Клубисследователей природы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_issledovateley_prirody.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. В результате детских экспериментов насекомые, например бабочки, остаются без крыльев и усов.

Учитывая это, очень важно направить исследовательскую активность детей в правильное русло, обеспечивая тем самым эффективное формирование у них экологической культуры.

Клуб исследователей природы - форма экологического обучения дошкольников

Во многих ДОУ педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово "занятие" вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к приобретению знаний из-за не достаточно умелой организации занятий взрослыми.

Данный факт подчеркивает актуальность включения в образовательный процесс ДОУ методик и технологий, обеспечивающих высокую исследовательскую активность дошкольников.

 Разработана технология, которая используется в экологическом образовании дошкольников.

Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. В числе последних — межгрупповые объединения (лаборатория юного метеоролога и экологический театр), а также детско-взрослые сообщества, например Клуб исследователей природы "Росинка"

Внедрение в образовательный процесс ДОУ модели, элементами которой являются детско-взрослые сообщества, позволит:

  • полноценно осуществить экологическое обучение дошкольников;
  • повысить уровень готовности педагогов к работе по экологическому образованию детей;
  • установить  взаимодействие  ДОУ с семьями воспитанников.

Основной целью Клуба является формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Занятия Клуба проводятся раз в две недели в соответствии с планом, составленным активом Клуба (родители и педагоги). Занятия могут проходить как в здании ДОУ, так и на его территории или в музеях, парках, лесу.

Формы работы в Клубе самые разнообразные. Например, организуются выставка домашних питомцев, на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными. Каждый участник выставки может получать грамоту, а питомец — угощение.

Интересной станет выставка "Дары природы".  Ее цели:

  • воспитание чувства уважения к труженикам садов, огородов, полей;
  • поощрение стремления оказывать посильную помощь родителям в работе на приусадебном участке и активности в садово-огородных работах на территории ДОУ.

На выставке  могут звучать интереснейшие рассказы детей об истории овощей - пришельцев (картофель, помидоры, баклажаны, перцы и т. д.). Родина названных и многих других овощных культур была отмечена на карте флажком. В  подготовке докладов принимают участие родители.

В начале осени можно провести пресс-конференцию. Она поможет обобщить представление детей о лете.

Заранее формируются делегации Великих держав: Страны овощей, Королевства фруктов, Республики хлебных злаков, Лесного царства, Союза осенних цветов. Членами и руководителями конференции могут быть представители "ученого мира" — метеоролог, садовод, биолог и агроном. Остальные члены коллектива могут стать журналистами, представляющими различные печатные издания: журнал "Наука и жизнь", газету "Редиска", газету "Помидор" и т. д.

Состав делегаций объявляется за несколько дней до пресс-конференции. Журналисты готовят вопросы к отдельным участникам.

При подготовке к пресс-конференции родители оказывают помощь не только в содержательной части, но и в изготовлении необходимых декораций, атрибутов, бейджиков  и  т. д.

Возможно  проведение конкурса юных природоведов, особенно интересен вариант соперничества команд детей и взрослых.

Мероприятие включает в себя несколько типов заданий:

  • "Почему они так называются?". (Гимнастика для ума.) Например: почему "ежевика"? (Ответ: от слова "ежик" — ягода растет на колючем кустарнике.)
  • Объяснение крылатых выражений.

        Например: "играть в кошки-мышки" — хитрить, лукавить, стараться обмануть.

  • "Книга рекордов Гиннеса" (домашнее задание) — привести примеры удивительных фактов.

Конкурс заканчивается обсуждением того, кто такие "природоведы", и разработкой правил поведения в природе, которые впоследствии станут заповедями членов Клуба исследователей природы.

Широко используемой организационной формой являются различные интеллектуальные игры — "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Устами младенцев" и т. д. Примером может служить интеллектуальная игра "Морские знатоки». Ей предшествует цикл групповых занятий по теме "Рыбы" и серия следующих мероприятий, проводимых в рамках работы Клуба:

  • наблюдения за рыбами;
  • беседа "Рыбьи прогнозы";
  • продуктивная деятельность — аппликация и рисование.

Оканчивается блок "Морские знатоки" экскурсией в музей-аквариум.

В подготовке игры активное участие принимают родители, которые помогали в изготовлении необходимого оборудования.

Проведение игры требует достаточно объемного (можно надувного) аквариума. Для его наполнения водой потребуется помощь пап. Дети с удовольствием принимают в этом посильное участие. Также родители помогают в выполнении домашнего задания, предложенного за неделю до проведения игры. Это позволяет использовать разные источники получения информации: книги, энциклопедии, компьютер и т. д., что непременно усилит познавательный интерес и  детскую активность в изучении данной темы.

Игре можно придать соревновательный характер. С этой целью детей необходимо разделить на подгруппы. Количество фишек за правильный ответ определит победителя. Но в музей-аквариум, конечно же, поедут все ребята и желающие родители.

Таким образом, объединения педагогов, детей и их родителей в Клуб исследователей природы способствует эффективному формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, а главное, дает возможность развитию детской любознательности без ущерба для окружающей среды.

План работы Клуба исследователей природы "Росинка"

Мероприятие

Сроки

исполнения

Вступление в члены Клуба. Выборы актива Клуба. Составление плана работы

Сентябрь

Выбор названия Клуба, девиз, песня. Создание эмблемы Клуба.

Сентябрь

Заочное путешествие по книге Н.М. Верзилина "Путешествия с комнатными растениями"

Октябрь

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями

Октябрь

Беседа  «Какие растения "умеют" предсказывать погоду?»

Ноябрь

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома

Ноябрь

Беседа "Рыбьи прогнозы"

Декабрь

Интеллектуальная игра "Морские знатоки"

Декабрь

Экскурсия в музей-аквариум. Наблюдение за рыбами

Январь

Беседа "Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? "

Январь

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года

Февраль

Конкурс знатоков народных примет

Февраль

Викторина "Все обо всем" (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы

Март

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы

Март

Экспедиция по микрорайону "Земля — наш общий дом"

Апрель

Выставка книжек-малышек "Земля — наш общий дом"

Апрель

Выставка "Шедевры природы"

Май

Девиз Клуба исследователей природы

"Росинка"

Хотим, чтоб в мире было много света,

Хотим, чтоб в мире было много лета,

В котором - солнце, птичьи голоса,

И на траве - зеленая роса,

Хотим, чтоб в мире было меньше плача,

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье зыбких,

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой,

Песня Клуба исследователей природы

"Росинка"

Нам этот мир завещано беречь!

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь!

И землю удивительную эту.

Основные принципы работы Клуба исследователей природы "Росинка"

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
  • принцип "спирали", когда дети возвращаются к изучаемой теме несколько раз: на традиционных занятиях, а затем на заседаниях Клуба (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования);
  • интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире;
  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности;
  • сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Заповеди Клуба исследователей природы "Росинка"

  • природовед любит родной край, бережет его,  активно участвует во всех экологических мероприятиях;
  • природовед - друг животных и всей природы;
  • природовед - настоящий исследователь, постоянно наблюдает за природой, читает о природе;
  • природовед - настоящий коллекционер книг о природе;
  • природовед ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
  • природовед - активный участник походов в лес;
  • природовед хорошо трудится в природе;
  • природовед собирает народные приметы, проверяет их, наблюдает изменения в погоде, ведет календарь;
  • природовед любит свой край.

План работы Клуба исследователей природы "Росинка"

Мероприятие

Сроки

исполнения

Путешествие по книге Н.М. Верзилина "Путешествия с комнатными растениями"

Октябрь

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями

Октябрь

Беседа  «Какие растения "умеют" предсказывать погоду?»

Ноябрь

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома.

Ноябрь

Беседа "Рыбьи прогнозы"

Декабрь

Интеллектуальная игра "Морские знатоки"

Декабрь

Беседа "Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? "

Январь

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года

Февраль

Конкурс знатоков народных примет

Февраль

Викторина "Все обо всем" (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы.

Март

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы

Март

Экспедиция по микрорайону "Земля — наш общий дом"

Апрель

Выставка книжек-малышек "Земля — наш общий дом"

Апрель

Выставка "Шедевры природы"

Май

Экологическая тропа как элемент развивающей среды.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников. Поэтому в воспитании детей велико значение экологической тропинки. Сегодня дошкольники детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. Появившись впервые как тропа для взрослых и детей, этот элемент стал очень популярным в ДОУ, потому, что помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание её беречь и сохранять!  

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий. Воспитанники могут путешествовать по экологической тропинке ДОУ, а также ближайшего лесопарка. Можно ввести эколого – оздоровительные прогулки и разработать заранее план экологических экскурсий и прогулок.

Сообщение на тему:

«Экологическая тропа как элемент развивающей среды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...