Игры и игровые проблемные ситуации в познавательном развитии ребенка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Роль игры в познавательном развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка -детский сад № 3»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Игры И игровые проблемные ситуации в познавательном

развитии ребенка».

'~'-';'

.~

Воспитатель:

Петрова И.А.

24.012012

 

'f§-


Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и
психологи
. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало
развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических
новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что
возможность играть для детей очень важна.

Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания
окружающего мира, особенно тогда
, когда дети используют игру как отражение действительности.
Игра
, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт
индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок,
как и взрослый: человек, - существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих
родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется
личность. Необходимо отметить
, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не
сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу
, и отношения
между людьми. Ребенок узнает

об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники

i.i

информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т.д.). Маленький

ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с
одной стороны
, делают его частью природы, а с другой - отличают его от других живых существ,
находящихся в природе и социуме.

Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок,
существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную
и со-
циальную) ребенку в учебно - воспитательном процессе через определенные формы работы с ним
поможет педагог. Впечатления, полученные детьми
, создают не только базу для развития и
формирования правильных представлени
й, но и являются определенной почвой для

проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как
средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире - как средство ознакомления
детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение .детьми общественного
опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований
, предъявляемых к их
проведению.
В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать
свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.

Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в
процесс е воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал
, что «воспитание ставит перед
собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его;
формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является
своего рода деятельностью
, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой
творческой коллективной деятельности
, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При
этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей
глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый
образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В
воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно
дидактическая игра оказывается наиболее эффект
ивным средством для ознакомления, уточнения и
систематизации знаний об окружающем не только природном, но
И социальном мире.

Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной
действительностью, педагог прежде всего должен создать условия
, при которых будет происходить
воздействие на интеллектуальное
, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его
эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической
игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребенка представлений о положи-
тельных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло
стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры
служит серия картинок
, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях,
соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного, так и
отрицательного поведения детей. В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести
оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону
,
отрицательные - в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой

игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных

 

.~;.,


обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать,
сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и
бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных
картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу,
в котором он находится.

Неотъемлемую частъ ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание
которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру
«Карте nрофессuй». Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных
разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями, На этой
картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков

к тому или другому учреждению, Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет
профессии людей, которые работают там, куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление
общих представлений детей о том, где работают взрослые
ЛЮДИ, на знание

специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в
больнице, Поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т.д.). после
такой игры целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии
(строитель, Почтальон, водитель и т.д.), которые дают более Полное представление о труде и
своеобразии профессий людей. В содержание этих игр Включено и ознакомление детей с
механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам
«Скорой
помощи» и т.д.).

Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной
профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами:
самостоятельно составляют по знакомому про изведению «кадры» для диафильма. Материалом для
этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры»
, заполненные и пустые, которые
должны зарисовать сами дети, цветными карандашами. Во
зможности, заложенные в этой игре,

не только помогают интеллектуальному развитию навыков изобразительной деятельности но и
формирует у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет
составление и зарисовка ими «ленты диафильма»
. С ее помощью можно провести работу по

Составлению творческих пересказов.         ,._

Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности.

Уникальное соединение - замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической
задачи, свойственные игре
, - дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры
познавательных целей
, а с другой - смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в
которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование
между реальным
и образным
, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей.
Образность содержания
многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только
игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста.
Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане
- начиная с действий
, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными
логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитате
льно-
образовательной работы с детьми.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого
направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму
заня
тия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить

новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней
дидактическими задачами
, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала.
Желательно использовать широкий диапазон наглядных материалов больших и малых форм, можно
привлечь музыкальное сопровождение
, включить художественно-творческую деятельность

детей.

Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм
воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко
осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно
происход
ить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по
возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой
пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний
, умений и
навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких

 

~'


дидактических игр.

Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное
усложнение игр с точки зрения познавательных задач
, содержания, игровых действий, правил, но и то,
какое количество наглядного материала используется
. Оно может как возрастать, так и убывать. Полезны
дидактические игры с минимальным количеством наглядного материала.

Содержание дидактических игр, проводимых педагогом с детьми, должно соответствовать временам года,
ведь с изменениями, происходящими в природе
, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и
заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона. Например, в осенний период
проводятся игры
, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние

на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах и селах
именно в этот период времени(уборка урожая
, заготовки на зиму, забота о домашних животных и т.д.).

В каждый сезон детям необходимо знакомство с такими дидактическими играми, благодаря которым они
осознают красоту данного времени года, его благотворное влияние на деятельность человека (люди создают
живописные картины, музыку
, скульптуры, стихи, сказки и т.д.).

Важны дидактические игры по отработке терминологии. Например, нужно отработать термины,
связанные со строением растения (корень, стебель, листья, цветы, бутон, плоды и т.д.). Названия таких
частей растения, как листья
, цветочек, корень, усваиваются детьми неплохо, но такие названия, как стебель,
вызывают определенные сложности. Дети могут называть его и «палочка»
, И «столб». Педагогами разрабо-
таны различные игры на эту тему. Проведение лишь одной игры не дает значимого результата. Нужно
провести несколько игр, которые друг за другом будут знакомить детей с особенностями строения рас-
тений
, продолжая создавать условия для отработки терминов.

Например, после использования трех последовательных игр «Чудо-цветок), «Кому нужна вода, а кому-
полянка»
, «Приготовь лекарство» дети начинают правильно называть различные части растения и
легче овладевают термином «стебель». Дидактическая игра «Чудо-цветок) направлена на
закрепление знаний детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья,
цветок, плод)
, на ознакомление с потребностями растения в определенных внешних условиях (вода,
почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития, на знакомство с этапами
развития живого существа, его свойствами, качествами, на отработку об
щепринятых эстетических

        эталонов.         :~.

Игра «Кому нужна вода, а кому - полянка» знакомит детей с местожительством растения. В
каких местах любит расти: на солнечной полянке или на затененной опушке леса, рядом с водой
или в воде (какое оно-влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)? Как
приспосабливается к обилию или недостатку влаги? В ходе игры происходит знакомство с
разнообразием внешнего вида растения, особенностями строения корня
, листьев и т. д.

В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том,
где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах, которые
заложены в определенных его частях. Детям
, таким образом, предлагаются различные игры,
преследующие одну цель: отработать знания детей о строении растения, его особенностях и пользе
для людей.

Дидактические игры можно распределить по трем категориям:

- игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом
жизни растений
и животных;

- игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со
взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;

- игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных,
направленные на ознакомление детей с различными професс
иями и разнообразной деятельностью
человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебно - воспитатепьном процессе, - это, с одной
стороны, эффективное средство умственного
, эстетического и нравственного воспитания, а с
другой - своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению

окружающей действительности.

Дидактические игры, используемые в нашей группе: «Растения нашего леса», «Узнай гриб»,
«Зеленый ДРУГ», «Парные картинки», «Вершки корешки», «Опиши животное», «Птичья столовая»,
«Когда это бывает», «Удивительное превращения», «Что в начале, что потом», «Найди маму»,

 

,:~~,

 

~


«Домик для животного», «Путешествие в лес», «Поступи правильно», «Кому что нужно»,
«Поваренок», «Расскажи сказку»
, «Светофор» и т.д.

Причины встречающиеся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности
интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится
с самым простым учебным заданием
, дети быстро выполняют его ,если оно переводится в
прак
тическую плоскость. В связи с этим особой интерес представляет использование в работе с
детьми игровых проблемных ситуаций. Противоречие основное звено проблемной ситуации.
Наличие в ситуации противоречивых данных побуждает ребенка направить процесс мышления на
решение этой проблемы.

Способы создания проблемных ситуаций:

  1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные
    представле
    ния детей с научными фактами, объяснить которые они не мотут.
  2. Проблемные ситуации возникают при преднамеренном побуждении детей к решению
    новых задач старыми способами.
  3. Проблемную ситуацию педагог может создавать побуждая детей вдвигать гипотезы,
    делать предварител
    ьные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае
    возникает в результате столкновения в различных мнений
    , выдвинутого
    предположения
    и результатов его опытной проверки.

Проблемные ситуации:

1.Формирование представлений об объеме. Сравнение сосудов разной формы, но одного объема.
Подготовительная группа.

Шарик и кот Матроскин разливают молоко.
2.СвоЙства бумаги. Младшая группа.

Завяжем бумажный бантик кукле Кате. Что произойдет?
3.СвоЙства песка. Сделать пирожки из сухого
И мокрого.

4.помоги собрать грибы доброй и злой волшебнице .Какие и почему? ~~>
б.Почему еж колючий?

        б.Основы безопасности. Дети купаются в реке. Маша нет. Почему?         .;.,

7.СвоЙства воды. На окне два стакана .Один стакан накрыт ,другой нет. Почему исчезла вода?
8.почему существуют перелетные и зим
ующие птицы?

9. Люди переезжают из квартиры в квартиру .а звери могут меняться местами?
10.С
могут ли существовать люди, растения, животные без солнца?

11то случиться, если не будет растений?

12.Как узнать ,что лежит в коробке не открывая ее?
13. Как мама узнала .что ночью был Дождь?
14
.Сказка В. Сутеева «Под грибом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая игровая образовательная ситуация по познавательному развитию «Веселый паровозик»

- Развивать подвижность пальцев;- Закреплять знание о геометрических фигурах и цвете;- Побуждать желание узнавать домашних животных и их детенышей;- Формировать умение называть в окружающей обстановке...

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию Тема: «В гостях у медвежонка Мишки» (2 младшая группа)

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию для детей второй младшей группы...

Игровая образовательная ситуация по познавательному развитие «Кукла Таня в гостях у малышей»

Игровая образовательная ситуация по познавательному развитию...

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.

В статье рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста.Раскрывается суть проблемного обучения. Предложены приёмы активизации мышления....

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста...

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей

Статья содержит информацию о значении применения технологии проблемного обучения в познавательном и умственном развитии детей дошкольного возраста....