Этическое воспитание дошкольников. Ситуации активизирующего общения. Блок " Я и мои родные"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Макарова Нина Владимировна

 

Дошкольный возраст – период не только интеллектуальной, но и социальной подготовки к новому статусу ребёнка, что предполагает усвоение этических норм, принятых в обществе. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам , окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moi_rodnye.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

1.Сценарий  активизирующего общения

« Самый дорогой на свете человек»

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество.

Формы непосредственно образовательной деятельности: ситуативный разговор, чтение, ситуация-проблема, ситуация-оценка, игра, мастерская детского творчества.

Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: развивать у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей; развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений; воспитывать гуманное отношение к маме.

Материалы и оборудование: сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

                           Описание деятельности.

1.Ситуативный разговор. Обращение к детям:

- Кто на свете для вас самый дорогой и любимый человек?

- Мама!

-У каждого существа на свете: у человека, животного  есть мама. Когда она рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не страшно. Потому что мама заботится  о нас, помогает.

2.Чтение стихотворения о маме В.Руссу.

                           Много мам на белом свете,

                           Всей душой их любят дети.

                           Только мама есть одна.

                           Всех дороже мне она.

                           Кто она? Отвечу я:

                           Это мамочка моя.

3.Ситуация-проблема.

« Мама Серёжи пришла уставшая  с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Серёжа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: « Не хочу». Мама обиделась». Почему обиделась мама? Как должен был поступить Серёжа? Давайте дадим советы Серёже, чтобы  никогда больше не обижать маму.

4.Ситуация – оценка.  «Добрые советы».

Будь ласков и приветлив с мамой, помогай ей.

Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека. То нужно обязательно попросить прощения.

Подойди к маме. Обними её. нежно скажи: « Прости».

Сделай маме что-нибудь приятное, она будет рада.

5. Игра « Моя мама самая …»  (подобрать как можно больше красивых слов о своей маме).

6. Мастерская детского творчества. « Сердечки для любимой мамочки»- предложить детям раскрасить в любимый мамин цвет сердечки, вырезанные из бумаги, и подарить их своим мамам, сделав тем самым приятно.

2.Сценарий  активизирующего общения

« Моя семья»

Интегрируемые образовательные области:  коммуникация, социализация, познание.

Формы непосредственно образовательной деятельности: беседа-конкурс, игра, игра с мячом, ситуация-успех.

Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка:  формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата,  закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи, воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких,  поддерживать интерес и уважение к семейным традициям.

Предварительная работа: заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей; рассматривание семейных фотографий; наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Материалы и оборудование: фотографии из семейного альбома, медальоны для награждения, картинки с изображением людей различного возраста.

                                                   Описание деятельности.

1.Беседа-конкурс.

-Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье.

 - Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

 - Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? (рассматривание семейных фотографий).

 - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

 - Как можно назвать их всех одним словом? (семья).

 - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).

2. Игра «Собери цепочку».

Разложить картинки согласно возрасту и полу:

- младенец – девочка – дошкольница - школьница-студентка-мама - бабушка;

-младенец-мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа - дедушка.

 3.Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» (договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я). Варианты: ходит на работу ,  шьет, зарабатывает деньги , проверяет уроки ,ходит в магазин за покупками , учит уроки , готовит пищу,  ухаживает за цветами ,вытирает пыль, моет посуду, убирает в доме,  гладит, играет, стирает , читает , мастерит  ит.д.

 4.Игра «Какая у вас семья?» (большая,  маленькая,  дружная, заботливая,  трудолюбивая, веселая, добрая,  хорошая,  строгая, здоровая,  крепкая, счастливая и т.д.)

5.Ситуация-успех.

-Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)  Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья.

3.Сценарий  активизирующего общения

«Братья и сёстры»

Интегрируемые образовательные области:  коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы.

Формы непосредственно образовательной деятельности: беседа, моделирование ситуации, обсуждение проблемной ситуации, чтение, ситуация-оценка, игровое упражнение

Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сёстрам; вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сёстрах; проявлять осознанное отношение к проявлению  сочувствия близким людям.

Материалы и оборудование: иллюстрация или фотография с изображением плачущего малыша.

                                             Описание деятельности. 

1.Вступительная беседа. У  кого из детей есть братья или сёстры, взрослые они или маленькие, как зовут, любят ли дети с ними играть и т.п.

2.Моделирование ситуации. Демонстрация иллюстрации ( или фотографии) с изображением плачущего малыша.

 -Что случилось с малышом? Почему он плачет? Вам его жалко почему? А вам приходилось когда-нибудь плакать? Кто вас успокаивает, когда вы плачете? Какие слова при этом говорят?

3.Чтение стихотворения Ш. Галиева «Братик плачет».

Братик плачет в колыбели

Ну уймись ты в самом деле! Ты  не плач, дорогой,

Разговаривай со мной.

Бесполезны речи эти, –

Мама усмехается.

Я качаю – убаюкиваю,

Погремушкою постукиваю:

- В люльке не словами дети

Плачем объясняются.

Если братик плачет,

Что-то хочет, значит.

Соску, что ли, дать тебе?

Уложить иначе?

Стал я думать-сочинять

И придумал всё же:

Чтоб друг друга нам понять,

Я…заплакал тоже.


4.Ситуация-проблема.

« У Маши родился братик. Он очень маленький, мама постоянно занята уходом за маленьким сынишкой: кормит, пеленает, стирает пелёнки, укладывает спать. Маше очень обидно. Маше кажется, что мама её больше не любит…»

-Правильно ли думает Маша? Почему? Вам жалко Машу? А маленького братика? Что ей можно посоветовать?

5.Ситуация-оценка. «Добрые советы».

С маленькими братьями и сестричками будьте ласковы и внимательны. Они ещё многого не понимают, но зато хорошо различают, когда к ним обращаются ласково, а  когда –грубо.

Если младший братик или  сестричка плачет, поговорите  сними, даже если они пока вас не понимают, дайте игрушку, покатайте в коляске.

Когда малыш подрастёт, вы сможете с ним весело и дружно играть.

Старших братьев и сестёр нужно уважать, помогать им.

6.Игровое упражнение « Догонялки».

4.Сценарий  активизирующего общения

«Отдых моей семьи»

Интегрируемые образовательные области:  коммуникация, социализация, познание, художественное творчество.

Формы непосредственно образовательной деятельности: ситуативный разговор, беседа, игра-имитация, игра, мастерская детского творчества.

Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: поддерживать уважение к семейным традициям; воспитывать чувство гордости за свою семью; учить составлять рассказ, интересный для окружающих.

Материалы и оборудование: фотографии семейного отдыха; различный природный материал ( ракушки, песок, растения, плоды и т.д.).

Предварительная работа: оформление фотовыставки « Отдыхаем всей семьёй».

                                       Описание деятельности.

 1.Ситуативный разговор. Рассмотреть с детьми выставку фотографий. Сначала выслушать тех детей, кто не имеет возможности осуществлять дорогостоящие поездки или посещать аквапарки , парки аттракционов, особый интерес проявить тем, кто помогает взрослым, ходит в лес, устраивает прогулки на лыжах.  Выслушивая тех, кто побывал на заграничных курортах, основное внимание обращать на красоту природы и т.п.

2.Беседа с детьми о том, как принято отдыхать и их семьях.  Сказать о том, что все люди разные, у них разные желания и интересы: кто-то любит  выезжать на природу, ходить в походы, работать на даче, другие отдыхают на море или ездят на экскурсии в другие города и т.д. Не обязательно рассказывать о праздниках или длительных путешествиях, дети могут рассказать , например, о том, чем занимаются в их семье по вечерам.

 3. Игра-имитация  « Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем». Дети по очереди изображают действия ( ловят рыбу, собирают грибы, играют в мяч, плавают), остальные внимательно смотрят и угадывают, какой вид деятельности изображается.

4.Игра « Построение ассоциативных рядов». Детям даётся ключевое слово, например, «море» - дети подбирают к нему подходящие по ассоциации слова (волны, песок, купальник. Круг для плавания и т.д.).

5.Мастерская детского творчества. Составление коллективного коллажа « Летний отдых кота Леопольда» из различного природного материала.

5.Сценарий  активизирующего общения

«О бабушках и дедушках»

Интегрируемые образовательные области:  коммуникация, социализация, познание.

Формы непосредственно образовательной деятельности: слайдовая презентация, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, ролевая гимнастика, ситуация-оценка, игра-шутка.

Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: уточнять и расширять знания детей о семье, её составе, о родственных отношениях; учить детей ориентироваться в микропространстве; воспитывать чувство эмпатии к членам семьи; воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран.

Предварительная работа: чтение стихов  «Если бабушка болеет»  и « Дедушка».

                                        Описание деятельности.

 1. Детям предлагается посмотреть слайдовую презентацию на тему « Семья». В  ней представлена большая и дружная семья. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и браться, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тёти и дяди (братья и сёстры папы и мамы).Самые уважаемые люди в семье – бабушка и дедушка. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге.

 2.Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

 «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости».

- Правильно ли поступила девочка? Почему? Что чувствовала бабушка в этой ситуации? Можно ли было поступить по-другому? Как бы вы поступили на месте девочки?

3. Ролевая гимнастика. С помощью мимики и пантомимики показать:

старого, уставшего дедушку;

грустную бабушку;

улыбающуюся бабушку.

 4.Ситуация-оценка. « Добрые советы».

Нельзя смеяться над старыми людьми.

К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

5. Игра-шутка «Бабушка Маланья» .

В основе игры лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь дочерей, семь сыновей, все без бровей. С такими глазами, с такими ушами, с такими носами, с такими усами, с такой головой, с такой бородой. Ничего не ели, целый день сидели, на нее глядели, делая вот так...»Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте. Повторяют за ведущим любое смешное движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по нравственно-этическому воспитанию дошкольников в средней группе

Годовое планирование работы по нравственно-этическому воспитанию детей 4-5 лет, с указанием тем и целей по каждому виду деятельности...

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Этическое воспитание дошкольников.

Воспитание и этика – понятия неразрывно связанные. Ребенок с малых лет должен усваивать нормы и правила поведения, которые позволят ему вырастить полноценной личностью с высокими моральными установкам...

Педагогическая диагностика по этическому воспитанию дошкольников

Педагогическая диагностика по этическому воспитанию дошкольников...

Статья: "Этическое воспитание дошкольников через художественную литературу"

Статья о приобщении дошкольников к книге и чтению,о сложном воспитательном процессе,требующий от взрослого определенных знаний ,умений и навыков....

Презентация Роль семьи в морально-этическом воспитании дошкольников

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деяте...