Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе
консультация по обучению грамоте

Чухина Марина Александровна

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

в средней группе»

                                                        учитель – логопед МАДОУ ЦРР

                            г. Калининграда

               д/с № 87

                                                     Чухина Марина Александровна

    В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

     Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

     Они получают знания об основных законах речи:

- речь состоит из слов;

- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;

- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);

- они звучат (состоят из звуков);

- слово звуки в нем идут друг за другом);

- из слов можно составлять предложения;

- звуки в словах произносятся по – разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

     Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

     Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

     В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («р», «рь», «с», «сь»…) или резче, четче («б», «бь», «г», «дь»…) всех других звуков.

     При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя, значит, ему самому придется овладеть такими умениями.

     Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;

- после того, как он выделен, его нужно назвать изолированно, т.к. он слышится в слове (мяч – 1 – й звук «мь», «мак» - 1 – й звук «м»);

- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, т.к. при их длительном произнесении слово распадается слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;

- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж – «ёш», мороз – «морос»…).

     Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук «р» - песенка большого мотора, «сь» - маленького насоса, «ж» - песенка жука, «ш» - песенка ветра или змеи… Например, детям предлагается называть предметы и в словах – названиях «спеть» песенку большого мотора (р –  рак, тор – р – т, шар – р) или песенку ветра (ш – шуба, кош – ш – ка, малыш – ш ). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.

     С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец.

     В основу обучения положен принцип сопоставления звуков в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с – с – с, затем маленьким: сь – сь – сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими (з – з – з), а затем маленькими (зь – зь – зь) колокольчиками.

     В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить на фланелеграфе букет из различных цветов. Вызванный ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка – р – р – ромашка – «р», василек – в – в – василек – «в».

     Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.

     В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание, и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

     Таким образом, обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов — первому действию по обучению собственно грамоте.

(по материалам Журовой Л.Е., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей заиканием

Тема «Гласные звуки [А], [О], [У], [И]» Цель: развитие умения выделять заданный звук из ряда гласных, слогов, слов; соотносить с буквой....

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр

Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год 2 период обучения (декабрь

Для обеспечения речевого и личностного развития детей с ТНР составляется календарно-тематический план по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Подбор тем определяется сезонно...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе

Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе...

Консультация для педагогов "«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"...