Консультация для воспитателей: "Путешествие в сказку".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Консультация для воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой, на примере сказок А.С. Пушкина. Указана цель данной работы, предложены дидактические игры по всем тематическим разделам программы. Представлены сказки А.С. Пушкина и работа с ними по ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 компенсирующего вида Невского района Санкт - Петербурга

                   

                        Консультация для воспитателей Невского района

                                       Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

                                                               

                                                           

                                                                                           Опыт работы воспитателя                                                                          

                                                                                          Николаевой Т.П.

Цель:

  • Представление опыта работы с детьми «Сказкотворчество»  на примере сказок А.С.Пушкина
  • Использование  игр и игровых упражнений в разных видах деятельности по всем тематическим разделам программы
  • Федерально-государственные требования (ФГТ) по образовательным областям на примере сказок А.С.Пушкина
  • Выставка детских рисунков и  поделок по теме: «Что за прелесть эти сказки»
  • Применение данного опыта в работе с детьми

Материал:

- дидактические игры и игровые упражнения

- детские рисунки, поделки

- презентация «Александр Сергеевич Пушкин»

     


Современные дети, живущие в эпоху научно-технического прогресса, прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео –  аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику: видеомагнитофон, музыкальный центр, поставить для просмотра диск, кассету. Да и родителям это очень удобно: ребенок занят, не мешает, не отвлекает, не задает лишних вопросов.

     Работая с детьми, уже 30 лет, я обратила внимание на то, что с каждым годом читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее, поэтому ребенок чаще смотрит телевизор, чем слушает книгу. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением текста, иллюстраций, беседой о содержании произведения, желанием найти в нем мораль, нравственный урок: утрачивается ценность художественного слова, художественной литературы.

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, влияние на развитие интеллекта, его речи, отношения к миру, любви к окружающим.

     Книга учит читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить. Воспитывает нравственные чувства, отношения. Развивает качества характера, формирует жизненный опыт, мировоззрение и т.д.

Любое произведение: будь то рассказ, повесть, стихотворение или сказка  -  ценно для ребенка.

Особенно мне хотелось бы остановиться на СКАЗКАХ.

Сказки есть в каждом доме. Они доступны и понятны детям. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя, но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков, научить оценивать поведение персонажей и свое собственное. (Тебе нравится поведение героя? А как бы ты поступил?)

Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми.

На сюжетах народных и авторских сказок ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познает окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление черствости, жестокости, недоброжелательности.

Почему мы обратились к сказкам А.С.Пушкина?

 (слайд)          Это Пушкин. Это чудо.

                         Это прелесть без конца.

                         В нашей жизни вечно будут

                         Этих сказок голоса.

                         Сколько сказок у поэта?

                         Их не много и не мало,

                         Но все Пушкинские  -  это

                          Наше вечное начало.

(слайд)  Цель:

  • Уточнить и обогатить представления детей о великом русском поэте А.С.Пушкине, о его произведениях. Помочь почувствовать своеобразие их языка;
  • Расширять кругозор, закреплять знания о содержании сказок А.С.Пушкина;
  • Воспитывать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.

(слайд) Биография А.С.Пушкина (кратко для детей)

(слайды)  Знакомство со сказками:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о золотом петушке»
  • «Сказка о попе и  о работнике его Балде»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Руслан и Людмила»

И на материале этих сказок мы проводили с детьми игры, игровые упражнения  в разных видах деятельности по всем тематическим разделам программы  -  что позволило сделать обучение интересным, веселым, познавательным, занимательным, творческим.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • «Золотая рыбка»
  • «Семейка слов»  (рыба, рыбка, рыбак, рыбный, рыболов …)
  • «Найди слова»
  • «Из какой сказки герой»
  • «Животные в сказках Пушкина»
  • «Назови чудеса»
  • «Наоборот» (с мячом) «Противоположности»
  • «Что сначала,  что потом»
  • «Найди то, не знаю что»
  • «Предлоги» (на, под, в, за, у, около, с, между)
  • «Волшебный кубик» и т.д.

МАТЕМАТИКА:

  • «Танграм» (из геометрических фигур)
  • «Сколько яблок упало с дерева?»
  • «Посчитай желуди»
  • «Утро, день, ночь»
  • «Слева, справа»
  • «Сравни, где больше?»
  • «Большой – маленький» и т.д.

ЛОГИКА:

  • «Таблица по мнемотехнике»
  • «Сказочные последовательности»
  • «Задания по карточкам»
  • «Загадки»
  • «Порядок действий»
  • «Кроссворды»
  • «Найди лишний предмет»
  • «Чего не стало?»
  • «Что у них общего» и т.д.

ЧТЕНИЕ:

  • «Чтение сказок, ответы на вопросы», «Книголюбы»
  • «Рассказывание по картинкам»
  • «Подбери слова по длине»
  • «Прочитай по стрелочкам»
  • «Прочитай по первым буквам»
  • «Подскажи словечко» и т.д.

ЭКОЛОГИЯ:

  • «Игра «Небо» - «Море»
  • «Что плавает? (опыты)»
  • «Дуб» (что из него можно сделать?)
  • «Какое море? (по картинкам) и т.д.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА:

  • «Обведи по контуру», «Разрезные картинки»
  • «Узоры, дорожки», «Мозайка»
  • «Раскраски»
  • «Рисование по клеточкам»
  • «Плетение невода» и т.д.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

  • «Лепка, аппликация по сказкам»
  • «Рисование сюжетов и героев»
  • «Ручной труд» (поделки)

МУЗЫКА:

  • «Игры – драматизации»
  • «Викторины»
  • «Пантомимы» : («Старик тянет невод»,»Белка щелкает орешки», «Гвидон стреляет из лука», «Балда дает попу щелчки» и др.)
  • «Слушание музыки, кассет» и т.д.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Анкетирование
  • Консультации, беседы
  • Совместные поделки (слайды)

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (слайды)

  • Совместная деятельность с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Театрализованная деятельность детей
  • Кубики, домино, мозайки
  • Настольно-печатные игры

                     

                       


   Федеральные государственные требования (ФГТ)  

                                      по образовательным областям  

  1. Физическое развитие

Физическая культура:  

  • Утренняя гимнастика «Герои сказок»
  • Подвижные игры: «Ветер», «Движение волны»;
  • Народные игры и игры спортивного характера

Здоровье:

  • «Богатыри»
  • «Растем не по дням, а по часам»

  1. Познавательно – речевое развитие

Познание:

  • Беседа «А.С.Пушкин – сказочник»
  • Знакомство и рассматривание портрета писателя
  • Составление словарика
  • «Экскурсия» в мастерскую художников-иллюстраторов
  • Особенности волшебной сказки
  • Дидактические игры
  • Составление творческих рассказов: «Придумай чудо», «Мои желания у рыбки»
  • Викторина

Коммуникация:

  • Этические беседы (нравственные уроки) по сказкам А.С.Пушкина: «К чему приводит жадность», «Что такое хорошо, и что такое плохо?!»
  • Загадки
  • Речевые ситуации
  • «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»
  • Словарик трудных слов

Чтение художественной литературы:

  • Чтение и рассказывание сказок А.С.Пушкина
  • Заучивание отрывков из произведений
  • Конкурс чтецов
  • Этюды по произведениям
  • Игра «Книголюбы»

3.Художественно-эстетическое развитие

Музыка:

  • Прослушивание сказок на дисках, кассетах
  • Слушание оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок»
  • Вечер развлечений «У лукоморья»
  • Импровизация, драматизация сюжетов по сказкам

Художественное творчество:

  • Лепка, аппликация по сказкам Пушкина
  • Рисование «Любимая сказка»
  • Составление коллажа по сказкам
  • Подбор цветов по настроении

  1. Социально-личностное развитие

Социализация:

  • Экскурсия к памятнику А.С.Пушкина
  • Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Типография»
  • Игра – фантазия «Плывем на остров Буян»

Труд:

  • Ручной труд «Ремонт книг»
  • Изготовление театров из бросового и природного материалов
  • Изготовление волшебных предметов, масок героев
  • Эмблемы для команд

Безопасность:

  • Обращение с книгами, составление правил
  • Безопасность героев сказок Пушкина

 

  1. Коррекционная работа

  • Дидактические игры
  • Обогащение словаря
  • Проговаривание трудных слов
  • Развитие памяти
  • Развитие воображения …


К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова – алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Все скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

               Даже если мы уже не дети,

               В 20, в 30 или в 45

               Убегаем мы порою в детство,

               Убегаем к Пушкину опять.

               Убегаем в буйство свежих красок,

               В торжество добра над темным злом,

               Убегаем в пушкинские сказки,

               Чтоб добрей и лучше стать потом.

                                                                      И.Акунина


СКАЗКОТВОРЧЕСТВО:

 

1.ЭТАП

Добавить в знакомые сказки героев

Пример: Сказка «Колобок» - кого еще встретил колобок?

                 Сказка «Репка» - кто еще мог помогать деду? И т.д.

2.ЭТАП

  • Придумывание различных концовок сказок

Пример: «Сказка о рыбаке и рыбке» - если бы рыбка выполнила последнюю просьбу старухи?

  • Введение непредвиденных ситуаций

Пример: Сказка «Колобок» - колобок попал в тридевятое царство и т.д.

3.ЭТАП

Придумывание самими детьми сказок (сочинительство):

  • На предложенную взрослым тему
  • По замыслу ребенка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности детей, родителей и воспитателей "Путешествие в сказку"

Это конспект встречи в семейном клубе с использованием здоровьесберегающих технологий, театрализации и продуктивной деятельности (оригами)....

Совместная деятельность детей и воспитателя «Путешествие по сказкам»

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки....

Совместная деятельность детей и воспитателя «Путешествие по сказкам»

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки....

Семинар по сказкотерапии с элементами тренинга для воспитателей «Путешествие в сказку»

Задачи:- Познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми- включение в групповое взаимодействие;-поддержка и развитие творческого самовыражения;-снятие напряжени...

Консультация для воспитателей "Путешествие в страну Сенсорику"

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также за...