"Береза - символ России"(проектная деятельность по народной культуре)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Крошкина Людмила Анатольевна

Проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_kontrole.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип  проекта:     информационный - творческий.


Обоснование выбора проекта: 

Беседа на занятии: «Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает невесту. «Во поле берёзонька стояла…» О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи. Она является образом России. Со времён глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за её пользу, которую она приносит нашему народу.

 
Образовательная цель:

  1. Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.
  2. Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.
  3. Воспитание бережного, заботливого отношения к деревьям и окружающей природе.

Задачи:

  1. Формировать новое экологическое  мышление «Мы дети Земли» -  часть природы.
  2. Формировать обобщенные представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни природы, развивать любознательность и естественный интерес к жизни растений.
  3. Развивать у детей умение обобщать, фантазировать, желание наблюдать и формировать представления об основных потребностях дерева в свете, тепле, воздухе и воде.
  4. Формировать проектно-исследовательские умения  дошкольников, приучать самостоятельно искать решение, анализировать результат своей деятельности.
  5. Овладевать трудовыми навыками по защите и уходу за растениями.
  6. Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.
  7. Развивать  стремление к здоровому образу жизни, формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

Планируемый результат проекта:

  1. Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз.
  2. Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща».

 Этапы работы:


1 этап  - подготовительный


Цель: сформировать у детей представление о берёзе, как образе России.

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?

Дети обмениваются мнениями

 

2. Определение темы исследовательского проекта: Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней?

С помощью  воспитателя формулирует ся тема проекта и дети являются его заинтересованными  участниками.

3. Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе, привлечение других специалистов сада: музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и т.д.

Участие детей в совместной деятельности.

2 этап – аналитический


Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

1.Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома.

2. Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям

Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.

3. Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д.

Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе.

3 этап – практический


Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи,  принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду )

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Проведение занятия по изобразительной деятельности «Весенняя берёзовая роща»
  2. Проведение конкурса рисунка в группе «Весенняя берёзовая роща».
  3. Проведение занятия  «Люблю  берёзку  русскую»
  4. Заучивание стихотворений о берёзе.
  5. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».
  6. Разучивание народного танца на муз. занятии с элементами хоровода.

Участвуют в изобразительной деятельности

 

Участвуют в конкурсе рисунка

 

Дидактические игры.

Учат стихотворение

Разучивают песню

Разучивают танец

4 этап – презентационный


Цель: Защита проекта, подведение итогов.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организация презентации:

  1. Выставка картин и репродукций о берёзе;
  2. Выставка работ детей по теме «Весенняя берёзовая роща»;
  1. Сообщение о результатах проектной деятельности на заседании педагогического совета ДОУ.

 

Участвую в подготовки выставки

Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ 

Приложение 1

«Что я знаю о берёзе?»

 

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.
Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Стержневой корень проростка замирает очень быстро, зато боковые корни развиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью.

 

Кора берёзы плосколистной

 Ветка берёзы болотной                                  Серёжки берёзы

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.
Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие.
У берёз есть серёжки. Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веществом. В таком виде серёжки зимуют.
         Плод — сплюснутый чечевицеобразный орешек, несущий на вершине два засохших столбика и окружённый более или менее широким тонкокожим, перепончатым крылышком. Плоды сидят по три в пазухах чешуек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5000 семян. Легко разносятся ветром.

Приложение 2.

«Полезная берёза»

                   

         

Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

  1. Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.
  2. Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.
  3. Берёзы — хорошие пыльценосные растения.
  4. Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

 
Для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубается в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова же, считающиеся лучшим топливом, она пригодна уже в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.


Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.
Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях или стволах берёз,— кап — на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается очень сложной фактурой древесины. Изделия из «птичьего глаза» — особого вида капа, белого с чёрным рисунком — стоили столько же, сколько и золотые.

                                                   Дегтярное мыло

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Берёста     (   Две стороны куска берёсты)

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста.
Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.
Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках, благодаря чему академик Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.

Новгородская берестяная грамота XII века

 

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

Берёзовый сок заготавливается народами разных стран издревле.

Весной, с началом сокодвижения (до распускания листьев), эти вещества начинают подниматься к листьям.
Если на стволе сделать в это время надрезы, из них будет вытекать значительное количество сока (пасоки — жидкости, выделяющейся из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления), содержащего свыше 2 % сахара. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Длительность вытекания сока — несколько недель.
Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.
Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока. Сок иногда консервируют, подкисляя фосфорной  кислотой.

Медицинское    применение


Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство.
Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.
В северных широтах берёзовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявление сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.

 

Береза в славянской мифологии.     

 

Береза – Родовое название –– береза и латинского pendulis – повислый.
 Латинское наименование дерева Betula, что значит, как «бить» или «сечь» как напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьниках в прошлом, которым случалось отведывать «березовой каши». В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
 Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

БЕРЕЗА, в восточнославянской мифологии священное дерево. 
Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Береза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Береза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Березы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Березы для изготовления обрядовых символов.

Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали  к деревьям.


Берёза в язычестве
Дохристианская символика, связанная с берёзой, известна у многих народов, проживавших в регионах распространения этого растения; это относится и к кельтам, и к древним скандинавам и к славянам. Для всех этих народов берёза являлась в первую очередь символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения. Достаточно вспомнить содержание сказки «Снегурочка»

В старинных славянских поверьях отношение к берёзе было двойственным: согласно одним традициям дерево и изделия из него, в том числе из берёсты, считались оберегом от нечистой силы; в частности, берёзовые веники, использовавшиеся в бане, рассматривались и как инструменты ритуального очищения, а накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Согласно другим традициям берёзу считали нечистым деревом, в ветвях которого поселяются черти и русалки, и которое является воплощением душ умерших родственников; берёза также считалась деревом, из которого нечистая сила делает свои инструменты — к примеру, ведьмы, согласно поверьям, летают на берёзовых мётлах.
Белой берёзой — воплощением небесного сияния и света — был представлен в славянской мифологии культ Берегини, великой богини, вместе с Родом породившей всё сущее. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» — празднествах в честь берегинь (русалок).

Приложение 3

Загадки про берёзу

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Берёза

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Берёза

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Берёза

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
Берёза

В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
Берёза

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
Берёза

Стихотворенья  про берёзу

Афанасий Фет:

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней, и жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  

Сергей Есенин:

Белая береза

Под мои окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело

Откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Все в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла, -

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза – и вновь весела.

А.Прокофьев «Березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится!

                                                      Андрей Дементьев «Березы России»

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

Народные   приметы   «Гуляй, да присматривайся»

  1. Береза – прекрасный путеуказатель.Она очень светолюбива, кора ее всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности, наросты образуются, как правило, на северной. Это настолько заметно, что по коре березы легко ориентироваться даже в глубине леса.

  1. Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам: опушатся раньше клена – сухое, позже – дождливое.

  1. Если весной береза раньше ольхи листья выкинет – лето будет сухим, а если ольха первая распустится,- замучают холода и дождь.

  1. Дождливым лето бывает, если весной из березы течет много сока. Весной березовый сок невкусен - хлеб уродится.

  1. А какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.

  1. И зиму березы предсказывают. В начале октября с нее лист не опал, - снег ляжет поздно. А если в свое время весь опадет, – то в конце января – начале февраля будет продолжительная оттепель. Если на Покров (14 октября) лист с березы и дуба упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме.

Приложение 4

Занятие   «Люблю березку русскую»

Программное  содержание:

 формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

 Оборудование и материалы – кассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; поделки из бересты;

 краски (гуашь); раздаточный материал для аппликации, платочки.

 

Ход занятия.

Дети сидят на коврике, в удобном положении.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина?  (Ответы).

- У каждого жителя земли есть своя Родина.   Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина?  (Ответы).

- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России?  (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку?  (Ответы).

- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:

«Словно девица русская, приумолкнув стоит….»

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы?  (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты.  (Рассматривают).

- Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).

- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка.  (Рассматривают). 

- Давайте подойдем к березке, станем вокруг её и заведем хоровод:

«Мы вокруг березки» (с платочками).

- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется  вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

 - Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Физкультминутка.

- Давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую красавицу -  березку.

 (Рассматривает картину, отмечает особенности рисования, под звучание мелодии дети выполняют задание).

В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»

Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...

Презентация "Береза - символ России"

Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: -расширять знания детей о русской    березе –как символе России; развивать познавательный интерес. ...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО " Познавательное развитие" на тему: «Береза — символ России»

Задачи: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.Развивать творческие способности детей; воображ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Береза - символ России"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в музее "Береза - символ России"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюб...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию «Береза — символ России» с воспитанниками старшей группы (5-6 лет)

Цель организационной образовательной деятельности:способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.Зада...