Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе
консультация по обучению грамоте

Чухина Марина Александровна

Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

в подготовительной группе»

                                                        учитель – логопед МАДОУ ЦРР

                            г. Калининграда

               д/с № 87

                                                     Чухина Марина Александровна

     В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СЛОВА

     В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.

     Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

     В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения, необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение этого требования позволяет ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение. После этого воспитатель должен произнести слово с выделением безударного гласного (книгааа). Такая работа поможет показать детям, какую роль играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.

     Предлагаются специальные задания по определению по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка – ударный звук [у]). Или воспитатель может предложить детям называть слова с определенным ударным гласным звуком.

     Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных.

     По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки [ч], [щ], [й] мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки [ж], [ш], [ц] – твердые согласные, не имеют мягкой пары.

     Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначаю два звука: [йа], [йо], [йу], [йэ].

     Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1 – й звук [й] – мягкий согласный, 2 – й звук [а] – гласный, 3 – й звук [м] – твердый согласный и 4 – й звук [а] – гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствующими фишками (зеленой, красной, синей, красной), убеждаясь при этом, что в заданном слове четыре звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и «вводит» правило: если в слове рядом слышатся два звука [й] и [а], то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ё могут в словах обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их буквами. Постепенно они перестают нуждаться в этом и сразу выкладывают нужную букву. Однако и здесь необходимо использовать прием, позволяющий закреплять данные знания6 детям предлагается сказать, сколько звуков в слове и сколько в нем букв. Например, дети определяют, что в слове маяк – 4 буквы, но 5 звуков ([м], [а], [й], [а], [к]), так как буква я обозначает 2 звука ([й], [а]).

     Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое называние воспитателем и детьми звука [й].

     Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова Юра ребенок не называет вслух последовательность звуков: [й], [у], [р], [а], а молча выкладывает слово: буквы ю, р, а. На вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ – «ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два – [й] и [у], а буква одна – ю.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ И БУКВАМИ Ъ,Ь

     В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой согласной буквы.

     Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква м обозначает в слове мел мягкий согласный звук [мь], а в слове мост – твердый согласный звук [м].

     В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель предлагает детям выложить слово Нина. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки [нь] и [н] – соответственно фишками (зеленой и синей). Затем З детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками ([нь] и [н]). Воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной  буквой н.

     Каждую выделенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа (буква Г – на крючок, буква Д – на домик, и т.д.), они знакомятся как с маленькой, так и заглавной буквой. Узнают правила, что с заглавной (большой) буквы начинается слово в том случае, если оно означает имя, фамилию, название города, кличку животного или это первое слово в предложении. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то дети находят в них сходство и различие. Этот прием используется с целью лучшего запоминания детьми букв.

     Для того, чтобы дети усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий согласный), им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с мягкой его парой. Эта работа должна на занятии занимать 1 – 2 мин.

     По ходу ознакомления с согласными буквами (ж, ч, щ) вводятся специальные грамматические правила написания сочетаний: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Воспитатель объясняет, что буквы ж и ш обозначают только твердые согласные звуки, и в сочетании жи и ши после звуков  [ж] и [ш] слышится звук [ы], а пишется буква и (машина, живут). Усвоение этих сочетаний представляет для детей определенную трудность:  они привыкли к тому, что буква и всегда пишется после мягких согласных звуков, и поэтому, с одной стороны, в сочетаниях жи, ши они пытаются смягчить звуки [ж] и [ш], произносят вместо звука [ы] звук [и], а с другой  - при выкладывании слов с этими сочетаниями нередко ставят  после ж и ш букву ы.

     Для того, чтобы облегчить детям усвоение этих сочетаний, можно сделать специальную таблицу с ними: буквы ш и ж написать синим цветом, тем самым подчеркнув, что они обозначают твердые согласные звуки, буквы ч и щ – зеленым цветом, т.к. они обозначают мягкие согласные звуки, буквы и, а, у – красным цветом.

     После того, как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками [л] и [ль]. Дети на слух хорошо дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки и при выкладывании слова мель они, как правило, не ставят букву л, а заменяют ее зеленой фишкой. Если спросить детей, как нужно написать слово буквами, чтобы последний звук можно было читать мягко, дети, зная, что буквы я, е, ю, ё, и обозначают мягкость стоящего перед ними согласного звука, пробуют ставить эти буквы за буквой л. Прочитывая полученные звукосочетания (меля, меле, мелю, мелё, мели), они убеждаются, что ни с одной из гласных букв не получается нужного слова (мель). После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква – мягкий знак (ь), которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий. Дети узнают также, что для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова (пальто, коньки и т.п.).

     С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.

     Разделительная функция мягкого знака вводится на сравнении двух слов, например, Коля и колья. Дети анализируют эти слова друг за другом, сначала на уровне букв. При этом, как правило, пишут оба слова одинаково: Коля. Предложите детям выложить эти слова с помощью фишек. При этом сразу становится ясной разница в звуковом составе этих слов. Если слово Коля дети выкладывают, ставя синюю, красную, зеленую и красную фишки, т.е. фиксируют четыре звука в слове, то при выкладывании слова колья (а его лучше выложить непосредственно под словом Коля), дети видят, что после мягкого согласного звука [ль] есть еще два звука – мягкий согласный [й] и гласный [а]. Дети обнаруживают, что звуковой состав этих слов различен, и что буква я в слове Коля обозначает один звук – [а], а в слове колья – два звука – [йа]. Значит, нельзя в слове колья поставить после буквы л букву я – получится Коля. А вот если поставить после буквы л букву ь (мягкий знак), то она укажет, что букву л нужно прочесть мягко. Стоящая после мягкого знака буква я будет произноситься «йа». Далее дети самостоятельно выкладывают слова братья и т.п.

     Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, которыйне обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

     Знакомясь с согласными, дети выкладывают из букв разрезной азбуки не только слова, но и предложения. Поэтому они должны усвоить следующие правила: предложение начинается с большой (заглавной) буквы; слова располагаются на расстоянии друг от друга, а буквы в словах выкладываются рядом. В конце предложения ставится точка.

(по материалам Журовой Л.Е., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы...

Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"

quot;Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"...

Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."

Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....