Прогулка по экологической тропе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прогулка по экологической тропе.

 

 

 

Цель:

Продолжать учить детей различать и называть деревья лиственные, хвойные, фруктовые на территории детского сада. Формировать навыки поведения с объектами природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

 

 

Словарная работа:

Деревья лиственные, хвойные, фруктовые, ель, сосна, берёза, рябина, липа, эмблема-медальон, обереги-правила.

 

 

Предварительная работа:

Наблюдения и беседы во время прогулок. Дидактические игры «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки».

Разучивание загадок и стихов о деревьях И.Токмаковой, П.Воронько, Т.А.Шарыгиной.

Экологическая игра «Узнай правило».

 

 

Организация занятия:

Занятие проводится на открытом воздухе, в мае, в первую половину дня.

 

 

Материалы:

Карта-схема экологической тропы, знаки-правила поведения на природе, эмблемы-медальоны, мешок для мусора, листья с разных деревьев, Знайка – участник, ребёнок заранее подготовленный.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_po_ekologicheskoy_trope.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по экологии

Тема:

«Прогулка по

экологической тропе»

Составила

и провела

воспитатель

Пухова Е.В.

ГБОУ д/с №1196

г. Москва, 2012г.

Прогулка по экологической тропе.

Цель:

Продолжать учить детей различать и называть деревья лиственные, хвойные, фруктовые на территории детского сада. Формировать навыки поведения с объектами природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

Словарная работа:

Деревья лиственные, хвойные, фруктовые, ель, сосна, берёза, рябина, липа, эмблема-медальон, обереги-правила.

Предварительная работа:

Наблюдения и беседы во время прогулок. Дидактические игры «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки».

Разучивание загадок и стихов о деревьях И.Токмаковой, П.Воронько, Т.А.Шарыгиной.

Экологическая игра «Узнай правило».

Организация занятия:

Занятие проводится на открытом воздухе, в мае, в первую половину дня.

Материалы:

Карта-схема экологической тропы, знаки-правила поведения на природе, эмблемы-медальоны, мешок для мусора, листья с разных деревьев, Знайка – участник, ребёнок заранее подготовленный.

Ход занятия.

Воспитатель собирает детей на участке и задаёт вопросы.

- Дети, какое сейчас время года? (Весна)

- Какая сегодня погода? (Тёплая, небо голубое, чистое, солнце светит и т.д.)

- Деревья на нашем участке оделись в яркую нежную зелень, они готовятся встречать лето.

- Назовите деревья, которые растут на территории детского сада. (Рябины, берёзы, сосны, ели, липы).

Затем воспитатель загадочным голосом сообщает, что на участке есть гость. Он хочет поступить в наш детский сад и пришёл посмотреть на него. Он ходил вокруг детского сада и наткнулся на цветущий сад. Он залюбовался его красотой и хочет узнать, какие деревья так обильно и красиво цветут.

- Мы сейчас отправимся туда. А по пути расскажем Знайке о тех деревьях, которые нам встретятся. А поможет нам план-схема, на которой стрелочками указана тропинка. Она называется экологическая тропа.

- Ну а теперь нам пора отправляться в путь. Наша первая остановка.

Ребёнок читает загадку:

     Весной роняет слёзы

     Белая… (берёза).

- Наша белоствольная красавица берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины. Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Берёзка». Читает ребёнок:

     Если б дали берёзке расчёску,

     Изменила б берёзка причёску:

     В речку, как в зеркало, глядя,

     Расчесала б кудрявая пряди.

     И вошло б у неё в привычку

     По утрам заплетать косички.

Воспитатель: «Стрелочка ведёт нас к домику на дереве».

Подходят к дереву, на котором висит скворечник.

- Дети, что это за домики и кто в них живёт?

Скворечники сделали люди. А как называются домики, которые птицы строят сами? (Гнёзда).

- А какие ещё птицы прилетели из тёплых краёв? Назовите их.

- Как этих птиц называют? (Перелётными).

- Послушаем стихотворение В.Туманского «Птичка».

     Птичка над моим окошком

     Гнёздышко для деток вьёт,

     То соломку тащит в ножках,

     То пушок в носу несёт,

     Птичка домик сделать хочет,

     Солнышко взойдёт, зайдёт

     Целый день она хлопочет,

     Но и целый день поёт.

Воспитатель: «Стрелочка зовёт нас дальше и указывает на другое дерево. Подойдём поближе и поздороваемся с ним».

Ребёнок читает загадку:

     Стоит летом золотая,

     Сладким мёдом налитая. (Липа).

Воспитатель: «Правильно, дети, это липа, а ещё её называют «Сладкое дерево». Как вы думаете, почему? (Потому что, когда липа зацветает, вокруг неё летают пчёлы и собирают нектар для мёда).

Воспитатель: «Красивое дерево липа, и Аня прочитает про него стихотворение».

     Выросла я липка

     Тоненькой и гибкой,

     Не ломай меня!

     Медоносным цветом

     Зацвету я летом,

     Береги меня!

     В полдень надо мною

     Спрячешься от зноя,

     Вырасти меня!

     Я тебя листвою

     От дождя укрою

     Поливай меня!

Дети прощаются с липой.

Воспитатель: «Стрелочка указывает нам ещё на одно дерево, подойдём к нему, поздороваемся с ним. А Люся прочитает загадку:

     Прилетает в гости к ней

     Стайка алых снегирей

     По ветвям они снуют,

     Красны ягодки клюют». (Рябина).

Воспитатель: «Посмотрите на это стройное и высокое дерево и на его цветы. Они собраны в белые соцветия и издают аромат. Рябина – доброе дерево. И ягодой всех потчует и мёдом угощает.

Ребёнок читает стихотворение Т.А.Шарыгиной:

     На плечах её – косы длинные,

     Брови смелые, соболиные,

     Сарафан с широкой каймою,

     Полушалок цветной с бахромою,

     Золотыми расшитыми листьями,

     Разрисован алыми кистями.

           Подойду, и глазам не верится:

           То стоит не юная девица,

           А рябины тонкое деревце!

Попрощаемся с рябиной и пойдём дальше.

Воспитатель: «Дети, какие деревья называют вечнозелёными?» (Ель, сосну). «Почему?».

Вот стрелочка и привела нас к такому дереву.

Ребёнок читает стихотворение И.Токмаковой «Сосны»:

     Сосны до неба хотят дорасти

     Небо ветвями хотят подмести,

     Чтобы в течение года

     Ясной стояла погода.

Воспитатель: «На территории нашего детского сада вы можете не сразу найти сосну, потому что она не такая высокая, как сказано в стихотворении. Это потому, что она посажена недавно и ещё не успела дорасти до неба. Листья у сосны в виде узких, длинных хвоинок. Поэтому сосну называют хвойным деревом. Сосновая кора внизу серо-коричневая, грубая и шершавая, а наверху – тонкая, золотисто-оранжевая. Кора и хвоя пахнут смолой. Про какие деревья говорят: «Зимой и летом одним цветом?» (Ель, сосна).

Ель – это ещё одно хвойное дерево. И следующая стрелочка ведёт нас к высокому могучему дереву. Весной хвоя на елях становится ярко зелёной, а на концах еловых веток появляются маленькие, величиной с напёрсток, шишечки, из которых к концу лета вырастают крупные смолистые шишки.

Ребёнок читает стихотворение И.Токмаковой «Ели»:

     Ели на опушке –

     До небес макушки –

     Слушают, молчат,

     Смотрят на внучат.

     А внучата – ёлочки,

     Тонкие иголочки –

     У лесных ворот

     Водят хоровод.

Воспитатель: «Попрощаемся с елями и пойдём дальше. Вот стрелочка и привела нас к конечной остановке. Дети, куда мы с вами пришли?» (В сад).

Давайте поздороваемся с садом. Как называются деревья, которые растут в саду? (Фруктовые). В нашем саду растут сливовые деревья. Значит, как называется наш сад? (Сливовый сад). Посмотрите, как выглядит дерево сливы. Оно не очень высокое, примерно двух-трёхметровое, с округлой кроной. У сливы могучая корневая система. Её корни уходят под землю на глубину до 12 метров и разрастаются в ширину далеко за пределы кроны. «Слива себя не хвалит, а дорожка к ней не зарастает», - так говорит о сливе народ. Посмотрите, как красив цветущий сад. Цветение этих плодовых деревьев начинается ещё до того, как на ветках появляются зелёные листья. Кажется, что сливовые ветки покрыты бледно-розовой пеной. Писатель Сергей Красиков так поэтически объяснил название сливы: «Слива и в молодости, и в зрелости по цвету постоянно сливается то с бледно-розовым рассветом, то с фиолетово-сиреневым вечером, и, видимо, поэтому получила своё столь необычное название».

Ребёнок читает стихотворение Т.А.Шорыгиной «Чудесное дерево»:

     Весною на сливах цветы раскрываются –

     И с утренней зорькой соцветья сливаются.

     А летом на ветках плоды наливаются –

     С сиреневым сумраком сада сливаются.

     Вот потому называют красиво

     Это чудесное дерево сливой!

   Затем Знайка говорит: «Какие вы, ребята, молодцы, знаете все деревья. А как вести себя в саду и на территории детского сада вы знаете?»

Дети: «Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т.д.»

Знайка: «Спасибо, вы умеете вести себя. А сейчас давайте приберёмся в саду».

   Дети собирают мусор (ветки, сухие растения и др.) и складывают в мешок.

Знайка: «Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю вас поиграть со мной в дидактическую игру «С какого дерева лист».

Проводится игра.

Знайка: «Хорошо мы с вами поиграли. Я от вас узнал много интересного о лиственных, хвойных и фруктовых деревьях, перелётных птицах, научился ухаживать за садом, территорией детского сада. Я думаю, что вас смело можно перевести в подготовительную группу потому что вы настоящие друзья природы.

Хочу вам подарить эмблемы-медальоны «Юный эколог» с девизом «Люби и береги природу». А чтобы и другие дети правильно вели себя, давайте развесим в саду на других деревьях знаки с правилами поведения на природе.

Воспитатель и дети: «До свидания, Знайка. Ждём тебя в нашем детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Зимние развлечения".

Интегрированная прогулка построена на играх и игровых упражнениях с художественным словом....

Интегрированная прогулка по экологической тропе здоровья "Приключения в осеннем лесу".

В конспекте прослеживается тесная взаимосвязь экологии и физической культуры....

« Прогулка по экологической тропе »

Конспект       Тема: « Прогулка по экологической тропе »                   (для младш...

« Прогулка по экологической тропе »

Конспект       Тема: « Прогулка по экологической тропе »                   (для младш...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Экологический десант "Прогулка по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) 2017 год.

На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих ...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....