Хранители традиций народной игрушки
статья по окружающему миру по теме

Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.

например: когда я работала в малыш. группе мы  брали занятия по сенсорике как раз вот с матрешкой. Небольшая матрешка в неё три матрешки. Для дидактических игр была большая матрешка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hraniteli_tradiciy_narodnoy_igrushki.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Хранители традиций народной игрушки»

 Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX века.

Замечательные собрания игрушек народов разных стран можно увидеть в музеях Берлина, Стокгольма, Парижа.

Русские игрушки неслучайно называют народными. Их действительно создавал народ. И каждая хранит тепло рук мастера, вложившего в него свою душу.

Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.

например: когда я работала в малыш. группе мы  брали занятия по сенсорике как раз вот с матрешкой. Небольшая матрешка в неё три матрешки. Для дидактических игр была большая матрешка.

Важно создавать такие условия, чтобы ребенок не только играл с игрушкой, но и учился любоваться ею. Для этого необходим эмоциональный настрой, который можно создавать с помощью стихов, музыкального сопровождения. Хорошо проводить занятия – развлечения с использованием фланелеграфа: он позволит увидеть плоскостное изображение матрешки, почувствовать красоту и яркость красок, расположение узора.

У нас в этой группе на стене висела плоскостная матрешка, и дети нанизывали на шарик красивые яркие цветы, сшитые из ткани, вот, пожалуйста, дети могли увидеть и почувствовать красоту матрешки.

Детей средней группы детского сада знакомим с дымковской и филимоновской игрушкой, её историей, конструкцией, цветом росписи.

Программа старшей и подготовительной к школе групп усложняется: здесь дети знакомятся с такими игрушками, как богородская и каргопольская. Работа проводится в определенной последовательности – это история игрушки, материал из которого она изготовлена, фои, и элементы росписи, колорит, способы производства.

Такую работу желательно проводить на занятиях по изобразительному искусству (раз в месяц начиная со старшей группы). Даже можно взять кружковую работу по народной игрушке или в свободное от занятий время.

Дети должны получить такой запас знаний и умений, который пригодится им в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Необходимо рассказать и о мастерах, создающих народную игрушку.

Богородская игрушка.

Народные умельцы мастерят деревянные резные игрушки, которые могут использоваться как и глиняные на занятиях декоративной лепкой.

Село Богородское находится вблизи Сергиев Посада, что в Московской области. Более трехсот лет живут здесь резчики по дереву, бруски липы в умелых руках превращаются в забавные фигурки. (перед тем как стать игрушкой, дерево должно сохнуть два года).

Богородские игрушки чаще не окрашенные, но иногда расписные – это такие мелкие игрушки, как куры, птицы на подставке с подвижным устройством и другие.  Все они имеют ярко выраженные стилистические особенности, которые хотя и менялись со временем, но в основном сохранили традиционные особенности.

Режут фигурки из целого бруска, для чего делают заготовки раной формы.

Если хотят вырезать медведя на подставке, то заготовку делают треугольной формы, а если фигурка располагается горизонтально по отношению к подставке, берут кругляк древесины, распиленный вдоль или крайнюю часть кругляка.

Игрушку  украшают резьбой, некоторые их части делают подвижными. Делают это различными способами: одни крепятся на подставках-тумбочках, внутрь которых вставляют пружинку, приводящую фигурку в действие; другие игрушки выполняют на планках-разводах (медведь и мужик стучат молоточками).

Есть игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом – груз раскачивается и тянет за собой нитку, которая приводит в действие.

Традиционным игрушечным образом является медведь. Он обычно выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя, то с корзиной грибов или малины, то с гармошкой, а иногда в роли обманутого хитрым мужиком.

Традиции богородской игрушки передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Известным мастером богородской резьбы является Николай Иванович Максимов.

Каргопольская игрушка.

Каргополь – древний русский город. С давних времен его жители занимались гончарным делом, лепили из глины посуду(горшки, крышки, миски для сметаны) и игрушки.

В 1967 году в Каргополе были созданы мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек, среди которых особое место занимают полуфантастические образы, связанные с языческими праздниками, включавшие музыку, пляски. Игрушки свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими дымковскими и филимоновскими игрушками фигурки этого северного края могут показаться суровыми из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета.

В основном  Каргопольской игрушке прослеживается деревенская тема – это бабы – крестьянки с корзинами или птицами в руках, куклы с пряниками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции: веселые седоки в санях, танцующие фигуры, катание на лодке и т.п.

Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведей, зайцев, собак, свиней, гусей, уток.

Каргопольская игрушка отличается условностью форм, пропорций, росписи. Все фигурки – с короткими руками и ногами, с удлиненным туловищем, толстой и короткой шеей, сравнительно большой головой. Мужчины всегда с окладистой борой, которая выполняется способом оттягивания из глины от общего объема головы.

 У женщин юбки сделаны в виде колокола, что и может создать впечатление приземленности, но талии кукол вытянуты и это уравновешивает фигуры, делая их стройными.

Мастера используют желтый, голубой и оранжевые цвета, которыми расписывают пуговицы, бусы, клювы у птиц. Основными элементами орнамента является комбинации из пересекающих линий, кругов, веточек из листьев, елочек, точек и полос.

Калининская игрушка.

Глиняную игрушку изготавливают и в других областях России: Орловской, Рязанской, Курской Тамбовской, Воронежской, Калужской и Тверской, (ранее Калининградской0 области. Недавно стали мастерить игрушки в частности глиняных птиц, украшенных налетами и росписью, выполненной эмалевыми красками: синий, голубой, белой, черной, оранжевой, зеленой, красной. Узор состоит из мазков, кругов, точек.

Филимоновская игрушка

Народным промыслом, является деревня Филимоново Тульской области, где делают игрушки из белой глины. Сейчас в деревне организованы мастерские, где работают мастерицы.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны: это барыни, крестьянки, солдаты с погонами, танцующие пары, наездники на лошадях, а так же коровы, бараны с туго закрученными рогами, лиса с петухом.

У всех игрушек пластичные туловища, вытянутые шеи с маленькими головками. У барынь высокие колоннообразные юбки с незаметным расширением к низу, верхняя часть по сравнению с юбкой кажется меньше, а маленькая головка убрана в шляпку. Забавны игрушки, изображающие длинноногих долговязых солдат в приталенных френчах и полосатых штанах.

Филиминовские игрушки очень веселые. В росписи преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белые цвета.

Элементы просты: полосы, дуги, точки, звезды, которые очень красиво смотрятся на юбках и фартуках. Коней, баранов, коров, украшают полосами. Лица фигурок белые, и лишь чуть заметными штрихами и точками намечены глаза, рот, нос.

Филимоновские игрушки большей частью представляют собой свистульки, с которыми дети очень любят играть.

Ознакомление дошкольников с народной игрушкой давно проводится на занятиях по изобразительному искусству (раз в месяц начиная со старшей группы), но и на занятиях по рисованию и лепке, на котором внимание следует акцентировать на знакомстве старших дошкольников с художественными средствами народной игрушки.

Вот некоторые из них:

  1. эстетическое содержание (тема, образ, идея)
  2. объем
  3. архитектоника (соответствие частей игрушки, то есть их пропорциональное отношение).
  4. круговая композиция (необходимо чтобы игрушка выглядела объемной).
  5. динамика (например, поза, положение головы и т.д.)
  6. Функциональное назначение (матрешка – богородская для головы и т.д.)

Большое место на занятиях по лепке необходимо отвести обследованию народной игрушки, которое должно быть направлено на формирование ее эстетического восприятия.

Обследование включает следующие этапы:

-взять игрушку в руки потрогать, определить размер

-определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость)

-уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное) которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположения налепов;

-рассмотреть со всех сторон;

-установить пропорциональность туловища и голов;

-рассмотреть по частям;

-обследовать фигуры с закрытыми глазами.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой разнообразны, но, к сожалению, в практике дошкольных учреждений используются не в полном объеме.

 Лишь некоторые из них:

1.Занятие по изодеятельности.

2. Праздники и развлечения, в том числе с использованием театра на фланелеграфе (можно обыграть персонажей любой сказки, например «петушок и бобовое зернышко», «Курочка ряба» и др).

3. Дидактические игры («Разные картинки», «Составь узор на козлике», «Барыни и барышни», «Лошадки»).

4. Самостоятельная художественная творческая деятельность детей.

В уголке изобразительной деятельности необходимо иметь достаточное количество трафаретов с изображением разных видов народной игрушки, наборов элементов для составления орнамента, нетрадиционных изобразительных материалов для росписи (печатки, тычки, ляпушки и т.д)

5. Работа с родителями (совместное проведение праздников «Ярмарка», «Праздник свистульки», стихи о народной игрушке в родительском уголке для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...

Методический паспорт проекта Цель проекта: • формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой.

Методический паспорт проектаЦель проекта:·        формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой....

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....

Мастер-классы " Народная игрушка -путь к возрождению народных традиций"

Мастер-классы создания разных видов народной игрушки  с пошаговым описанием и фото....

старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"...