формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Старченко Светлана Михайловна

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старченко С.М.

воспитатель первой категории 

МБДОУДСКВ № 77 «Эрудит»

Тема «Формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями».

 Цель моего выступления: познакомить педагогов с процессом ознакомления дошкольников с профессиями через использование проектной деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, что, в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость. 

Центральным звеном в содержании образовательной области «Труд» программы «Истоки» в старшей группе  выступают представления о профессиях взрослых. Это обусловлено тем, что именно представления о труде, о профессиях обеспечивают, с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – воспитания нравственных отношений к миру.

Цели дошкольного образования,  связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников,  не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания,  так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.

Таким образом,  учитывая важность выше сказанного,  я определила тему моей работы «Формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями».

Слайд № 1

С целью выявления уровня представлений детей о труде взрослых, мною было проведено педагогическое обследование детей. За основу была взята методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик.  

Слайд № 2.

        

Полученные результаты представлены в гистограмме.

Результаты показали, что в большинстве случаев дети недостаточно полно ориентируются в профессиях,  не осознают их социальную значимость, ценность профессии, не выделяют результат труда. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий.

Я считаю, что метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Исходя из выше сказанного и опираясь на результаты педагогического обследования, учитывая принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и опираясь на программу «Истоки», свою работу я выстроила в форме проектной деятельности, включающей в себя разнообразные формы и методы работы с детьми.

Проект «Все работы хороши». Длительность проекта 7 месяцев. Цели и задачи проекта представлены перед Вами на слайде.

Слайд № 3.

Проект включает в себя четыре этапа.

   I этап – Подготовительный:

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, разработка конспектов занятий, бесед по ознакомлению детей с профессиями, прогнозирование результата.

II этап- Организационный: 

Слайд № 4

Работа над проектом подразумевает сотрудничество педагога, родителей и детей. Мною была определена роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

Структура организационного этапа:

  1. Оформление информационного стенда для родителей.
  2. Консультации по разрабатываемой теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?» и т.д.
  3. Для включения родителей в проектную деятельность я провела родительское собрание, одним из вопросов которого было «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка.

Слайд № 5

  1. На этом же этапе был составлен календарно-тематический план, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей. Образец плана представлен перед Вами на слайде.

Слайд № 6

  1. Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых является организация развивающей предметной среды. С этой целью в рамках данного проекта велась работа по отражению темы проекта в каждом уголке группы: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями. В ходе совместной деятельности  родители оказали помощь в оформлении, пополнении уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами, дополнительным пошивом спец. одежды.

Слайд №8

III этап - Познавательно-творческий: 

В ход данного этапа входит реализация основных видов деятельности по плану проекта: (На слайдах представлена реализация данного этапа проекта)

-Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий.  Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых я обращала внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. 

Слайд № 9

-Непосредственно образовательная  деятельность «Весёлые поварята», «Волшебный семицветик» и др. Для реализации задач использую технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование). Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие). Занятия сопровождались беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё  это позволяло детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии.  

Слайд № 10 

-Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр, игр с использованием интерактивной доски. Эти игры были направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.

Слайд № 11 

-Изобразительная деятельность и художественное творчество. Например, детям было предложено нарисовать представителей одной из профессий. Они сами выбирали ту профессию, которую они хотят нарисовать. Важное место отводилось беседам по рисунку.

Была оформлена выставка «Все профессии нужны, все профессии важны»

Слайд № 12.

-Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно бытовой. Дети видели результат своего труда, его значимость для других.

Слайд №13

-В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно - ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника» и т.д. В ходе этих игр ребята закрепляли знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорило то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.  

IV этап - Заключительный:

На  заключительном этапе проекта был проведён анализ деятельности, обобщение результатов работы.

Совместная работа педагогов и родителей с детьми по формированию представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста позволила добиться положительной динамики.  Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая.

Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через дидактическую игру"

В данной презеньации рассматривается влпрос о формировании представлений о труде взрослых у дошкольников...

Проект по теме "Формирование представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет"

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в пери...

Методическая разработка Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни...

«Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

           Знакомство с профессией - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочаро...