Проект "Первые шаги в науку"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Проект предназначен для воспитанников старшей и подготовительной групп.
Составные элементы-- опыты и эксперименты по темам "Вода", "Воздух", "Горные породы"и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_nauku.doc118.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

На заседании

Педагогического совета №

От «_____» ________ 2011

                                                                           Утверждаю

Директор НОЧУ «ЮНЭК»

__________ М.Н. Шарыгина

                                                                                                                                               

НОЧУ «ЮНЭК»

Детский сад

«Первые шаги в науку»

Календарно-тематическое  планирование

исследовательских работ

детей средней, старшей, подготовительной

 к школе групп

на 2011-2012 учебный год.

( экологическое воспитание)

   

                                         Учитель Алексеева Жанна Владимировна

г.о. Железнодорожный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо научить

думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В работах многих педагогов( Г.М. Лямин, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости приобщения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой они сами  могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Самый популярный и самый доступный метод исследования — это наблюдение. Восприятие ребенка в процессе наблюдения носит аналитический характер — он не просто фиксирует объект, он анализирует его, оценивает, находит общее с другими, специфические особенности. Таким образом, в результате наблюдения формируется и развивается внимание — главнейшая высшая психическая функция человека.

В процессе экспериментирования—еще одном методе исследования--  дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную исследовательскую активность.

Наука – это весело. В ходе опытов–игр ребенок находит решение всевозможных задач, что дает ему возможность понять, почему все происходит именно так, как  оно есть, а не иначе. Использование игровой деятельности является главным условием проведения  исследовательской деятельности, т.к. для дошкольного возраста именно игровая деятельность является ведущей. Через игровую деятельность идет формирование и развитие всех высших психических функций человека—памяти, внимания, мышления, речи.

Исследовательская деятельность в детском саду охватывает шесть областей науки:

АСТРОНОМИЯ — изучает  ЗЕМЛЮ и ее соседей.

БИОЛОГИЯ -- изучает особенности  живых организмов.

ХИМИЯ  – изучает , как взаимодействуют различные вещества и как они ведут себя в различных условиях.

ГЕОЛОГИЯ  — изучает особенности горных пород.

ЭКОЛОГИЯ — изучает взаимодействие живых и неживых организмов, влияние окружающей среды на их существование.

ФИЗИКА – изучает явления и процессы, основные законы природы.

Процесс познания —творческий процесс, и наша задача—поддержать  и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия,  так как только  разнообразная и интенсивная поисковая и одновременно игровая деятельность в дошкольном возрасте является главным условием быстрого и полноценного развития ребенка.

п\п

Тема   НОД

Сроки

Проведения

примечание

1.

Игра – наблюдение за погодой. «Как  Солнышко Землю освещает»

Наблюдение за погодой.

Оформление дневника погоды

(по сезонам года)

Октябрь

Декабрь

Март

Май

Старшая, подготовительная группа

2

Игра-опыт. «Что нам осень принесла»

Учимся использовать натуральные  красители—свеклу, морковь, лук, крапиву.

сентябрь

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

3

Игра-наблюдение. «Расти фасолька большая-пребольшая»

( сравнение условий для роста растений в двух сезонах -- осенью и весной)

Октябрь—

апрель

Старшая, подготовительная группа

4

Игра-эксперимент «Чудо в банке»

выращиваем тело неживой природы

--кристалл поваренной соли.

ноябрь

Старшая, подготовительная группа

5

Игра – опыт . «Знакомая незнакомка»

Определяем свойства воды:

вкус, запах, цвет, прозрачность,

переход из одного агрегатного состояния в другое,

очищаем воду.

декабрь

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

6

Игра – опыт. «Полезное –рядом»

Знакомство с полезными ископаемыми - песок, глина, мел

декабрь

подготовительная группа

7

Игра – опыт «Знакомая незнакомка»

Определяем свойства воздуха.

Учимся распознавать его загрязнение.

январь

Старшая, подготовительная группа

8

Игра – наблюдение «Расти лучок большой-пребольшой»

Посадка лука в воду. Наблюдение за ростками. Оформление дневника наблюдений

февраль

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

9

Игра – опыт. « Какой снег скрепит сильнее»

февраль

подготовительная группа

10

Игра-наблюдение « Огород круглый год»

Посадка лука в ящики. Наблюдение за его ростом. Уход за растением.

февраль

Старшая, подготовительная группа

11

Игра - опыт: «Как корни поглощают воду»

февраль

Старшая, подготовительная группа

12

Игра –наблюдение.

« Сеем, сеем. высеваем»

Подготовка к посеву семян.

Высевание семян укропа, петрушки, цветов.

Уход за растениями.

март

Старшая, подготовительная группа

13

Игра – наблюдение. «Пробуждение ото сна»

Наблюдение за почками деревьев

март

Средняя

группа

14

Игра – наблюдение. «Мое любимое растение»

Наблюдение за прорастанием бобовых культур.

Посадка бобовых в землю.

апрель

Старшая, подготовительная группа

15

Игра – опыт.

«Что будет, если..»

 Наблюдение за поглощением растениями углекислого газа и выделение кислорода

апрель

подготовительная группа

16

Игра- наблюдение «Сказочная клумба»

Посадка цветковых растений.

Уход за растениями

Май-июнь

Средняя,

Старшая, подготовительная группа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 6-7  лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  3. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов./ перевод с английского.-М, «Джон Уайли энд Санз», 1995.
  4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.,1981.
  5. Маневцева  Л.М. Мир природы и ребенок. СПб. 1998.
  6. Молодова  Л. Игровые экологические занятия с детьми. Минск,1996.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995.
  8. Рыжова Н.А. Я и природа. М.,1996.
  9. Рыжова Н.А. Волшебница-вода. М.,1998.
  10. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М.,1995.
  11. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. М.,1996.
  12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Первые шаги в науку"

Задачи занятия: закрепить понятие о воздухе, его свойствах и качествах; формировать умения понимать и осмысливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы; продолжать формирова...

Исследовательский проект «Первые шаги в науку».

Исследовательский проект «Первые шаги в науку»Тема: «Откуда берётся икуда девается мусор? » «Мы и мусор: что делать?»...

Конспект и презентация открытого занятия «АЭС. Первые шаги в науку».

"Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых". Корчак Я....

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Презентация проекта "АЭС. Первые шаги в науку".

Тема изучения специфики ядерной энергетики детьми-дошкольниками есть интересное, педагогически целесообразное звено воспитательной деятельности в современном ДОУ....

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Свойства материалов

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности старших дошкольников Автор: педагог-психолог Куткина Е.Ю. Инициативная группа:...