Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие на необитаемый остров."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Омелина Ольга Юрьевна

Технологическая карта по теме «Путешествие на необитаемый остров» (для детей подготовительной группы)

Цель: Формирование у детей интереса к обучению грамоте по средствам использования конструктора ТИКО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »

Обучение грамоте

Технологическая карта по теме «Путешествие на необитаемый остров» (для детей подготовительной группы)

Цель: Формирование у детей интереса к обучению грамоте по средствам использования конструктора ТИКО.

Задачи:[a]

Образовательные:

  • закрепить умение детей определять местоположение звука в слове;
  • закрепить  умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
  • закрепить  умения различать гласные и согласные буквы;
  • закрепить понятие «предложение».
  • закрепить умение составлять предложение из трех слов с помощью схем.

Развивающие:

  • развивать у детей фонематический слух, звуковое восприятие, мышление, внимание, память;
  • развивать умение создавать объемную конструкцию из ТИКО по схеме и образцу .

           Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство товарищества;
  • воспитывать желание работать в паре, небольшой командой;
  • воспитывать активность и самостоятельность;

Планируемые результаты:

  • дети определяют местоположение звука в слове;
  • умеют проводить звуко-буквенный анализ слова;
  • различают гласные и согласные буквы;
  • умеют составлять предложение из трех слов с помощью схем;
  • умеет правильно соединять ТИКО-детали и создавать объемную конструкцию по образцу и схеме.

    Интеграция образовательных областей: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».

Средства реализации: конструктор ТИКО, иллюстрации с изображением к играм «Определи звук в слове», «Собери слово», образец схемы построения «Корабль», карточки и игрушки с изображением морских обитателей, сундук, конверты с заданиями, призы.

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин на морскую тематику, чтение художественной литературы (Андрей Усачёв «Сказочное мореплавание», «Море за углом» А. Орлова), отгадывание загадок о, морских обитателях.

Виды детской деятельности:

познавательно – исследовательская,

двигательная,

коммуникативная,

конструктивная.

Ход НОД:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Психологическая разминка:

Здравствуйте, ребята! Видеть вас я очень рада!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Я для вас подготовила сюрприз!

Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!

Дети встают по кругу и вместе с воспитателем участвуют в психологической разминке.

Дети присаживаются за столы, слушают.

Организационно-поисковый

Я хотела сделать вам сюрприз, но никак не могу найти сундук, в котором он находится! Вы его не видели?

Кто - то здесь был!

Смотрите, остались какие- то схемы.

Попробуем их собрать. Прочитаем слово и узнаем, кто забрал наш сундук. Поможете?

Смотрите, наши буквы собраны. Что можно сложить из букв? Может вы уже догадались, что это за слово? Кто же забрал наш сундук?

(Если у детей возникают трудность, можно их направить: Отгадайте загадку: 

Под водой подлодка ходит.
Что на море происходит?
Капитану и со дна
Даль морская вся видна
В глаз, что поднят над волной.
Как зовут прибор такой?

Зашифрованное слово начинается с такой же буквы, как и слово
ПЕРИСКОП( показываю картинку);

 вторую букву вы угадаете, если правильно определите второй звук в слове КИТ;

Какой слог у нас получился?  

Третий звук любит рычать? Какой это звук и какой буквой обозначается?

Четвёртую букву найдёте, если угадаете первый и последний звук в слове АКУЛА.

Четвёртая буква спряталась в конце слова СКАТ.

Какая буква осталась?).

Догадались, что это за слово?

На экране телевизора появляется видео, на котором пираты.

Голос пирата:

Сундук потеряли? Ищите, ищите, да не найдете. Мы его украли, закрыли кодовым словом, закинул на свой остров, а добраться на него нелегко. Только смелые и сообразительные смогут туда попасть!

Ребята, нам нужно вернуть сундук! Что же делать?

Пират сказал, что сундук он забросил на свой остров.

А где может находится остров? 

Правильно ребята, остров — участок суши, который может находиться в океане, море, озере или на реке.

Название каких морей и океанов вы знаете?

Как же узнать, в каком из морей или океанов находится остров пиратов?

Голос Пирата: Название моря определите по цвету моей треуголки.

Кто помнит цвет треуголки пирата?

Как нам добраться до острова?

На столах лежат схемы и конструктор ТИКО, предлагаю из конструктора по схеме построить корабль.

Кто управляет кораблем?

А кто помогает капитану?

Я буду капитаном, а вы - матросами. Согласны?

Свистать всех наверх! Надеть воротнички! Отдать швартовые! Что бы нам отплыть, нам нужен попутный ветер.

Поднять паруса!

Вызовем попутный ветер своим дыханием.

А дышать мы будем так:

Ветер, ветер, ветерок!

Натяни нам парусок!

Наш корабль подгоняй

Скорость быструю развивай!

Итак. Слушай мою команду! Делаем глубокий вдох носом на 1,2,3,4,5 и выдох

через рот ПФФФ-ф-ф-ф. Повторим 2 раза.

Звучит рында.

Воспитатель: Ура! У нас получилось! Мы молодцы! Мы отплываем!

А теперь внимательны будьте на корабле. Приготовьте свои бинокли!

  «Тренировка»
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

На экране появляется пират:

Всё-таки отважились отправиться в путешествие? А оно будет непростое! Вас ждут испытания!

Вот моё первое испытание:

Отгадайте загадку:

Вновь играя и шаля

Перед носом корабля.

Над водой мелькают спины, -

Мчатся шустрые...(Дельфины)

Ребята, нам надо найти картинку с дельфинами. Посмотрите по сторонам?

Подходят к этому месту.

Под картинкой лежит шкатулка, в которой находятся буквы из конструктора ТИКО и картинки.

Игра «Определи звук в слове»

Перед вами картинки с изображением разных животных, буквы из конструктора ТИКО. Подружите картинку с определенной буквой. Определите, какое слово начинается с данной буквы.

 

Молодцы, справились с заданием. Нашли первый пазл слова.

На экране появляется пират:

Первое задание выполнили, перед вами второе испытание.

Отгадайте загадку:

Ползет в море паук -

Восемь ног, пара рук.

В руках клешни,

В глазах - испуг.

(Краб)

Воспитатель: Ребята, нам надо найти краба. Посмотрите по сторонам?

Дети смотрят по сторонам и находят картинку с изображением краба.

Подходят к этому месту.

Под картинкой лежит шкатулка, в которой находятся слоги из конструктора ТИКО.

Игра «Составь слово из слогов».

Слова «размыло морской водой» и остались  только слоги.  

Вам нужно из слогов конструктора ТИКО собрать слова. Детям даны собранные слоги и отдельные буквы.

ДУ-ЗА-МЕ — медуза

КУ-А-ЛА — акула

БА-РЫ — рыба

ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень

ФИН-ДЕЛЬ — дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха

Молодцы, справились с заданием.

Появляется пират: Отгадайте загадку и найдите задание:

В бинокль злую рыбу разгляжу

Всех на корабле предупрежу.

Знайте, дети, все прекрасно —

С хищницей играть опасно:

Зубищи острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

(Акула)

Ребята, нам надо найти Акулу. Посмотрите по сторонам?

Дети смотрят по сторонам и находят игрушку акулу. Под ней -задание.

«Угадай слово» по согласным буквам.

Перед нами согласные буквы. Нужно угадать слово и собрать его.

К-Т, С-М, М-Д-З-, СК-Т, КР-Б,Ч-Р-П-Х-,-К-Л-.

Вот, мы и отыскали третий пазл.

Поплыли дальше? Перед нами остров. Давайте сойдём на него и немного отдохнём.

Чтобы набраться сил, предлагаю сделать зарядку.

Физминутка:

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед

собой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки

правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками) Пообедаем и в путь

(подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту) Паруса пора надуть.

(Дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт – (руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до

груди и опускаем вниз)

Наш корабль плывет вперёд!

Появляется пират.

 Отгадайте загадку и найдёте задание: 

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь.

Медуза.

МЕ

Слушайте задание: сконструируйте звуковую схему из квадратов.

Появляется пират.

Отгадайте загадку и найдёте задание: 

И на суше и в воде

Носит дом свой на спине

Путешествует без страха

 В этом доме…? (ЧЕРЕПАХА)

Перед детьми схема предложения.

Ка вы думаете, что это?

Нам надо придумать предложение по схеме.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем собрать пазлы. Может, у нас уже получится слово?

На экране появляется пират: Что ж? Вы всё-таки доплыли до моего острова! Но я пока ещё не сдаюсь! Последний пазл найдёте, если исследуйте песок. И, может быть, ваша смекалка и доведёт вас до заветного сундука. 

Игра «Волшебная песочница». 

Воспитатель: ребята, что вы нашли? А есть какая-нибудь особенная картинка? Что изображено на ней? Жук.

 

Какой первый звук в слове «жук»?

Какой  второй звук в слове «жук»?

Какой  второй звук в слове «жук»?

Выберите один из звуков и попробуйте собрать кодовое слово.

Воспитатель под звуки фанфар выстраивает детей в шеренгу. В сундуке новая игра по обучению грамоте и призы для детей.

Отвечают на вопросы педагога:

Нет.

Это схемы букв из ТИКО конструктора.

 Да. Дети разбиваются на подгруппы и берут карты со схемами, собирают из ТИКО конструктора буквы.

Из букв можно сложить слово.

 

Дети рассматривают собранные буквы и складывают слово.

Отгадывают загадку.

ПЕРИСКОП

Это буква П .

Это буква И .

ПИ.

Р.

А.

Т.

Ы.

Дети отгадывают слово и собирают его.

Слушают приветствие пирата.

О́стров может находиться  в океане или море.

Белое море. Черное море. Желтое море. Красное море.

Каспийское море….

Предложения детей.

Остров находится в открытом море.

У пирата была чёрная треуголка.

Нам надо отправиться в Чёрное море.

До острова можно добраться на корабле.

По морю ходят корабли. Можно построить корабль.

Дети по схемам строят корабль.

Детям предлагаются схемы и дети конструируют по ним морское судно.

Капитану помогают матросы.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Дети из пальцев рук изображают бинокли и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети слушают задание пирата.

Отгадывают загадку.

Дети находят картинку с ответом и конверт, в котором лежат картинки и буквы конструктора ТИКО «Азбука».

Дети выполняют задание.

После игры находят пазл Д.

Слушают задание пирата.

Отгадывают загадку.

Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Под шкатулкой находят пазл с буквой Р и забирают себе.

Отгадывают загадку.

Дети ищут акулу (игрушка).

Под игрушкой задание.

Дети находят пазл с буквой У и забирают себе.

Дети выполняют физминутку.

Слушают задание пирата.

Дети находят картинку медузы и коробку с картинками и цветными квадратиками.

После задания берут пазл с буквой Б.

Слушают задание пирата.

Дети отгадывают загадку и находят задание.

Это схемы предложения.

Дети выполняют задание.

После задания берут пазл с буквой А.

Пытаются соединить, но ничего не получается, кроме Д БУ РУ или Д РУ БА

Дети делятся парами. Исследуют песок и находят буквы и лишь один пазл с картинкой.

Делают вывод, что все пазлы в песочнице с буквами, кроме одного, на которой изображён жук.

Первый звук  в слове «жук» Ж - ( согласный, звонкий парный, твёрдый);

второй звук в слове «жук» У -гласный, ударный

третий звук в слове «жук» К-согласный, глухой парный, твёрдый.

Дети соединяют все части пазла и отгадывают кодовое слово «Дружба». Затем дети ищут по предложению воспитателя символ – картинку «Дружбы» среди трёх разбросанных по группе картинок, символизирующих ссору, обиду и дружбу. Найдя картинку, обнаруживают и сундук.

Рефлексивно-корригирующий

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы показали себя сплочённой дружной командой.

Ребята, давайте вспомним, что мы делали?

Что вам понравилось из наших приключений?

Что для вас показалось сложным?

Что вам запомнилось?

Капитан дарит детям подарки.

Воспитатель: Команда! Скажите себе каждый: «Я-молодец!»

Автор:

 воспитатель первой квалификационной категории Омелина Ольга Юрьевна, МБДОУ№8 г. Тосно "Сказка."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика плоскостопия у детей 5–6 лет. Конспект занятия по лечебной физкультуре «На необитаемом острове»

Профилактика плоскостопия у детей 5–6 лет. Конспект занятия по лечебной физкультуре «На необитаемом острове»Конспект занятия по лечебной физкультуре «На необитаемом острове».Для профилактики нарушения...

Физкультурное занятие для детей старшей группы «Необитаемый остров».

В занятии во вводной части используется стихотворный текст, в ОРУ  включена ритмическая гимнастика, что позволяет вызвать у детей интерес к физкультурным занятиям....

Конспект музыкально-спортивного развлечения "Путешествие на необитаемый остров".

Конспект музыкально-спортивного развлечения "Путешествие на необитаемый остров" с детьми второй младшей группы....

Занятие на тему: "Путешествие на необитаемый остров"

план-конспект по физической культуре...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Путешествие на остров «Азбука денег».

Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления....