Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Калмыкова Оксана Сергеевна

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obuchenie_gramote_zvuk_sh.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей группе детского сада

Тема: Знакомство со звуком «Ш»

Программное содержание: Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Материал к занятию: у детей на столе картинки с изображением шапки, мишки и душа. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Ход занятия

Воспитатель:

На занятии будь старательным,

Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай … (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать),

Если друг стал отвечать

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Воспитатель: Вижу, что все готовы заниматься. Но сначала подготовим наш артикуляционный аппарат, сделав гимнастику.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),

По сравнению с ним мы худые (втягиваем щеки).

Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередные надувания щек – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой).

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед – назад).

Вкусный был завтрак  - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Проходим за столы.

Воспитатель: Что это?

Слышится аудиозапись «Караул», «караул».

Воспитатель: В каких случаях кричат «караул»? (Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду).

Воспитатель: Верно, ребята. Наверно кто-то попал в беду и ему нужна помощь.

Воспитатель находит письмо и читает его содержание.

Текст письма

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

Воспитатель: А какой звук попал в беду вы догадаетесь сами, послушав стихотворение С.Я. Маршака. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим, читаем)

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

Воспитатель: На какие две группы делятся звуки? (звуки делятся на согласные и гласные)

Воспитатель: Чем отличаются гласные от согласных? (при произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)

Гласные тянутся в песне звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

Воспитатель: Верно, ответили на вопросы. Теперь внимательно слушайте стихотворение.

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Воспитатель: Какой в этом стихотворении чаще всего вы слышали звук? (звук «Ш»)

Воспитатель: Правильно. О ком это стихотворение? (это стихотворение о мышонке)

Воспитатель: Какой мышонок? (Мышонок смешной)

Воспитатель: Что он ответил маме? (шуршать он будет тише)

Воспитатель: Кто автор этого стихотворения? (автор стихотворения С.Я. Маршак)

Воспитатель: Мы уже с вами выучили несколько стихотворений это автора, в которых искали звуки. Кто помнит, какие стихотворения мы учили?

«Паровоз»

Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

«Жук»

Жук упал и встанет не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я еще раз вам прочитаю стихотворение про мышонка, а вы слушаете внимательно и запоминаете слова, в которых встречается звук «ш».

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Воспитатель: Какие вы услышали слова со звуком «Ш»? (шепчет, шуршишь, спишь, тише, мышонок)

Воспитатель: Какой звук «Ш» гласный или согласный? (звук «Ш» согласный)

Воспитатель: Звук «Ш» твердый или мягкий? (это твердый звук)

Воспитатель: Да, ребята, звук «Ш» - это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними фишки для обозначения звуков)

Воспитатель: Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков)

Воспитатель: Какие звуки живут в красном домике? (в красном домике животу гласные звуки)

Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике? (в синим домике животу согласные звуки)

Воспитатель: В какой домик мы поселим звук «Ш»? (звук «Ш поселим в синий домик, так как он твердый согласный звук)

Воспитатель: Я называю слова, а вы, услышав звук «Ш», хлопните в ладоши.

Слова: Шуба, кошка, кот, лягушка, ворона, карандаш, цветы, мышь, камыш, заяц, малыш, стол, бабушка, мишка, стол, шапка, сумка, шторы, зеркало, шкаф, диван.

Физкультминутка «Мышонок» (движения выполняются в соответствии с текстом)

Прыг – да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинке и определим позицию звука «Ш» в слове (обозначаем начало, середину или конец с помощью фишек).

У детей на столах картинки с изображениями «мишка», «шапка», «душ».

Описание: C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2021-10-13-14-02-30.jpg

Описание: C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2021-10-13-14-02-48.jpg

Описание: C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2021-10-13-14-02-07.jpg

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Девочкам надо выбрать картинки, в которых звук «Ш» стоит в начале слова, а мальчикам, где звук «ш» находится в середине слова.

Воспитатель: Девочки, как можно назвать одним словом картинки, которые вы нашли? (одежда)

Воспитатель: Мальчики, как можно назвать одним словом картинки, которые вы нашли? (животные)

Воспитатель: Ребята, с какой звук мы сегодня искали? (мы искали звук «Ш).

Воспитатель: Что вы можете про него сказать? Какой он?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада "Звук Ш"

 Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить детей со звуком [Ш]  ,2. Учить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам.3. Закреплять правильный графиче...

"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.

Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель:  знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:-        уточнить...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"

Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада по теме: «Звук К »

Цель: Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о звуке К.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;-учить определять местоположение звука в слове; выявл...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада. Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».

На занятии дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков; способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно...