Земля
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Земля-  планета нашей жизни»

Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить с формой Земли;
  2. Земная кора – наружный твердый слой;
  3. Земля окружена оболочкой и имеет несколько слоев;
  4. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.
  5. Доказать детям на опыте как происходит смена дня и ночи;
  6. Земля вращается вокруг солнца и благодаря этому на Земле происходит смена времени года.

Воспитательные:

Земля наш дом и его надо беречь. Воспитывать гордость за нашу страну в  освоении космоса, в том, что ученые широко используют космические спутники в народном хозяйстве для помощи людям. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться и учитывать мнение партнера.

Развивающие:

Активизировать и обогащать знания детей о солнечной системе и обогащать словарь детей новыми словами: тропосфера, кора, мантия, ядро, орбита, космическое пространство.

Цель: Земля имеет форму шара, земная кора – наружный твердый слой. Земля окружена оболочкой, она имеет несколько слоёв,  а для человека важен воздушный нижний слой, его называют тропосфера. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.             

Ход:  Ребята, давайте встанем в круг. Давайте мы с вами подружимся. Я дарю дружбу Ане, я дарю дружбу Ване, а я дарю дружбу Ксюше и т.д.

Давайте поздороваемся и подружимся со всем вокруг.

Солнышко, здравствуй!

Здравствуйте, синицы, вороны,

Города и деревья!

Здравствуйте, все!

Дети садятся на стульчики.

  1. Что вы видите на этом пано? (Дети перечисляют).
  2. А все вместе как можно назвать? (Солнечная система).
  3. Что такое солнце? Солнце – это звезда.
  4. Сколько всего планет вращаются вокруг солнца? (Вокруг солнца вращаются  9 планет и тысячи мелких планет-астероидов и комет).

Давайте их назовем: Меркурий, Венера, Земля и т.д.  У каждой планеты есть своя орбита или траектория – линия.

  1. Как называется планета, которая вращается на первой орбите?
  2.  Давайте посчитаем, какая по счету от солнышка находится наша планета.
  3. Все планеты одинаковы?

Вы наверно ребята, заметили, что планеты разного размера и значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть естественные спутники. Спутник – это тот, кто идет рядом. Спутник Земли – Луна. У Марса – два спутника. А у Сатурна – 17. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Это тоже спутники.

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое  пространство. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио и телевизионную связь, и многое другое.

А сейчас давайте попробуем изобразить, как вокруг солнышка вращаются планеты.

Ребенок встает в центре группы и надевает на голову маску Солнца, а на поясе – ленты разной длины.

Игра «Вращение планет».

Ребята, отгадайте загадку.

На мне растут деревья,

Цветы, трава, кусты.

Идут по мне дороги,

И реки, и мосты.

Догадались вы друзья

Кто же я?

Ребята, перед вами фотоснимок Земли сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму … (шара). Что есть на Земле? Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Еще нашу Землю называют живой.

Почему нашу планету называют живой?

Кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения)

Наружный твердый слой Земли - называется земной корой,

Глубже земной коры находится мантия,

Ещё глубже – земное ядро.

 Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее. (Стр. 21 Мир вокруг нас).

ОПЫТ №1. Показываю детям яйцо. Яйцо – это символ жизни, а Земля – это планета жизни.

Строение Земли и яйца  очень похожи. Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей. Давайте будем сравнивать:

1. У яйца есть - скорлупа.         У Земли есть  - кора.

2. Под скорлупой, что находится у яйца?  - белок.  А у земли – мантия.

3. В самом центре яйца – желток.   В самом центре Земли – ядро.

Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера, имеет несколько слоев. Наиболее важным для человека является нижний слой – тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады.

А вы летали на самолете? Что вы видели из окна самолета? (ответы детей).

  1. Ребята, как вы думаете, почему день сменяется ночью. А на смену ночи приходит день?

Планета Земля имеет форму…(подскажите) шара и вращается вокруг своей оси.   Показываю глобус.

  1. Глобус можно вращать?

Это не случайно. Оказывается, Земля постоянно плавно вращается вокруг воображаемой линии – земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным  полюсами.

Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси совершает за сутки, за 24 часа.

Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь

 ОПЫТ № 2:  Доказываю, детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

ФИЗМИНУТКА.         «Посадили семечко».

Посадили семечко в землю                    Приседают.

Дало семечко росток, он начал              Медленно встают, поднимают руки.

расти, и вырос подсолнух.                            

Радуется подсолнух солнцу,  раска-     Покачиваются вправо, влево.

чивается из стороны в сторону.

Вдруг подул сильный ветер, подсол-   Наклоняются вперед, назад.

нух начал гнуться под его ударами.

Стих ветер, подсолнух облегченно    Делают глубокий вдох, стоят спокойно.

вздохнул, успокоился.                                                    

Земля совершает полный оборот вокруг солнца за год в году 365 дней. Сохраняя постоянный наклон оси, Земля освещается солнцем по- разному.

  1. Когда к Солнцу обращено Северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето.
  2. В южном полушарии в это время – зима.
  3. Через полгода (шесть месяцев) Южное полушарие будет больше освещено Солнцем и теперь здесь лето, а в Северном полушарии – зима.
  4. Если оба полушария освещены, одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разное время года. Стр. 23 «Мир вокруг нас».

Дети, а вы любите, фотографироваться? (фотографирую детей). У вас много ваших изображений. А вот Земля тоже любит, чтоб у ней были фотографии.

И чтобы изобразить большую территорию Земли – область, страну или всю Землю составляют карту. Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Показываю детям карту изображения Земли, условно разделенную на два полушария – западное и восточное.

Но у Земли есть не только карта, но и модель – глобус, его изобрели ученые.

Он нужен, для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму. На глобусе размеры планеты уменьшены в десятки миллионов раз. Они еще меньше чем на карте. (Дети рассматривают карту и глобус).

  1. Какую форму имеет наша Земля? (шара).
  2. Как называется наружный твердый слой Земли? (корой)
  3. Что находится глубже коры? (мантия)
  4. Что находится глубже мантии? (ядро).
  5. Чем окружена Земля? (воздушной оболочкой – атмосферой).
  6. Сколько слоев имеет атмосфера? (несколько).
  7.  Какой слой является более важным для человека?  (тропосфера).
  8. Что образуется в тропосфере? (образуются облака, рождаются грозы, ливни, снегопады).
  9. Почему происходит смена дня и ночи? (потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца).

Вывод: Земля имеет форму шара, земная кора – наружный твердый слой. Земля окружена оболочкой, особенно важен для человека воздушный нижний слой тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни, снегопады. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. 

А сейчас у нас с вами задача – оценить, как мы с вами поработали на занятии. А оценкой будет служить солнышко. Кто хорошо работает, солнышко радуется и улыбается. А если у детей плохо получается, солнышко грустит. Выбирайте себе солнышко по заслугам, а для этого вспомните – правильно ли вы отвечали и выполняли задания. Дети объясняют свой выбор.

Я очень рада, что вы так хорошо работали на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".

Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"

Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...

Проект "Земля отцов - моя земля"

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...

НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"

Открытая непосредственно-образовательная деятельность  для детей подготовительной группы и их родителей к  23 февраля....