Конспект по социальному миру с детьми старшего возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия

По социальному миру с детьми старшего возраста.

На тему: «Путешествие в царство Снежной Королевы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

По социальному миру с детьми старшего возраста.

На тему: «Путешествие в царство Снежной Королевы»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-формировать ретроспективный взгляд на историю происхождения водного транспорта (корабль);

- закреплять знания детей об истории происхождения наземного транспорта (автомобиль);

- закреплять знания детей об истории воздушного транспорта (самолет);

- расширить знания о видах транспорта ( пассажирский, грузовой, военный и т.д.) и назначении (облегчение жизнедеятельности человека);

- расширение словаря детей: воздушный, наз0емный, водный, изобретатели, изобретения, пассажирский, военный, грузовой.

Развивающие задачи:

-развивать умение детей ориентироваться по карте;

- развивать воображение, память, мышление детей через упражнения «Соедини точки»;

- развивать умение устанавливать связь между современным транспортом и историей его происхождения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство коллективизма, сопереживания;

- воспитывать правила культурного обращения к окружающим;

- воспитывать активный познавательный интерес к предметному миру.

Предварительная работа:

- чтение сказки Андерсена «Снежная Королева»;

- сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Самолеты»;

- рассматривание иллюстраций разных видов кораблей, автомобилей, самолетов;

- рассматривание альбома «Изобретатели и их изобретения»;

- подвижные игры «Самолеты», « Море волнуется»;

- организация и проведение дидактических игр «Домино», «Что лишнее», «Что сначала что потом», «Волшебный кубик», «Подсказала природа» и т.д.;

- составление схемы – модели, ретро – схемы транспорта.

Материал к занятию:

- звуковое письмо от девочки Герды, женщины Финки, ученого Ворона;

- демонстрационные картинки (плот, бревно, лодка, парусник, корабль) иллюстрации (колесо, тачка, телега, карета, паровой, грузовой, легковой автомобили), картинки (аэроплан, воздушный шар, дирижабль, самолет, ракета);

- разрезные картинки корабля;

- панно «Дворец Снежной Королевы», «Дворец и ворон», «Жилище Финки»;

- условные обозначения прошлого и современного транспорта (колесо и ракета);

- дубовый листочек с вопросами.

Методические приемы:

Игровые:

- игровое путешествие во владение Снежной Королевы,

- подвижная игра «Самолеты», «Автомобили»

Словесные:

- вопросы воспитателя,

- рассказ воспитателя о происхождении транспорта,

- звуковое письмо Герды,

- звуковое задание Ворона и Финки,

- художественное слово,

- поощрение.

Наглядные:

- демонстрационные картинки (водный транспорт, наземный транспорт), карта, задания «Составь по точкам».

Практические:

- решение проблемных ситуаций «Разложи транспорт», «Соедини точки».

Индивидуальная работа:

- прочтение слов детьми высокого уровня развития,

- предоставить детям, с разным уровнем развития, карточки разного содержания.

Ход занятия

Воспитатель:

- ребята, сегодня в нашу группу прислали необыкновенное звуковое письмо. Всем интересно, кто его прислал, и мы сейчас его прослушаем.

(Звучит запись письма)

Герда: «Здравствуйте, ребята из группы «Ромашка».  Моего брата Кая унесла Снежная Королева, я никак не могу его найти и прошу вас мне помочь. В письмо я положила карту, на которой показано где находится ледяной дворец. Спешите! Иначе Кай совсем замерзнет».

В – Ребята, из какой сказки девочка Герда, и кто написал эту сказку?

(Герда, из сказки «Снежная Королева» Андерсена)

- Что случилось с Каем?

(Его унесла Снежная Королева)

- Вы согласны помочь Герде?

(Да)

- Как мы сможем ей помочь?

(Надо найти Кая)

- Ребята, давайте вспомним, на чем девочка в сказке сначала отправилась путешествовать?

(На лодке, она бросила свои башмачки в реку и лодка поплыла за ними)

В – Я тоже вижу большую реку.

- На чем нам можно отправиться в путешествие по воде?

(На пароходе, корабле, лодке)

- Я согласна с вами ребята.

- Скажите, вы знаете, как был изобретен корабль?

- Я вам хочу рассказать немного о прошлом корабля.

(Дети садятся, рассказ воспитателя)

- Давным-давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что упавшее в воду дерево не тонет. (Воспитатель показывает картину). И стали переправляться на бревне с одного берега на другой. Но пойманную добычу на одном бревне не возможно перевезти, тогда они соединили несколько бревен, перевязали тростником и получили плот. (Показывает). Чтобы было удобно сидеть, в бревне выдолбили углубление, бревно стало легким. Так люди изобрели лодку. Назвали ее челнок.  Много времени прошло и люди стали использовать силу ветра. Появились парусные корабли, на которых люди отправились в кругосветное путешествие по воде. Потом человек изобрел современный корабль.

- Из чего сейчас строят  корабли?

(Из металла, дерева)

- Какие корабли вы знаете?

(Пассажирские, военные, грузовые, туристические)

- Для чего нужны корабли человеку?

(Перевозить грузы, людей и т.д.)

В – ребята, у нас есть разобранный корабль, давайте собираем наш корабль и отправимся на нем по следам Кая.

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и спрашивает:

- Что на ней изображено?

(Дворец)

Дети садятся на корабль и отправляются в путь.

(Звучит музыка, дети плывут)

Подходят ко дворцу.

В – Кто сидит на дупле около дворца?

(Ученый, говорящий Ворон)

В – Ребята, обратитесь вежливо к ученому Ворону, спросите у него, не живет ли в этом дворце Кай?

(Дети спрашивают)

Ворон (запись): «Здравствуйте дети, я знаю, что вы ищите Кая, но в этом дворце живут принц и принцесса, которые полюбили друг друга, но это не Кай. Кай здесь не появлялся. Вы сможете найти дорогу дальше, если ответите правильно на мои вопросы, которые записаны на дубовых листочках:

1 вопрос – Что изобрел человек давным-давно, перед тем как он изобрел телегу?

(Колесо)

2 вопрос – Для чего человек изобрел телегу?

(Перевозить камни для постройки дома, дрова, сено и т.д.)

3 вопрос – Что изобрел человек после телеги, чтобы люди ездили на балы, в театре?

(Карету)

4 вопрос – Как назывался первый автомобиль?

(паровой автомобиль – паромобиль)

5 вопрос – Кто первый изобрел автомобиль, который работал на бензине?

(Изобретатели форд и Бенц)

6 вопрос - Какие мерки машин Вы знаете?

(«Марседес», «Ауди», «Жигули» и т.д.)

7 вопрос - Для чего человек создал машины?

(Чтобы перевозить людей и грузы)

В – молодцы ребята, выполнили задания ученого Ворона.

- Что нам показывает карта?

(Нарисована рыба, путь лежит к старухи Финке)

Дети едут на машине. Звучит музыка. Дети приехали.

В – Уважаемая Финка, Вы не знаете где наш Кай и на чем до него добраться?

Финка (запись): «Я знаю, его похитила Снежная Королева и увезла в свой ледяной дворец. А добраться до дворца Вы сможете только после того, как выполните мое задание.

Воспитатель читает задание: по точкам нарисуйте линии, последовательно соедините цифры и тогда вы узнаете, на чем же вы сможете перебраться в царство Снежной Королевы через леса, льды, снега.

Дети за столом выполняют задание.

В – На чем же ребята мы сможем добраться до дворца Снежной Королевы?

(На самолете, аэроплане, воздушном шаре)

В – Какие виды самолетов вы знаете?

(Пассажирские, военный, грузовые)

- Как человек использует самолет?

(С самолета тушат пожары, поливают поля удобрением, перевозят грузы, людей)

Воспитатель с детьми рассматривают карту и определяют куда лететь. (На карте дворец Снежной Королевы).

В – Тогда в путь на помощь Каю. Но приземляться вы будите на тот аэродром, цвет которого совпадает с цветом вашего самолета.

Игра «Самолеты».

В – вот мы и во владениях Снежной Королевы. Как здесь красиво, но очень холодно. А вот и Кай, сидит на троне из голубого льда, его волосы белые от инея.

- Какое слово он выкладывает? (Почитайте)

(Вечность, холод, снег)

- Он нас не слышит. Кай, мы тебя нашли.

Почему он не отвечает?

(В сердце у него осколок льда)

В – что же делать, давайте мы возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга и скажем ему теплые слова.

(Милый Кай, проснись, пожалуйста, очнись, солнышко светит. Мы тебя любим Кай, тебя ждет Герда)

Играет музыка. Разбивается лед.  

- Ребята, во что превратились льды, которые были в сердце у Кая?

(В чупа –чупсы)

- Мы спасли Кая и теперь все вместе вернемся в детский сад, на том виде транспорта, который вы выберете сами. В обручах лежат условные обозначения.

- Что означает колесо?

(Транспорт прошлого)

- Что означает ракета?

(Современный транспорт)

- Возьмите карточки, рассмотрите и положите в нужный обруч с условным обозначением.

Дети выполняют задания, выбирают транспорт.

- Возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Раз – два-три- четыре-пять в группу возвратились мы опять»

- Вот мы и в группе. А Кай и Герда погостят у нас. Они говорят нам ребята спасибо. И давайте угостимся сладкими чупа – чупсами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по развитию речи

Занятие способствует закреплению, систематизированию и обобщению знаний детей о Российской Армии;учит поддерживать беседу, отвечать и задавать вопросы;активизирует специфический словарь детей;воспитыв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».спасибо за внимание, коллеги)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста ( с использованием интерактивного оборудования) на тему: «В мире сказок А.С.Пушкина»

Конспект неперывной образовательной деятельности с использованием интерактивного оборудования на тему"В мире сказок А.С.Пушкина". Рекомендован для детей старшего возраста....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста «Героические профессии»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста«Героические профессии»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста

Задачами данного конспекта является расширение представления детей о героических профессиях....