Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в царство Попугавия" подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Швендых Лилия Павловна

Используя замечательную технологию В.В.Воскобович "Сказочные лабиринты игры" можно успешно подготовить дошкольников  обучению грамоте, навыкам чтения, умению делать звуко-буквенный анализ слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе 

Тема: Путешествие в Царство Попугавия.

Цель – формирование первоначальных навыков чтения.

Программные задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навык слогового чтения и определении колличества  слогов в слове.
  • Упражнять в  умении подбирать слова на заданный звук «х».
  • Закреплять умение ориентироваться на игровой плоскости и развивать психические процессы.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: заучивание коммуникативной игры - приветствия, разминки; настольные игры с определением звуков и букв в словах; знакомство с героями Фиолетового леса и жителями царства  Попугавия в ходе НОД  и совместной деятельности.

Оборудование и материал: гномик Кохле – житель Фиолетового леса; персонажи Эник, Веник, Бэник (теремки В.В.Воскобович); игра «Черепашки» (ларчик); набор игрушек (лев, собака, петух, колобок, белка, зайка, кот, кошка, гусь); коврограф с набором букв (у -3 шт, м – 1шт, х – 2 шт, о – 1 шт); конверт с предметными картинками (сахар, хлебница, мох, ухо, пух, хлеб, черепаха, муха, утка, кукла, кукушка); игра «Лабиринты буквы» по количеству детей.

Ход НОД:

Дети стоят полукругом и приветствуют друг друга:

«Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Мы пожмём друг другу руки,

И тепло пойдёт по кругу!»

Речевое упражнение для развития фонематического слуха «Запомни и повтори!

Дети повторяют за воспитателем.

«Ха-ха-хя, ха-хо-ха, хо-хо-ха, хя-ха-хя, хи-хи-хе, хе-хе-хы.

Ух-ух-ух – на забор взлетел петух. Ха-ха-ха – мы увидели петуха».

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл в гости гномик Кохле (здоровается).

Дети:  Здравствуй, гномик Кохле!

Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит стол, на нём лежат предметные картинки.

Воспитатель: Ребята, определите и назовите третий звук в слове «Кохле»?

Дети: Звук «х»!                                                                  

Воспитатель: Гномик предлагает нам выбрать из набора картинок слова, в названии которых есть звук «х» (картинки разложить на столе).

Дети выбирают и называют слова, выделяя голосом заданный звук.

Дети: Сахар! Хлебница! Мох! Ухо! Пух! Хлеб! Черепаха! Муха!

Воспитатель: Правильно! А какие картинки остались и почему?

Дети: Утка! Кукла! Кукушка! Потому что в словах нет звука «х».

Воспитатель: Ребята, вы правильно выполнили просьбу и гномик Кохле приглашает нас в Царство Попугавия к Энику, Венику и Бэнику. Путь предстоит увлекательный и интересный! Чтобы попасть в Царство  Попугавия, необходимо преодолеть определенные препятствия. Ребята, вы все готовы? Тогда отправляемся!

Дети отправляются в гости: «По дороге мы идём!

                                                      Путь далёк, но весело!    

                                                      Скоро в гости мы придём!

                                                      Так встречайте – будет интересно!»

Воспитатель: Первое препятствие «Разноцветные мостики». Ребята, перед нами река. Мостик на реке из «Черепашек» и  переправиться на другой берег сможем тогда, когда правильно подберём слова с одним, двумя, тремя слогами (дети выбирают игрушки и называют количество слогов, воспитатель преодолевает препятствие вместе с детьми, «Черепашки» состоят из 1 части, 2 частей, 3 частей).

Дети:  Лев – 1 слог, собака – 3 слога, петух – 2 слога, колобок – 3 слога, белка – 2 слога, зайка – 2 слога, кот -1 слог, кошка – 2 слога, гусь – 1 слог.

Воспитатель: Молодцы! Реку преодолели, отправляемся дальше. Следующее препятствие «Какое слова спрятолось?» По последним  буквам слов, которые необходимо прочитать, составить новое слово (ум – м, ухо – о, пух – х). Последние буквы сложили – слово мы получили!

 Дети: мох!

Воспитатель: Отлично! Двигаемся дальше! Вот и пришли мы в Царство  Попугавия! Нас встречают Эник, Бэник и Веник (здороваются).

Дети: Здравствуйте, Эник, Бэник, Веник!         

Воспитатель: Ребята, жители Царства  Попугавия рады, что мы пришли и     предлагают поиграть в игра «Угадай слово»: у каждой буквы свой теремок. Необходимо найти заданную буквы и поместить её на игровое поле.

Дети находят по словесному заданию букву, называют её, читают слово.

- фиолетовый теремок, слева, 1 этаж……буква М

 - голубой 5 этажный теремок, , 3 этаж….буква У

- коричневый теремок, слева, 2 этаж…..буква Х

- голубой 5 этажный теремок, 5 этаж…..буква А   -    слово «МУХА».

- фиолетовый теремок, слева, 2 этаж….буква Л

- голубой 5 этажный теремок, , 3 этаж….буква У

- фиолетовый теремок, справа, 2 этаж…..буква Н

- голубой 5 этажный теремок, 5 этаж…..буква А     -    слово «ЛУНА»

Воспитатель: Молодцы! Жителям Царства Попугавия понравилось, как вы умело угадали спрятанное слово. Вот ещё игра «Лабиринт буквы». Вверху листа написанное слово, необходимо последовательно соединить стрелкой буквы данного слова.

Воспитатель показывает, объясняя правило.

Дети, сидя за рабочим столом, выполняют задание. Эник, Бэник и Веник наблюдают за выполнением детьми задания.  

Воспитатель: Ребята, молодцы! Я предлагаю вам друг у друга посмотреть правильность выполнения задания (дети обмениваются листами, проверяют и называют об ошибках или их отсутствии). Вы правильно выполнили задания.

 Наши друзья приготовят игры, когда ещё придём к ним в гости.

                                                     

Воспитатель: Скажите, в какие игры вам понравилось играть? В чём заключалось правило игры?

Дети:                                                         

- Определять наличие звука в слове.

- Переправляться на другой берег, называя количество слогов.

- По последним буквам читать слово.

- Находить буквы в теремках.

- Соединять последовательно буквы.

Воспитатель: Молодцы! Благодарим и прощаемся с друзьями, возвращаемся  в группу.

Дети: До свидания Эник, Бэник и Веник!

В группе благодарят дети гномика Кохле за интересные и увлекательные игры.



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе 

Тема: Путешествие в Царство Попугавия.

Цель – формирование первоначальных навыков чтения.

Программные задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навык слогового чтения и определении колличества  слогов в слове.
  • Упражнять в  умении подбирать слова на заданный звук «х».
  • Закреплять умение ориентироваться на игровой плоскости и развивать психические процессы.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: заучивание коммуникативной игры - приветствия, разминки; настольные игры с определением звуков и букв в словах; знакомство с героями Фиолетового леса и жителями царства  Попугавия в ходе НОД  и совместной деятельности.

Оборудование и материал: гномик Кохле – житель Фиолетового леса; персонажи Эник, Веник, Бэник (теремки В.В.Воскобович); игра «Черепашки» (ларчик); набор игрушек (лев, собака, петух, колобок, белка, зайка, кот, кошка, гусь); коврограф с набором букв (у -3 шт, м – 1шт, х – 2 шт, о – 1 шт); конверт с предметными картинками (сахар, хлебница, мох, ухо, пух, хлеб, черепаха, муха, утка, кукла, кукушка); игра «Лабиринты буквы» по количеству детей.

Ход НОД:

Дети стоят полукругом и приветствуют друг друга:

«Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Мы пожмём друг другу руки,

И тепло пойдёт по кругу!»

Речевое упражнение для развития фонематического слуха «Запомни и повтори!

Дети повторяют за воспитателем.

«Ха-ха-хя, ха-хо-ха, хо-хо-ха, хя-ха-хя, хи-хи-хе, хе-хе-хы.

Ух-ух-ух – на забор взлетел петух. Ха-ха-ха – мы увидели петуха».

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл в гости гномик Кохле (здоровается).

Дети:  Здравствуй, гномик Кохле!

Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит стол, на нём лежат предметные картинки.

Воспитатель: Ребята, определите и назовите третий звук в слове «Кохле»?

Дети: Звук «х»!                                                                  

Воспитатель: Гномик предлагает нам выбрать из набора картинок слова, в названии которых есть звук «х» (картинки разложить на столе).

Дети выбирают и называют слова, выделяя голосом заданный звук.

Дети: Сахар! Хлебница! Мох! Ухо! Пух! Хлеб! Черепаха! Муха!

Воспитатель: Правильно! А какие картинки остались и почему?

Дети: Утка! Кукла! Кукушка! Потому что в словах нет звука «х».

Воспитатель: Ребята, вы правильно выполнили просьбу и гномик Кохле приглашает нас в Царство Попугавия к Энику, Венику и Бэнику. Путь предстоит увлекательный и интересный! Чтобы попасть в Царство  Попугавия, необходимо преодолеть определенные препятствия. Ребята, вы все готовы? Тогда отправляемся!

Дети отправляются в гости: «По дороге мы идём!

                                                      Путь далёк, но весело!    

                                                      Скоро в гости мы придём!

                                                      Так встречайте – будет интересно!»

Воспитатель: Первое препятствие «Разноцветные мостики». Ребята, перед нами река. Мостик на реке из «Черепашек» и  переправиться на другой берег сможем тогда, когда правильно подберём слова с одним, двумя, тремя слогами (дети выбирают игрушки и называют количество слогов, воспитатель преодолевает препятствие вместе с детьми, «Черепашки» состоят из 1 части, 2 частей, 3 частей).

Дети:  Лев – 1 слог, собака – 3 слога, петух – 2 слога, колобок – 3 слога, белка – 2 слога, зайка – 2 слога, кот -1 слог, кошка – 2 слога, гусь – 1 слог.

Воспитатель: Молодцы! Реку преодолели, отправляемся дальше. Следующее препятствие «Какое слова спрятолось?» По последним  буквам слов, которые необходимо прочитать, составить новое слово (ум – м, ухо – о, пух – х). Последние буквы сложили – слово мы получили!

 Дети: мох!

Воспитатель: Отлично! Двигаемся дальше! Вот и пришли мы в Царство  Попугавия! Нас встречают Эник, Бэник и Веник (здороваются).

Дети: Здравствуйте, Эник, Бэник, Веник!         

Воспитатель: Ребята, жители Царства  Попугавия рады, что мы пришли и     предлагают поиграть в игра «Угадай слово»: у каждой буквы свой теремок. Необходимо найти заданную буквы и поместить её на игровое поле.

Дети находят по словесному заданию букву, называют её, читают слово.

- фиолетовый теремок, слева, 1 этаж……буква М

 - голубой 5 этажный теремок, , 3 этаж….буква У

- коричневый теремок, слева, 2 этаж…..буква Х

- голубой 5 этажный теремок, 5 этаж…..буква А   -    слово «МУХА».

- фиолетовый теремок, слева, 2 этаж….буква Л

- голубой 5 этажный теремок, , 3 этаж….буква У

- фиолетовый теремок, справа, 2 этаж…..буква Н

- голубой 5 этажный теремок, 5 этаж…..буква А     -    слово «ЛУНА»

Воспитатель: Молодцы! Жителям Царства Попугавия понравилось, как вы умело угадали спрятанное слово. Вот ещё игра «Лабиринт буквы». Вверху листа написанное слово, необходимо последовательно соединить стрелкой буквы данного слова.

Воспитатель показывает, объясняя правило.

Дети, сидя за рабочим столом, выполняют задание. Эник, Бэник и Веник наблюдают за выполнением детьми задания.  

Воспитатель: Ребята, молодцы! Я предлагаю вам друг у друга посмотреть правильность выполнения задания (дети обмениваются листами, проверяют и называют об ошибках или их отсутствии). Вы правильно выполнили задания.

 Наши друзья приготовят игры, когда ещё придём к ним в гости.

                                                     

Воспитатель: Скажите, в какие игры вам понравилось играть? В чём заключалось правило игры?

Дети:                                                         

- Определять наличие звука в слове.

- Переправляться на другой берег, называя количество слогов.

- По последним буквам читать слово.

- Находить буквы в теремках.

- Соединять последовательно буквы.

Воспитатель: Молодцы! Благодарим и прощаемся с друзьями, возвращаемся  в группу.

Дети: До свидания Эник, Бэник и Веник!

В группе благодарят дети гномика Кохле за интересные и увлекательные игры.



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе 

Тема: Путешествие в Царство Попугавия.

Цель – формирование первоначальных навыков чтения.

Программные задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навык слогового чтения и определении колличества  слогов в слове.
  • Упражнять в  умении подбирать слова на заданный звук «х».
  • Закреплять умение ориентироваться на игровой плоскости и развивать психические процессы.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: заучивание коммуникативной игры - приветствия, разминки; настольные игры с определением звуков и букв в словах; знакомство с героями Фиолетового леса и жителями царства  Попугавия в ходе НОД  и совместной деятельности.

Оборудование и материал: гномик Кохле – житель Фиолетового леса; персонажи Эник, Веник, Бэник (теремки В.В.Воскобович); игра «Черепашки» (ларчик); набор игрушек (лев, собака, петух, колобок, белка, зайка, кот, кошка, гусь); коврограф с набором букв (у -3 шт, м – 1шт, х – 2 шт, о – 1 шт); конверт с предметными картинками (сахар, хлебница, мох, ухо, пух, хлеб, черепаха, муха, утка, кукла, кукушка); игра «Лабиринты буквы» по количеству детей.

Ход НОД:

Дети стоят полукругом и приветствуют друг друга:

«Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Мы пожмём друг другу руки,

И тепло пойдёт по кругу!»

Речевое упражнение для развития фонематического слуха «Запомни и повтори!

Дети повторяют за воспитателем.

«Ха-ха-хя, ха-хо-ха, хо-хо-ха, хя-ха-хя, хи-хи-хе, хе-хе-хы.

Ух-ух-ух – на забор взлетел петух. Ха-ха-ха – мы увидели петуха».

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл в гости гномик Кохле (здоровается).

Дети:  Здравствуй, гномик Кохле!

Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит стол, на нём лежат предметные картинки.

Воспитатель: Ребята, определите и назовите третий звук в слове «Кохле»?

Дети: Звук «х»!                                                                  

Воспитатель: Гномик предлагает нам выбрать из набора картинок слова, в названии которых есть звук «х» (картинки разложить на столе).

Дети выбирают и называют слова, выделяя голосом заданный звук.

Дети: Сахар! Хлебница! Мох! Ухо! Пух! Хлеб! Черепаха! Муха!

Воспитатель: Правильно! А какие картинки остались и почему?

Дети: Утка! Кукла! Кукушка! Потому что в словах нет звука «х».

Воспитатель: Ребята, вы правильно выполнили просьбу и гномик Кохле приглашает нас в Царство Попугавия к Энику, Венику и Бэнику. Путь предстоит увлекательный и интересный! Чтобы попасть в Царство  Попугавия, необходимо преодолеть определенные препятствия. Ребята, вы все готовы? Тогда отправляемся!

Дети отправляются в гости: «По дороге мы идём!

                                                      Путь далёк, но весело!    

                                                      Скоро в гости мы придём!

                                                      Так встречайте – будет интересно!»

Воспитатель: Первое препятствие «Разноцветные мостики». Ребята, перед нами река. Мостик на реке из «Черепашек» и  переправиться на другой берег сможем тогда, когда правильно подберём слова с одним, двумя, тремя слогами (дети выбирают игрушки и называют количество слогов, воспитатель преодолевает препятствие вместе с детьми, «Черепашки» состоят из 1 части, 2 частей, 3 частей).

Дети:  Лев – 1 слог, собака – 3 слога, петух – 2 слога, колобок – 3 слога, белка – 2 слога, зайка – 2 слога, кот -1 слог, кошка – 2 слога, гусь – 1 слог.

Воспитатель: Молодцы! Реку преодолели, отправляемся дальше. Следующее препятствие «Какое слова спрятолось?» По последним  буквам слов, которые необходимо прочитать, составить новое слово (ум – м, ухо – о, пух – х). Последние буквы сложили – слово мы получили!

 Дети: мох!

Воспитатель: Отлично! Двигаемся дальше! Вот и пришли мы в Царство  Попугавия! Нас встречают Эник, Бэник и Веник (здороваются).

Дети: Здравствуйте, Эник, Бэник, Веник!         

Воспитатель: Ребята, жители Царства  Попугавия рады, что мы пришли и     предлагают поиграть в игра «Угадай слово»: у каждой буквы свой теремок. Необходимо найти заданную буквы и поместить её на игровое поле.

Дети находят по словесному заданию букву, называют её, читают слово.

- фиолетовый теремок, слева, 1 этаж……буква М

 - голубой 5 этажный теремок, , 3 этаж….буква У

- коричневый теремок, слева, 2 этаж…..буква Х

- голубой 5 этажный теремок, 5 этаж…..буква А   -    слово «МУХА».

- фиолетовый теремок, слева, 2 этаж….буква Л

- голубой 5 этажный теремок, , 3 этаж….буква У

- фиолетовый теремок, справа, 2 этаж…..буква Н

- голубой 5 этажный теремок, 5 этаж…..буква А     -    слово «ЛУНА»

Воспитатель: Молодцы! Жителям Царства Попугавия понравилось, как вы умело угадали спрятанное слово. Вот ещё игра «Лабиринт буквы». Вверху листа написанное слово, необходимо последовательно соединить стрелкой буквы данного слова.

Воспитатель показывает, объясняя правило.

Дети, сидя за рабочим столом, выполняют задание. Эник, Бэник и Веник наблюдают за выполнением детьми задания.  

Воспитатель: Ребята, молодцы! Я предлагаю вам друг у друга посмотреть правильность выполнения задания (дети обмениваются листами, проверяют и называют об ошибках или их отсутствии). Вы правильно выполнили задания.

 Наши друзья приготовят игры, когда ещё придём к ним в гости.

                                                     

Воспитатель: Скажите, в какие игры вам понравилось играть? В чём заключалось правило игры?

Дети:                                                         

- Определять наличие звука в слове.

- Переправляться на другой берег, называя количество слогов.

- По последним буквам читать слово.

- Находить буквы в теремках.

- Соединять последовательно буквы.

Воспитатель: Молодцы! Благодарим и прощаемся с друзьями, возвращаемся  в группу.

Дети: До свидания Эник, Бэник и Веник!

В группе благодарят дети гномика Кохле за интересные и увлекательные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"

 Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте во второй младшей группе "Звук и буква А"

Знакомство детей второй младшей группы со звуком и буквой А, выкладывание буквы из полосок бумаги, занятие проходит в игровой форме, продолжительность занятия 15 минут....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...