Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Астахова Алина Игоревна

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Звуки [б] и [б’] и буква Б

Цели:

1. Познакомить со звуками [б], [б'] и буквой Б

2. Учить выделять звуки [б], [б' ] в словах, давать им

характеристику по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Учить определять позицию звука в слове.

4. Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание

память, мышление.

5. Совершенствовать грамматический строй речи.

6. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать

в коллективе.

Ход НОД:

1. Оргмомент

-Ребята, давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга

и подарим всем вокруг улыбку и хорошее настроение!

А что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение?

- Вы любите играть?

Игра " Скажи наоборот".

-веселый- грустный,

горячий- холодный,

добрый- злой,

высокий - низкий,

широкий- узкий,

смелый- трусливый,

сладкий -горький,

легкий- тяжелый.

- Назовите слова в которых живет звук звуки [к], [к]

(кукла, кубики. конфеты, книги, карандаши, конструктор)

2. Объявление темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Они приготовили для вас загадку.

С виду инструмент простой,

Но внутри совсем пустой,

По бокам обтянут кожей,

На кастрюлю он похожий.

Стукнешь палочкой : - Бам! Бам!

И узнаешь. (барабан)

У Бома большой барабан и когда он бьет палочками в свой барабан слышится звук [б-б-б]

У Бима маленький барабан, и когда он стучит палочками в свой барабан, то слышится звук [б'-б'-б']

Сегодня мы познакомимся со звуками [б], [б'].

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Давайте произнесем звук [б].

Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду?

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

-Какой звук [б], гласный или согласный? (Согласный; твердый, звонкий).

-Какой фишкой будем обозначать?

Звук [б'] согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем его зеленой фишкой

4. Развитие фонематического слуха. "Поймай звук"

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги и слова, Если услышите слог, в котором есть звук [б], [б'], то хлопните в ладоши.

- Ба, ха, па, бо, ту, ма, би, по, но, бу, ту, ба, пу….

-баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот, будильник.

5."Слушай внимательно" Работа с фишками.

цель: развивать умение дифференцировать звуки [б], [б'] в словах.

Дети поднимают синюю фишку если услышат звук [б],

поднимают зеленую фишку если услышат звук [б']

ба, бу, би, бе, бо, бу, би.

6. Физминутка.

Перед нами луг широкий (руки в стороны)

А над нами лес высокий (руки вверх)

Слева сосны, справа ели,

Головою зашумели (руки вверх, покачать ими)

Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой)

Побежали быстро в дом.

Воспитатель: предлагает детям встать возле своих стульчиков.

На горе стоит лесок       круговые движения руками

Он не низок не высок       сесть, встать, руки вверх

Удивительная птица подает нам голосок        глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека       ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"       плечи поднять

7."Где живет звук?"

Предложить рассмотреть картинки со звуками [б], [б'] и определить позицию звука в слове.

Ботинки, банан, брюки, рубашка, собака, белка.

Назовите слова в которых звуки [б], [б'] живут в начале слова,

живут в середине слова.

8. Звуковой анализ слогов АБ, БИ

-Произнесите слог АБ.

-Сколько звуков в этом слоге?

-Какой первый звук? Назовите его? Какой фишкой его обозначим?

-Какой второй звук? Назовите его? Какой фишкой его обозначим?

Выкладывают схему этого слога.

9. Знакомство с буквой

Был когда-то полукруг

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

10. Пальчиковая гимнастика "Дружба"

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

11. Чтение слогов.

Сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах.

Назовите их. (труба, балалайка и барабан)

Для того, чтобы они зазвучали, надо прочитать слоги.

Би, ба, бо. (труба)

Ба, бо, бу. (балалайка)

Бом бам (барабан)

12. Доскажи словечко

Логопед: В игре «Доскажи словечко» нужно добавить слово!

На земле и под водой Из карманов у Аркашки

Ищет ключик золотой, Вечно сыплются бу…(мажки)

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? (Буратино)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну,конечно, это. (белка)

Она весну встречает

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице- в полоску,

Ты узнаешь. (березку?

Ты не бойся -это гусь,

я сама его. (боюсь)

А водитель спозаранку

Крутит круглую. (баранку)

"Спинка в веснушках,

Ах,как неловко!"

И покраснела. (божья коровка)

13. Рефлексия. С какими звуками познакомились? Они обозначаются какой буквой?

2. Игра «Подними фишку» 

Воспитатель:. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одной синей фишке. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня внимательно.

Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б,

к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Видите два кружка? Это значит, что буква [Б] обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым — мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П

обозначает звуки [п] и [п’] а буква Н — звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает

звуки [к] и [к’] а буква М — звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться

узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитатель:  Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]?

Воспитатель: Это значит, что звук [б] — звонкий, посмотрите на колокольчик на картинке . А теперь положите ладонь на горлышко и произнесите звук[п].

Воспитатель:. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?

Вопитатель:. Это значит, что звук [п] — глухой, горлышко не звенит. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.

А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом — со звука [б’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"

Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...