Конспект занятия Звуки [М, Н]. Буквы М, Н
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Конспект занятия  Звуки [М, Н]. Буквы М, Н

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 6-7 ЛЕТ С ОНР

                ТЕМА: ЗВУКИ М, Н. БУКВЫ М, Н.

СОСТАВИЛА:          

МАХМУДОВА ЗАЙНАБ АБДУРАХМАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

г. Покачи

Обучение грамоте. Звуки М, Н. Буквы М, Н.        

Задачи приоритетной образовательной области:

коррекционно-образовательные:

-учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;

-формировать номинативную лексику по теме «Дикие животные»;

коррекционно-развивающие:

-учить детей дифференцировать звуки Н-М в слогах, словах и предложениях;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать навыки словоизменения;

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир. Задачи ОО в интеграции:

  • Способствовать овладению речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря; развитию связной, грамматически правильной монологической речи; развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха; формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях при составлении рассказа-описания о диких животных наших лесов.
  • Побуждать детей передавать в рисунках отличия животных по внешним признакам (форме, величине, пропорциям, окраске). Предпосылки УД:
  • Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
  • Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;
  • Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
  • Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают воспитаннику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Оборудование для педагога: Интерактивная доска, презентации: «Дикие и домашние животные», «Звуки Н-Нь», «Звуки М-Мь», иллюстрации (слайды) к стихотворению С.Михалкова «Мимоза», графическая схема характеристики звуков, демонстрационные буквы, фотографии диких животных в природе (на слайдах).

Оборудование для детей: слайды (картинки) с изображением диких животных и их детенышей, слайды (картинки) со звуками Н, М, зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы работы

Наличие средства у

детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

1. Загадки (садится тот, кто правильно отгадает

Речевое

Фронтально-

(отгадыван

-формировать

Ребенок проявляет

загадку)

*Стройный, быстрый, рога ветвисты. Пасется весь день. Кто же это? (Олень)

*Посмотрите-ка, какая: Вся горит как золотая.

развитие (понимание на слух текстов различных

жанров детской

подгрупповая

ие загадок без наглядной опоры)

номинативную лексику по теме

«Дикие

животные»;

инициативу и

самостоятельность в игре, общении,

способен выбирать себе род занятий.

Ходит в шубе дорогой,

литературы)

Хвост пушистый и большой,

На увѐртки мастерица,

А зовут ее… (лисица).

*Лесники ее котят взять домой не захотят,

Ей не скажешь:«Мурка, брысь!»

Потому что это… (рысь».

*Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть. (Еж)

*Сама мала, шубка пышна,

В дупле живет, орехи грызет. (Белка)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы работы

Наличие средства у

детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

1. Игра «4-ый лишний»

Речевое

Фронтально-

(работа со слайдами на интерактив ной доске)

-закреплять

Способен

1 слайд (лось, медведь, кошка, белка). Выделение

развитие

подгрупповая

умение

договариваться,

1-го звука в каждом слове (л, мь, к, бь).

(развитие

классифицироват

учитывать интересы

2 слайд (лиса, заяц, коза, рысь). Выделение

звуковой

ь диких и

и чувства других,

последнего звука (а, ц, а, сь). 3 слайд (лошадь,

культуры речи)

домашних

сопереживать

волк, корова, овца). Деление на слоги.

животных;

неудачам и

4 слайд (еж, собака, кролик, свинья). Деление слов

-развивать

радоваться успехам

на слоги. Называние самого короткого

умение выделять

других.

(ѐж) и самого длинного слова (собака). Называние слов, состоящих из 2-х слогов (кролик, свинья).

Вспоминаем правило: сколько в слове гласных звуков…(дети продолжают), столько и слогов.

  1. Игра «Назови звук, встречающийся во всех словах» (картинки на слайдах)

Считалка Бежит зайка по дороге,

Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать.

(Названный ребѐнок выделяет звук- М)

Шуточная считалка

Охотник дядя Федя забодал в лесу медведя. Серый волк безрогий со страху еле унес ноги,

Заскочил он к нам в вагон, А мы дружно: - Выйди вон! (ребѐнок выделяет звук - Мь)

  1. Игра «Назови предметы, в названии которых есть звуки М. Н» (по иллюстрации к стихотворению «Мимоза» С. Михалкова)
  2. Игра «В какой домик поселим»

(дифференциация звуков М-Н по слайду)

  1. Игра «Выдели первый звук»

-Нос, насос, нурофен, носорог, носок. (Характеристика звука Н – согласный, твѐрдый, звонкий, обозначается синим цветом)

-Никогда, нельзя, несколько, нитки, Нина (Характеристика звука Нь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелѐным цветом)

  1. Игра «Топай-хлопай» (на твѐрдый звук – топаем, на мягкий – хлопаем)

Звуки: Н, Нь, К, В, Н, З, Ж, Нь, Н.

В слогах: НА, КУ, ПЫ, НИ, НЫ, ЖУ, МО, НИ В словах: НОС, КАНАТ, СОН, НИТКА, БУСЫ, ВАТА, КАНИКУЛЫ

Вспоминаем: Если звук не первый и не последний, то он считается в середине.

первый и последний звук, делить слова на слоги;

Развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематическо го слуха;

Индивидуальная

Фронтально- подгрупповая

(работа со слайдами на

интерактив ной доске)

(работа с иллюстрац ией на интерактив ной доске)

-развивать

фонематический слух        и

восприятие;

-учить детей дифференцирова ть звуки Н – М

в словах;

Достаточно хорошо владеет устной речью,

может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка

складываются предпосылки грамотности;

-учить детей давать

сравнительную акустико- артикуляционну ю характеристику

звуков Н, Нь;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика;        он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может

Определение места звука, указание домика (Н.: В слове НОС звук Н – твѐрдый, находится в начале слова. Это слово будет жить в первом малиновом домике).

  1. Игра «Выдели первый звук»

-Морс, мука, малыш, мороз, мальчик. (Характеристика звука М– согласный, твѐрдый, звонкий, обозначается синим цветом)

-Мельница, микстура, мечта, миксер, миллион. (Характеристика звука Мь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелѐным цв-м)

  1. Игра «Топай-хлопай» (на твѐрдый звук – топаем, на мягкий – хлопаем)

Звуки: М, К, В, Г, Мь, З, Ч, Л, М, Б, Мь.

В слогах: МА, МЯ, АТ КУ, МИ ЛЫ, АМ, МЫ. В словах: МАКАР, ВОРОБЕЙ, МЕЛОЧЬ, МАКАРОНЫ, МИНТАЙ, КРЕМ.

Определение места звука, указание домика (М.: В слове КРЕМ звук М – твѐрдый, находится в конце слова. Это слово будет жить в третьем малиновом домике).

  1. Игра «Назови имя» (М-Мь, Н-Нь) (АЛИНА, МАТВЕЙ, НИКИТА, МАКСИМ, УЛЬЯНА, КАРИНА). Продолжи правило: Звуки мы слышим и произносим, буквы… (видим, пишем, читаем).
  2. Пальчиковая гимнастика «Белка»

(проводят дети)

Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологическо й речи.

Фронтально- подгрупповая

Фронтально- подгрупповая

Индивидуальная

Фронтально- подгрупповая

демонстра ционный материал на доске – картинки

-учить детей давать

сравнительную акустико- артикуляционну ю характеристику звуков М, Мь;

-развивать память,

сообразительнос ть;

-развивать мелкую моторику;

контролировать свои движения        и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Хлопки ладонями и удары кулачками

друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.

Ритмичные хлопки ладонями и Удары кулачками друг о друга.

11. Пальчиковая гимнастика

«Есть у каждого свой дом»

(проводит педагог, дети договаривают слова)

Фронтально- подгрупповая

демонстра ционный материал- карточки

наборы для составления звуковых

схем, разрезные азбуки.

-развивать мелкую моторику;

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Дети загибают пальцы На обеих руках:

по одному пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем.

В. Пальчинскайте

  1. «Волшебный карандаш»

(написание «в воздухе» букв М, Н)

  1. Чтение слогов (по карточкам- демонстрационный материал
  2. Звуковой анализ слова ВОЛК (после отгадывания загадки; один ребѐнок- у доски) Загадка: На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

  1. Подвижная игра «На водопой»

Загадка про лето (Птицы распевают, дети загорают, солнце ярко светит и цветут цветы)

Жарким днем лесной тропой

(Дети спокойно идут по кругу друг за другом.) Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,

(Приседают, медленно двигаются вперед.) За мамой-медведицей шел медвежонок,

Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Индивидуальная

Формировать номинативную лексику по теме

«Дикие

животные».

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-

следственными связями,

Владение речью как средством общения и культуры

Фронтально- подгрупповая

-развивать общую моторику;

пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

(Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Лицом в круг, делают движения языком –

«лакают».)

  1. Игра «Собери слово» (Ль, И, С, А). Звуковой анализ.
  2. Составление предложения (по картине на слайде – Лиса и лисята около норы). Задание: в предложении должно быть название жилища

животного. После составления дети считают количество слов. Ребѐнок у мольберта рисует схему.

  1. «Назови семью и жилище» (по слайдам).
  2. Рассматривание фотографий диких животных в природе (на слайдах)
  3. Игра «Живые буквы» (?-с: Чем питается олень?. Выкладываем слово МОХ. Меняем О на Е. Получаем Слово МЕХ. ?-с Почему поверхность тела животных нашего края покрыт мехом?)

Развитие звуковой культуры речи, фонематическо го слуха

Индивидуальная

Индивидуальная

наборы для составления звуковых

схем, разрезные азбуки.

картина на слайде –

«Лиса и лисята»

картины на слайдах:

«Волки»,

«Медведи»

«Бобры» и др.

буквы (большие)

-развивать

фонематический слух        и

восприятие;

-учить составлять предложение с заданным словом, считать

количество слов;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и

социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы работы

Наличие средства у

детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Задание: назвать  слова со  звуками М-Мь,  Н-Нь.

Речевое

Фронтально-

-учить детей

Ребенок способен к

Угощение витаминами.

развитие

подгрупповая

дифференцирова

принятию

ть звуки Н – Нь,

собственных

М – Мь  в

решений, опираясь

словах.

на свои знания и

умения в различных

видах деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД "Звук и буква О"

для воспитателей ДОУ....

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...