Проект "Наш город"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щербакова Елена Сергеевна

Проектная деятельность в старшей группе по ознакомлению с родным городом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка»                            города Белореченска МО Белореченский район

                                 Инновационная деятельность

ПРОЕКТ

«Наш город»                                              (средняя группа)

                                                               

    Руководитель: Алексеева Наталья Валентиновна                                         Экспериментатор: Щербакова Елена Сергеевна

                                                                   

                                                           

                                                                     2012 год

                                                                                                                                                                                                                                       

                                     Проект: «Наш город»

Актуальность

          У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.

Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений.

 У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

 Я  хочу, чтобы город, в котором мы живем, стал для ребят  любимым. Этот проект посвящается  городу Белореченску -  Родине наших воспитанников.

Цель проекта:

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу,  расширение кругозора.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о городе Белореченске, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях - тружениках.

2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города,

3.Воспитывать уважение к труду – белореченцев, создающих красивый город.

4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

Тип проекта:

- познавательный;

- групповой;

- средней продолжительности (2 месяца)

Методика:

Проблемно-поисковые, личностно – ориентированные , здоровьесберегающие  технологии.

 Участники проекта: 

  1. дети средней  группы
  2. родители

Прогнозируемые результаты:

  1. открытие с детьми своей «малой Родины»;
  2. адаптация, самореализация дошкольника в городском социуме.

                                         Схема реализации проекта

Образовательная        область

  Виды детско – взрослой деятельности

Изобразительная  деятельность

Создание выставки   рисунков ( сотворчество детей и родителей)   «Моя малая Родина»,  «Улица на которой я живу»

 Социализация

Организация сюжетно – ролевой игры «Достопримечательности нашего города»; Образовательные ситуации: «Город фонтанов»,  «Мой Белореченск»

 Коммуникация

Рассказывание детей по теме: «Наш город – Белореченск», беседа на тему: «Мой многонациональный город»

Познавательное   развитие

Экскурсия в мини – музей  «Наш город», Экспериментальная деятельность «Создание совместно с детьми плана – карты нашего детского сада»

Художественная литература

Знакомство детей с пословицами и поговорками ; Чтение стихов : «Мой любимый город»,  Чтение рассказа  « Я живу в городе».

Социально – нравственное воспитание

Проведение тематических образовательных ситуаций, индивидуальных бесед , оформление фотоальбома «Наш город  - Белореченск» ,  праздник «Наш любимый город»

                                 

                                 

                                        Этапы работы над проектом

        Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Познавательный этап

1.Составляют  рассказы о том, где они в нашем городе любят гулять с мамой , любимые места.                          

2.В самостоятельной деятельности создают рисунки нашего города

1.Читает рассказы и стихи о городе.  

2.Оформляет выставку детских работ.

Формулирование  проблемы

1.Осознают и лично воспринимают проблему. 2.Принимают задачи проекта

1.Формулирует проблему. Проблема: « К нам прилетел Лунтик, он никогда не был в нашем городе,  просит детей провести для него экскурсию по городу Белореченску»

 Цель: нарисовать достопримечательности города.      

3.Формулируют задачи.     --узнать , что такое достопримечательности города  

 -выбрать изобразительные материалы.                              -Определить последовательность изображения.

Систематизация информации о городе Белореченске

Диалоговые беседы: 1.«Достопримечательности нашего города».   2.«Настроение человека »

1. Экскурсия по городу Белореченску. При этом обращалось внимание на то какие у нас улицы, какие у них названия.

2.Проводит беседы: « Наш город»

3. Оформили фотоальбом «Достопримечательности города Белореченска»

4.Просмотрели открытки с видами города

5.Организовали экскурсию по ближайшим улицам города, предприятиям.

Практическая деятельность детей

1.Выбирает изобра –зительные матери алы.                                      2.Совместно  составляют схему  последовательности изображения улицы.                 3. Экспериментирование с красками в поисках цвета дороги.                   4. Рисование по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности.                  

1.Представляет различные изобразительные материалы.                                       2.Оказывает практическую помощь  (по необходимости).                                    3.Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность.                                 4. Организует подгрупповую работу.

  Оформление

1.В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты

плана, анализируются результаты.

2.Оформляют фотоальбом «Наш город – Белореченск»

Помогает в оформлении альбома

  Презентация

1.Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, песню.                           2.Представляют продукт деятельности. Проводится праздник «Мой  город - Белореченск» с участием родителей, интересных людей города, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершённых практических делах.

Принимает участие в   защите проекта.

Создаёт презентации «Мой город – Белореченск»



Предварительный просмотр:

                               Образовательная деятельность

                                   Тема: «Мой Белореченск»

Задачи:                                                                                                                  1.Познакомить детей с историей города Белореченска.                                          2.Учить правильно понимать пословицы и поговорки.                            2.Развивать познавательную деятельность ребёнка, умение понимать неразрывную связь «прошлое» и «настоящее».                                                                                                     3.Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город, горожан, живущих в нашем городе.

Материал и оборудование:                                                                                                  макет реки Белой,  «волшебная палочка», фотографии с изображением                        г. Белореченска, картинки с изображением рыбы, кукла в казачьем костюме.

Предварительная работа:                                                                                                    Беседа «Наш город», изготовление фотоальбома «Мой Белореченск», оформление выставки рисунков «Цветы нашего города». Разучивание стихов о городе Белореченске, разучивание  пословиц и поговорок о Родине.

Методика:                                                                                                            технологии обеспечения эмоционально – психологического благополучия ребёнка, здоровье сберегающие технологии, технологии направленные на разностороннее и творческое развитие ребёнка.

Гипотеза: Ребята что было бы если бы не было в нашем городе речки? (Ответы детей.)

                           Ход образовательной деятельности

Сюжет – завязка

Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите мне о чем оно.

Чтение стихотворения «Белореченск» Н. Панченко                                                                                      

В уютном парке звонкие качели,                                                                   Веселье праздника доносят голоса.                                                                            Проходят дни, сменяются недели,                                                                                              Ты, Белореченск, радуешь глаза.

Наш Белореченск – город возле Белой,                                                                                           К тебе  любовью тянуться пути.                                                                                                     Ты наполняй сердца людские верой,                                                                                     В прекрасное надеждою свети.                                                                                    

Цветеньем лип, листвой резною клёнов,                                                                                          В огнях витрин под музыку души                                                                                                                       Ты радуй всех, наш городок зелёный,                                                                                         К беде людской на помощь поспеши.

И славен ты частушкою казачьей,                                                                                                              И красотой возделанных полей.                                                                                            Не цвёл бы ты  - и жизнь пошла иначе!                                                                                Но без тебя в ней не было б светлей.

Воспитатель: Ребята, о чем было это стихотворение?  (Ответы детей)                     Воспитатель: Правильно ребята, я прочитала стихотворение о нашем городе Белореченске.

Воспитатель:  Белореченск это наша малая Родина. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину, свой родной город Белореченск.                                                                                                                                                                                                      Воспитатель: Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

Дети читают поговорки и пословицы:

«Человек без Родины, что птица без песни»                                                                           «С родной земли – умри не сходи»                                                                                         «Нет в мире краше Родины нашей»                                                                                   «Берегите землю родимую, как мать любимую».

Развитие сюжета:

Воспитатель: А знаете ребята, почему наш город назвали Белореченск?                           Дети : Белореченск стоит на реке Белой.                                                                                                                               Воспитатель:  Я  вам расскажу интересную историю о том, как появился наш город. И почему его так назвали. Слушайте внимательно.                                                                               Это было очень давно, когда на Кубани не было ни городов, ни станиц, а только лишь сплошные леса. Царица Екатерина II даровала грамоту казакам на владение Кубанскими землями, в благодарность за верную службу.                                                                           Воспитатель: Ребята, вы знаете кого называли казаками?                                                                Дети: Казаки – это люди, которые несли службу и охраняли границу.                                     Воспитатель: Правильно, казаки – это воины, которые служили царице, охраняли границы России.                                                                                      Так вот место под будущую станицу Белореченскую казаки выбрали на берегу красивой реки  - Белой. В Белую впадают ещё две реки : Пшеха и Пшиш.

Ребята, посмотрите, здесь лежит какая то записка. Эта записка от казачки Дарьи она приглашает нас к себе в гости. Дарья живёт на берегу реки Белой. Давайте и мы туда отправимся.                                                                       Ребята, а на чём раньше казаки ездили?                                                                         Дети: На лошадях, телегах запряжённых волами.                                                     Воспитатель: Давайте и мы поедем на лошадях.                                                        Проводится  подвижная игра  «Лошадки».

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали.  Посмотрите какая красивая река перед нами раскинулась.  У меня есть волшебная палочка, мы  можем оживить речку.                                                                                                    (Воспитатель волшебной палочкой  оживляет речку.)                                                                                              Воспитатель: Ребята, давайте поговорим с реченькой .                                                                                    Реченька. Здравствуйте, ребята, я река Белая, пришла к вам с крутых гор. Я одна из крупных рек  Краснодарского края. Существует много легенд о том, почему меня так назвали. Вот одна из них.

           Однажды абадзехский князь привёз из военного похода знатную пленницу и поселил её в крепости «Физябго». Пленницу звали Беллой. Пленённый её красотой князь женился на пленнице. Гордая пленница ненавидела своего похитителя и мечтала о побеге. В одну из ночей она ударила князя кинжалом и сбежала из крепости. За ней была послана погоня. Пленница поняла, что от погони ей не уйти и тогда бросилась она с обрыва в клокочущие волны реки. Князь выздоровел после ранения и часто приходил на место гибели своей возлюбленной. А в честь неё решил назвать реку, её именем. Вот такая легенда существует о том почему меня назвали Белой.                                                                                                                                         Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, река помогала жить казакам?   (Ответы детей.)                                                                                                                    Воспитатель: Почему казаки выбрали место у реки для расположения станицы? ( Ответы детей).                                                                                                               Воспитатель: Ребята, не зря казаки выбрали место у реки. Река помогала им выжить. Она кормилица и поилица. А рыбы сколько водилось в реке : караси, щуки, сомы, краснопёрки. Посмотрите, а вот и наша Дарья идёт, посмотрите сколько рыбы несёт.                                                                                                                                                Давайте посмотрим, что за рыба у неё.                                                                                          ( Проводится   игра «Караси и щуки»).                                                             Воспитатель: О нашей реченьки сложено много стихов. Мы с вами их учили. Давайте порадуем речку Белую расскажем для неё стихи.                                             ( Дети читают стихи о реке Белой).                                                                                                                                                        Снег весною тает                                                                                                                                            С гор бегут ручьи                                                                                                                            Солнце воспевает в роще соловьи                                                                                                                                                                    С детства мне знакома и душе близка,                                                                                  Как частица дома – Белая река.                                    

Ты была когда-то чистым ручейком,                                                                                              А теперь закаты растворились в нём                                                                           Пусть поют с тобою в небе облака                                                                                                       Ты всегда со мною,  Белая река!

Реченька: Да ребята, люди всегда любили меня, посвящали мне стихи, песни. Восхищались моей красотой. Я и вас приглашаю на свои берега.             До встречи!

Воспитатель: Не зря выбрали казаки место для станицы на берегу реки Белой. Строили казаки станицу по плану. В центре станицы – площадь, церковь, школа, а вокруг хаты – курени. Так и жили казаки. Выращивали хлеб, сажали сады, растили скот. А самое главное – охраняли южные границы от набегов врагов. Земля наша стала ещё красивее от нарядных белых хат, цветущих садов, ярких цветов, которые выращивали казачки на своих подворьях.

И сейчас ребята, посмотрите какой красивый город стал наш Белореченск. Много цветов, фонтанов, парков.                                                                             (Проводится подвижная игра «Цветы на полянке». )                                                       Дети прощаются с Дарьей, рекой Белой, благодарят их за интересный рассказ и уходят.



Предварительный просмотр:

                                   Образовательная деятельность

                               Тема: «Белореченск – город цветов»

Задачи:                                                                                                                                  1.Дать детям представление о достопримечательностях города Белореченска.  2.Учить детей правильно произносить их названия.                                                 3.Развивать уважительное отношение к жителям города Белореченска.                                                                                                                                                              4.Воспитывать любовь к городу в котором мы живём.

Материал и оборудование:                                                                                                                                          Фотографии с изображением достопримечательностей города Белореченска, фотографии с изображением цветов на клумбе, альбомные листы, акварель, кисти, салфетки, баночки с водой, макеты цветов. Семена цветов, совочки, грабельки, леечки, цветочные горшки с землёй.

Предварительная работа:                                                                                                      Экскурсия по городу, рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города Белореченска беседа о нашем крае, чтение и разучивание стихов, конкурс рисунков «Мой Белореченск».                                                    

Методика:                                                                                                                   обеспечения эмоционально – психологического благополучия ребёнка, технологии направленные на разностороннее и творческое развитие ребёнка,   детского экспериментирования.

Гипотеза: Ребята, что было бы, если бы в нашем городе не было цветов? (Ответы детей)

                               Ход образовательной деятельности

Сюжет – завязка:

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас на столе лежит какой то цветок, он необычный, у этого цветка разные лепесточки. Давайте хорошо их рассмотрим.  На каждом лепесточке изображены какие  цветы на клумбах.                                                                                                                                 Ребята вы  узнаёте эти места? (Ответы детей.)                                      Воспитатель: Правильно, на этих фотографиях изображены цветы  нашего города Белореченска. Давайте хорошенько рассмотрим их и расскажем, что мы знаем о Белореченске.

Развитие сюжета:

Воспитатель:  Кто из вас знает почему так  назвали наш город?                          (Ответы детей)                                                                                                            Воспитатель: Правильно,  наша река берёт своё начало  в высоких горах Кавказа. Дно реки на всём протяжении каменистое и песчано-гравийное, вода в реке быстро очищается и становится чистой, белой. В честь реки и назван наш город.  Мы с вами ходили на экскурсии и наблюдали как меняется наш город. Кто из вас скажет какие здания, учреждения, заводы, фабрики изображены на этих фотографиях.? (Ответы детей.)                                                                                                     Воспитатель: Молодцы,   всё что вы сейчас назвали и есть достопримечательные места нашего города. Этим он и отличается от других городов.                                                                                                           Воспитатель: Кто знает как называется главная улица нашего города?                                                                   Дети: Улица Ленина.                                                                                                    Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть в городе  любимый уголок, куда вы любите ходить, играть, отдыхать. ( Ответы детей.)                                                                                                 Воспитатель: А чем это место вам нравится? ( Ответы детей.)                             Воспитатель:  Давайте вспомним стихотворение о нашей малой родине городе Белореченске.

На Кубани, на Кубани синий краешек степей                                                Расцветает  Белореченск город юности моей                                                            Белореченские зори, всюду песни для души                                                                                                                          Белореченские зори до чего же хороши!                                                                                        И когда приходит в город беспокойная весна                                                             Расцветает Белореченск цветом каждого окна,                                                                               На деревьях возле Белой рано птицы гнёзда вьют                                                    Белореченские зори всюду песни от души                                                         Белореченские зори до чего же хороши!

Воспитатель: Какое красивое стихотворение о нашем городе!                                                                                                                                                                        Воспитатель: Ребята, а ещё наш город очень красивый потому, что разбито очень много клумб, на которых растут очень красивые цветы. За ними следят специальные люди, их  называют  «озеленители».                                                                          У нашего Ромы мама тоже работает «озеленителем»   и сей час Рома расскажет о работе своей мамы. Ему было дано домашнее задание узнать побольше о её работе. (Рома рассказывает о работе озеленителя.)                                                                                                           Воспитатель: Я хочу вам предложить самим превратиться в цветочки.

                Проводится подвижная  игра «Выросли цветочки»                                           

Воспитатель: Ребята, давайте наш детский сад тоже украсим цветами.                                                                                                                                 Воспитатель: Для этого мы разделимся на две команды. Одна команда будет рисовать цветы, а другой команде я хочу предложить  посадить цветочки на клумбе,  чтобы наш город стал ещё красивее.                                                                    

Предварительно проговаривается вся технология рисования цветов.                    Потом команды меняются.                                                                                              Воспитатель: Ребята, скажите что такое малая Родина? (Ответы детей.)                      Детский сад мы можем назвать « малой Родиной?»  (Ответы детей.)               Правильно, детский сад – это уголок в котором мы с вами живём.  Посмотрите,  он стал ещё красивее, после того как мы с вами  украсили его цветами.                                                                                                                      

После окончания образовательной деятельности звучит музыка «Вальс цветов».



Предварительный просмотр:

                                                               Беседа

                                   Тема: «Мой многонациональный город»

Задачи:                                                                                                                                                           1.Учить детей вести диалог со взрослым и сверстниками.                               2.Развивать у детей чувство патриотизма,  талерантности, гордости за свой город.                                                                                                                      3.Воспитывать уважение к жителям города Белореченска.  

Материал и оборудование:                                                                                  Фотоальбом с изображением достопримечательностей города Белореченска.

Предварительная работа:                                                                                                                                                                                            Выставка детских рисунков «Мой Белореченск», «Моя малая Родина», экскурсия по городу Белореченску, посещение музея кубанской культуры.

Методика:                                                                                                                          технологии направленные на разностороннее и творческое развитие ребёнка, технологии обеспечения эмоционально – психологического благополучия ребёнка.    

Вопросы к беседе:

1. Ребята, что такое Родина?

2.Как называется наша страна?  (Россия)

3.А что такое малая Родина?

4.Как называется наша малая Родина? ( Белореченск)

5.Как называются люди которые живут в нашем городе? (Белореченцы)  

6.Кто знает, люди каких национальностей проживают в нашем городе?

7.Саша, ты знаешь какой ты национальности? ( Русский)

8.А ты, Алина, какой национальности? (Грузинка.)

9.Тарон, а ты какой национальности? (Армянин)

10. Ребята, а какие ещё национальности   вы знаете? (Ответы детей)

- Наш город многонациональный,  и люди разных национальностей живут в нём очень дружно.  И в нашем детском саду все дети очень дружные. Не важно какой национальности человек, нужно уважать и любить людей всех национальностей, ведь все мы называемся одним словом – Россияне.                         А те люди которые живут в нашем городе Белореченске – белореченцы.  Ведь наша страна такая большая, а наш город Белореченск такой красивый. Давайте посмотрим  фотоальбом с достопримечательностями нашего города.                              Ребята, а какие поговорки о родине вы знаете?                                                                  Дети читают поговорки и пословицы:

«Человек без Родины, что птица без песни»                                                                                 «С родной земли – умри не сходи»                                                                                           «Нет в мире краше Родины нашей»                                                                                   «Берегите землю родимую, как мать любимую»

       А теперь давайте все вместе вспомним стихи о городе Белореченске.                                                          

                        Чтение стихотворения «Белореченск» Н. Панченко                                                                                      

В уютном парке звонкие качели,                                                                                              Веселье праздника доносят голоса.                                                                            Проходят дни, сменяются недели,                                                                                              Ты, Белореченск, радуешь глаза.

Наш Белореченск – город возле Белой,                                                                                           К тебе  любовью тянуться пути.                                                                                                     Ты наполняй сердца людские верой,                                                                                     В прекрасное надеждою свети.

Цветеньем лип, листвой резною клёнов,                                                                                          В огнях витрин под музыку души                                                                                                                       Ты радуй всех, наш городок зелёный,                                                                                         К беде людской на помощь поспеши.

И славен ты частушкою казачьей,                                                                                                              И красотой возделанных полей.                                                                                            Не цвёл бы ты  - и жизнь пошла иначе!                                                                                Но без тебя в ней не было б светлей.

Подводится итог беседы.

                                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Достопримечательности города Белореченска ПАРК ЖЕЛЕЗНОДОРОХНИКОВ Ж/Д ВОКЗАЛ г. БЕЛОРЕЧЕНСКА ПАМЯТНИК ЛИКВИДАТОРАМ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ А С ПАМЯТНИК ВОИНАМ ПОГИБШИМ В ВОВ ОО «Социализация»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Экологический проект "Мой город-чистый город"

Экологический проект во 2 младшей группе...

Сценарий мероприятия по проекту «Мой город Волгодонск »: « Мой город самый лучший на Земле».

Сценарий мероприятия по проекту «Мой город Волгодонск »:« Мой город самый лучший на Земле».Автор: Балковская Лилия Дмитриевна, воспитатель ГБУ СОН РО «СРЦ г. Волго...