Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Баруткина Евгения Алексеевна

Картотека игр по подготовке к обучению грамоте

детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_obucheniyu_gramote.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Игра 1. «Буквенный светофор»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор», он становится в центре площадки и называет любую букву.

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются пере-бежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

Игра 2. «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель», он задаёт букву, на которую дети придумывают слова.Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит,например«Хочу купить предметы на букву Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

Игра 3. «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют первый звук в слове.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку… (мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у… (зверей).

Шла коза по мостику

И виляла… (хвостиком).

Игра 4. «Загадки»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: загадки.

Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Зимой — белый,

Летом — серый. (Заяц.)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

Игра 5. «Мозаика»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы, начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки.

Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте только те картинки, у которых первый звук [м], [м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД, МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает собранную мозаику, где изображена буква М. (Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА; шмель —одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк —предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД; собака —еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.)

Игра 6. «Клад»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материалкартинка с изображением драгоценностей.

Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук,спрашивая у воспитателя:

— Этот предмет кукла?

— Нет.

— Ковёр?

— Да.

Дети находят под ковром картинку с кладом.

Игра 7. «Где спрятались домашние животные?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ — СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.).

Ход игры. Воспитатель говорит,что домашние животные решили пошутить: они спрятались за картинками, которые стоят на наборном по-лотне. Догадайтесь, куда спрятались звери?Вот подсказка: первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется.

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материалкартинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т. д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

 Игра 8«Чудесный мешочек»

Развитие умений делить слова на слоги.

Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.

Дети по порядку выходят, вынимают

 из мешочка предмет и называют его.

 Слово повторяется по слогам, и

дети называют количество слогов в

слове. Игра идет как соревнование.

 Игра 9«Купи игрушку»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Воспитатель раскладывает на столе

игрушки и   предлагает детям «купить»

те из них, в названиях которых 2 слога,

3 слога. Дети подходят к столу,

выбирают игрушку, четко произносят

по слогам слово. Если ответ

правильный дети забирают игрушку.

Игра 10 «Молчанка»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).

Воспитатель называет слово, а дети

поднимают карточку с цифрой,

соответствующей количеству слогов в

данном слове.

 Игра 11«Слог – шаг»

Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Воспитатель дает каждому ребенку

задание: «Сделай два шага вперед!»,

«Сделай три шага вперед!»

Ребенок должен вспомнить слово из

стольких слогов, сколько шагов ему

предложено сделать, и четко

произнести его по слогам так, чтобы

 каждому шагу соответствовало

произнесение одного слога.

Игра 12«Один – два – три»

Развитие умения слышать слог в слове.

Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.

К

Картинки выставляются на наборное

полотно. Каждая команда получает

одну из цифр 1,2 или 3 и

соответственно ей подбирает картинки

с первым. Вторым, третьим ударным

слогом. Представители команд

выходят, берут по одной картинке.

Следующий ребенок из команды

выходит тогда, когда предыдущий

садится на место.

Выигрывает команда, которая быстрее

 и с меньшим числом ошибок закончит

игру.

Игра 13«Ударный слог»

Закрепление умений выделять ударный слог.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет детям слова,

состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача

детей: Выделить и назвать ударный

слог.

Игра 14 «Живые звуки».

Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры: Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Оборудование: карточки со звуками.

Игра 15. «Слово спряталось»

Цель: Развитие звукослогового анализа и синтеза.

Ход игры: Ребёнку предлагаются предметные картинки. Он должен выделить первый слог в названии каждой картинки, объединить слоги в слово, прочитать полученное слово.

Речевой материал:

Шура, бабушка – шуба

Камень, шары – каша

Лимон, самолёт – лиса


Развитие лексико-грамматического строя:

Игра 16. «Назови части».

Цель: объединение и группировка слов на основе различных семантических признаков.

Ход игры: Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Воспитатель называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например:

Кот — тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Оборудование: картинки с изображением предметов(животных):

Грузовик — ; дом —...; дерево —... .

Упражнение 2. «Отгадай, что это за животные?»

Цель: Уточнение синтагматических связей глагола и существительного.

Ход игры: Воспитатель называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

Речевой материал:

Сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...

Мяукает, лакает, царапается — ...

Хрюкает, роет землю, чавкает — ...

Ржет, бегает, скачет — ...

Блеет, бодается — ...

Мычит, жует, ходит — ...

Летает, жужжит, жалит — ...

  1. Развитие познавательной сферы.

Упражнение 1.«Запоминайка».

Цель: Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Упражнение 2.«Повтори и прибавь»

Цель: Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Ход игры: Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: со звуком [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

Тема по самообразованию «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе

Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе...

Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"

quot;Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"...