Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Посылка Деда Грамотея»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста

«Посылка Деда Грамотея»               

   Задачи:

  • закреплять знание гласных и согласных звуков;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • учить определять место звука в словах;
  • упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • воспитывать умение слушать других, желание помогать друг другу.

Ход занятия:

Вос-ль:

Здравствуй, солнышко – дружок (руки вверх. Фонарики)

Здравствуй, носик, пятачок (показать указательным пальцем носик)

Здравствуйте, губки! (показать губки)

Здравствуйте, зубки! (показать зубки)

Губками «почмокали»

Зубками «пощёлкали»

Ручки вверх подняли

И ими помахали.

А теперь все вместе «здравствуйте» сказали! (говорим хором)

Стук в дверь (принесли посылку)

Воспитатель: К нам пришла посылка, а с ней письмо. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки» для детей гр. №4. Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас посылку с сюрпризом. Но откроется она только тогда, когда вы выполните все задания, которые я вам приготовил. За каждое выполненное задание вы будете получать карточку, с помощью которых вы узнаете, что же лежит в посылке.  Найти конверты с заданиями несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали их у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где они. Желаю успеха!

                                                                                                        Дед Грамотей. »

Вос: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится внутри посылки?

(Ответы детей)

Вос: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится

там, о чём идёт речь в загадке:

Не куст, а с листочками

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!

 

 

 

 

Задание №1.

Вос: Вместе с письмом в конверте лежит карточка с любимым цветком Деда Грамотея

Загадка

Длинный тонкий стебелек,

Сверху — алый огонек.

Не растенье, а маяк

— Это ярко-красный … (Дети: Мак)

Вос: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети: М-м-м…

Вос: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Вос: Молодцы, справились с первым заданием и получаем первую карточку (картинка игла)

Вос: Слушайте следующую подсказку, где искать конверт с заданием:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

 

Задание №2.  

Дидактическая игра на внимание «Какой звук часто встречается?»

 Но сначала мы свами поиграем. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Вос: Послушайте внимательно стихотворение.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усталый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

 (Можно предложить закрыть глаза при первом чтении)

Какой звук часто повторяется в стихотворении? Какие слова запомнили с этим звуком?

А теперь, ребята, придумайте свои слова, в которых встречается звук «с».

Вос: Молодцы, справились со вторым заданием. Получаем ещё одну карточку (картинка гусь).

 

 

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы -

Отпускают лишь здоровых.

Дети: Это больница! (Там лежит сумочка с карточками)

Вос: Но сначала мы свами поиграем. «Какой, Какая, Какие?» (словесная игра)

 

Задание №3 «составь предложение»

 Воспитатель: садимся на ковер.

Возьмите себе по карточке и попробуйте составить предложение. И скажите сколько слов вашем предложении.

Вос: Молодцы, справились с третьим заданием. Получаем карточку (картинка ракета)

 Воспитатель: А вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

Картины любим создавать,

Ещё чертить и рисовать.

Всё раскрашиваем сами

Разноцветными носами!

Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!

 

Задание № 4

Игра «Где наш дом?»

Вос: Прежде чем приступить к выполнению следующего задания выполним небольшое упражнение: поиграем в игру «Папа, мама, я»

Вос: Дедушка Грамотей просит помочь ему расселить животных по домикам.

Определять, в каком домике будет жить животное будем по количеству слогов в слове (1, 2, 3). Один слог - это домик с одним окошечком, два слога – с двумя, три слога – три окошечка.

(Дети берут картинку, называют, кто на ней изображён, считают количество слогов в произнесенном слове и вставляют картинку в кармашек с соответствующим количеством окошек.

Вос: Мы с вами выполнили последнее задание, получаем карточку

(картинка арбуз).

 

Вот мы с вами и выполнили все задания Деда Грамотея, а вот узнать, какой сюрприз нам приготовил Дед Грамотей, мы сможем, если разгадаем слово, которое зашифровано в этих картинках. Чтобы его разгадать, нужно определить первый звук в названии и найти соответствующую букву, которая обозначает этот звук.

У нас получилось слово ИГРА.

(Открываем посылку, в посылке настольная игра для группы и каждому задания для индивидуального выполнения дома)

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Я предлагаю вам выбрать весёлый смайлик, если всё понравилось и вам было интересно. И грустный, если вы испытывали какие-то затруднения. 

Все молодцы! 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста

«Посылка Деда Грамотея»               

   Задачи:

  • закреплять знание гласных и согласных звуков;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • учить определять место звука в словах;
  • упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • воспитывать умение слушать других, желание помогать друг другу.

Ход занятия:

Вос-ль: 

Здравствуй, солнышко – дружок (руки вверх. Фонарики)

Здравствуй, носик, пятачок (показать указательным пальцем носик)

Здравствуйте, губки! (показать губки)

Здравствуйте, зубки! (показать зубки)

Губками «почмокали»

Зубками «пощёлкали»

Ручки вверх подняли

И ими помахали.

А теперь все вместе «здравствуйте» сказали! (говорим хором)

Стук в дверь (принесли посылку)

Воспитатель: К нам пришла посылка, а с ней письмо. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки» для детей гр. №4. Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас посылку с сюрпризом. Но откроется она только тогда, когда вы выполните все задания, которые я вам приготовил. За каждое выполненное задание вы будете получать карточку, с помощью которых вы узнаете, что же лежит в посылке.  Найти конверты с заданиями несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали их у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где они. Желаю успеха!

                                                                                                        Дед Грамотей. »

Вос: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится внутри посылки?

(Ответы детей)

Вос: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится

там, о чём идёт речь в загадке:

Не куст, а с листочками

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!

Задание №1.

Вос: Вместе с письмом в конверте лежит карточка с любимым цветком Деда Грамотея

Загадка

Длинный тонкий стебелек,

Сверху — алый огонек.

Не растенье, а маяк

— Это ярко-красный … (Дети: Мак)

Вос: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети: М-м-м…

Вос: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Вос: Молодцы, справились с первым заданием и получаем первую карточку (картинка игла)

Вос: Слушайте следующую подсказку, где искать конверт с заданием:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

Задание №2.  

Дидактическая игра на внимание «Какой звук часто встречается?»

 Но сначала мы свами поиграем. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Вос: Послушайте внимательно стихотворение.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усталый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

 (Можно предложить закрыть глаза при первом чтении)

Какой звук часто повторяется в стихотворении? Какие слова запомнили с этим звуком?

А теперь, ребята, придумайте свои слова, в которых встречается звук «с».

Вос: Молодцы, справились со вторым заданием. Получаем ещё одну карточку (картинка гусь).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы -

Отпускают лишь здоровых.

Дети: Это больница! (Там лежит сумочка с карточками)

Вос: Но сначала мы свами поиграем. «Какой, Какая, Какие?» (словесная игра)

Задание №3 «составь предложение»

 Воспитатель: садимся на ковер.

Возьмите себе по карточке и попробуйте составить предложение. И скажите сколько слов вашем предложении.

Вос: Молодцы, справились с третьим заданием. Получаем карточку (картинка ракета)

 Воспитатель: А вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

Картины любим создавать,

Ещё чертить и рисовать.

Всё раскрашиваем сами

Разноцветными носами!

Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!

Задание № 4

Игра «Где наш дом?»

Вос: Прежде чем приступить к выполнению следующего задания выполним небольшое упражнение: поиграем в игру «Папа, мама, я»

Вос: Дедушка Грамотей просит помочь ему расселить животных по домикам.

Определять, в каком домике будет жить животное будем по количеству слогов в слове (1, 2, 3). Один слог - это домик с одним окошечком, два слога – с двумя, три слога – три окошечка.

(Дети берут картинку, называют, кто на ней изображён, считают количество слогов в произнесенном слове и вставляют картинку в кармашек с соответствующим количеством окошек.

Вос: Мы с вами выполнили последнее задание, получаем карточку

(картинка арбуз).

Вот мы с вами и выполнили все задания Деда Грамотея, а вот узнать, какой сюрприз нам приготовил Дед Грамотей, мы сможем, если разгадаем слово, которое зашифровано в этих картинках. Чтобы его разгадать, нужно определить первый звук в названии и найти соответствующую букву, которая обозначает этот звук.

У нас получилось слово ИГРА.

(Открываем посылку, в посылке настольная игра для группы и каждому задания для индивидуального выполнения дома)

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Я предлагаю вам выбрать весёлый смайлик, если всё понравилось и вам было интересно. И грустный, если вы испытывали какие-то затруднения. 

Все молодцы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

Конспект открытого занятия «Музыкальная Москва» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  Развитие музыкальных способностей детей через использование различных видов музыкальной деятельности....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...

Конспект открытого занятия "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

В  конспекте занятия "Космическое путешествие" НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста, представлена возможность отправиться в увлекательное путешествие в далекую га...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...