаясь ненадолго на красных фишках) Хором и индивидуально.

- Сколько слогов в слове роза? (два)

- Как мы делим слова на слоги? (Хлопками) Ро-за

- Ребята, в словах всегда столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть обязательно гласный звук.

- Молодцы, ребята, с этим заданием тоже справились. Получайте еще одну фишку.

- А теперь немножко отдохнём.

Отдых наш – физкультминутка, -

Занимай свои места:

Шаг на месте: левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Задание 3. Игра «Назови и подели»

- Придумайте и назовите односложные слова, состоящие из одного слога – на слоги не делятся). Будьте внимательны. Проверяйте правильность деления слов на слоги хлопками. Не выкрикивайте, поднимайте руки.

- А теперь называем слова, состоящие из двух слогов

- Слова из трех слогов.

- Молодцы, дети, и с этим заданием справились и получаете фишку.

Задание 4. «Назови звук»

-  Ребята становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне.  Начинаем игру.

Слова: дом, машина, диван, качели, луна, лиса.

- Молодцы, вы снова получаете фишку.

Задание 5. Игровое упражнение «Весеннее солнышко»

Вы должны выложить на столе изображение солнышка. Как это сделать, я вам расскажу, слушайте внимательно. Перед вами на столах лежат листочки с изображениями геометрических фигур. Обычно мы геометрические фигуры вырезаем ножницами, сегодня у нас ножниц нет. Мы должны получить геометрические фигуры путем обрывания бумаги по контуру. Работайте аккуратно.

Приступайте к работе. А теперь выкладывайте на столе изображение солнышка. Какое солнышко у вас получилось? (Ласковое, теплое, весеннее, необычное…)

- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Получаете фишку.

Ребята, посчитайте, сколько у вас фишек. Молодцы, вы справились со всеми заданиями и за каждое правильно выполненное задание получили фишку, набрали 5 фишек.

Мы помогли Белоснежке освободиться из заточения, из каменного замка злой ведьмы.

Стук в дверь. Появляется Белоснежка. Благодарит детей за то, что помогли освободиться из заточения. Дарит подарки.

Итоговая беседа.

- Кого сегодня мы спасали?

- Какое задание было самое трудное?

- Какое самое легкое?

- Какое задание вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.

Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель:  знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:-        уточнить...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада по теме: «Звук К »

Цель: Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о звуке К.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;-учить определять местоположение звука в слове; выявл...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе 5–6 лет «Звуковой анализ слова «игла» Аксарина Е.А.

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», &laq...