Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ладыгина Ольга Тимофеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_internet.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»

Цели:

  1. формировать экологическую культуру у детей;
  2. прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

Развивающие:

  1. вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  2. совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  1. воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  2. вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

  1. уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
  2. формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование:

Картинки и фотографии зимующих  птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационная часть.

- Доброе утро! - птицы запели -

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам!

Ребята, скажите,  пожалуйста,  какое сейчас время года?  Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из  их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

Пусть снег вокруг искриться

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.  

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

 В: Послушайте, как синичка поёт  (запись на СD-диске).

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка.  Это очень шустрые и бойкие птички.  Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.  

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу. 

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

В: Послушайте, как снегирь  поёт (запись на СD-диске).

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег,  снегирь повсюду  становится очень заметным,  благодаря своей красной грудке.  Держатся снегири  на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.  

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки  помещается на выставку-доску.

В: Послушайте, как трещит  сорока  (запись на СD-диске).

Сорока -  белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная.  Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и  утащит в своё гнездо.  

 Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Ворона…

Картинка с изображением вороны  помещается на выставку-доску.

В: Послушайте, как ворона каркает (запись на СD-диске).

Ворона -  важная, горластая.  Вороны  бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет  роль  сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением  дятла помещается на выставку-доску.

В: Послушайте, как стучит дятел  (запись на СD-диске).

Дятел -   большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит  гнездом.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Картинка с изображением  воробья  помещается на выставку-доску.

В: Как   чирикает воробей? (чик-чирик)

Воробей -  весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей.   Это очень неприхотливые птички.

В:  Голуби – воркуют, доверчивые птицы.

Как голубь воркует?  (гру-гру)

В: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)

В: Как можно назвать этих птиц одним словом?  (зимующие)

Физкультминутка  

Руки  подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

В: Сейчас поиграем в игру на внимание   «Какой птички не стало?»

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц.  Дети закрывают глаза, а воспитатель  незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: « Какой птички не стало»?)

В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.  Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

В: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку.  На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы  спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годиться.

Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.

Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.

Голуби любят крупу и хлеб.

Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

ИГРА - СТИХОТВОРЕНИЕ  «НА КОРМУШКЕ»

В: Сейчас мы с вами поиграем.  На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась (дети подходят, берут птицу и садятся на своё место).

В: Представьте, ребята, что вы -  птицы. Я  читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку»  (дети садят птицу на магнитную доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

В: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).

111.  Заключительная часть.

В: Ребята, что вам понравилось  сегодня делать больше всего?  (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали?  (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Животные жарких стран".

В данном конспекте представлена работа с современным игровым оборудованием (играми: "Сенсино" и "Сырный ломтик", "Кочки" и "Лабиринт"), а также используется мимио-проект о животных....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме: «Рассматривание репродукции художника В. Васнецова «Снегурочка»».

Данное занятие развивает эстетические чувства, восприятие, интерес к искусству, а также формирует бережливое отношение к произведениям искусств....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе детского сада "Морской берег"

Совместная деятельность взрослого и ребенка по образовательной области "Художественное творчество"Аппликация из камней и ракушек "Морской берег"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Моя родословная».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Моя родословная»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада (образовательная область «Речевое развитие») Тема: «Все работы хороши — выбирай на вкус!»

Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова «профессия», развивать речь, внимание, вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни, упражнят...