ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Леошко Ирина Александровна

В планировании представлены этапы работы по  теме "Формирование тактильно-двигательного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью" в различных видах совместной с детьми деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_teme.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ

У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Развитие речи и ОСО

Формирование ЭМП и конструирование

Игры с песком и водой

Сюжетно-отобразительные игры

Сентябрь

 Диагностика уровня сформированности тактильно-двигательного восприятия.

Октябрь


Тема: «Овощи»

Цели: Формировать умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала).

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Цели: 

Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильно-двигательного обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких.

Формировать умение выделять две контрастные величины (большой/маленький), используя  тактильно-двигательное обследование.

Д/И «Волшебная коробочка»

Цели: Формировать представления о температуре и влажности веществ (определять холодную/теплую воду, сухой/мокрый песок).

Д/И «Пирожки для куклы»

Д/И «Забор в огороде»

Д/И «Найди теплую бутылочку»

Цели:

Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый).

Д/И «Угощение для куклы»

Д/И «В гостях у куклы»

Ноябрь


Тема: «Фрукты»

Цели: Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий умывания (определять холодную/теплую воду, сухие/мокрые руки).

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Цели:

Формировать умение практически выделять две формы (шар/куб), используя  тактильно-двигательное обследование.

Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Формировать элементарные счетные действия на основе тактильного восприятия.

Д/И «Волшебная коробочка»

Д/И «Что катится, что не катится»

Цели:

Формировать представления о массе предметов, используя  тактильно-двигательное обследование (определять тяжелый/легкий предмет).

Цели:

Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на  тактильно-двигательный образ предмета.

Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность.

Д/И «Что у куклы в мешочке?»

Д/И «Кукла в магазине»

Декабрь


Тема: «Одежда»

Цели:

Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке.

Д/И «Обведи, назови, нарисуй»

Цели:

Формировать элементарные счетные действия на основе тактильного восприятия.

Формировать тактильно-двигательное восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта.

Д/И « Волшебная коробочка»

«Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части).

Цели:

Формировать представления о влажности веществ и о их свойствах (определять сухой/мокрый песок).

Д/И «Пирожки для куклы»

Д/И «Забор вокруг дома»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности.

Д/И «Подбери кукле платье»

Д/И « Чей платочек?»

Январь


Тема: «Посуда»

Цели:

Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильно-двигательным обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда.

Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильно-двигательного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме,  используя  тактильно-двигательное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Формировать умение практически выделять две длины предметов (длинный/короткий), используя  тактильно-двигательное обследование.

Продолжать формировать элементарные счетные действия на основе тактильного восприятия.

Д/И «Почтовый ящик»

Д/И «Волшебная коробочка»

Цели:

Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Игры со снегом.

Формировать умение практически выделять две формы (шар/куб), используя  тактильно-двигательное обследование, развивать внимание, координацию движения.

Д/И «Достань шарик из песка»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Учить находить по словесной инструкции холодный, теплый предметы.

Д/И «Накорми младенца молоком»

Д/И «У куклы гости»

Февраль


Тема: «Мебель»

Цели:

Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильно-двигательного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Соотносить  тактильно-двигательный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь.

Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильно-двигательный образ, развивать внимание. Продолжать формировать элементарные счетные действия на основе тактильного восприятия.

Д/И «Найди картинку»

Д/И «Тактильное лото»

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Игры со снегом.

Цели:

Март


Тема: «Дикие животные»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами, находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные варианты.

Д/И «Чей это домик?»

Д/И «Угости животных»

Цели:

Формировать навык выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя  тактильно-двигательное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними.

Д/И «Построй ворота»

Д/И «Загон для животных»

Цели:

Формировать представления о температуре веществ (определять холодную/теплую воду), развивать координацию движения, знакомить со свойствами воды.

Д/И «Поймай льдинку»

Цели:

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

Д/И «Наряди зверюшку»

Апрель


Тема: «Транспорт»

Цели:

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, пополнять словарь прилагательными «длинный», «короткий».

Д/И «Дорога для машин»

Цели:

Продолжать формировать навык выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие.

Формировать умение выделять две контрастные величины (большой/маленький) и три формы (куб/шар/кирпичик), используя  тактильно-двигательное обследование.

Д/И «Мы построим грузовик»

Д/И «Волшебная коробочка»

Цели:

Цели:

Май


Тема: «Домашние животные»

Цели:

Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин.

Д/И «Найди лакомство для животного»

Цели:

Продолжать формировать элементарные счетные действия на основе тактильного восприятия.

Цели:

Цели:

Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала.

Д/И «Кукла идет гулять»

Д/И «Коврик для животных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Перспективное планирование по теме: Формирование способностей к речевому творчеству детей, через театрализованную деятельность на 2012- 2013 уч. г (старший возраст)

В данной работе подробно описана совместная образовательная и досуговая деятельность детей старшей группы, а также работа с родителями  по теме: "Формирование способностей к речевому творчеству д...

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования у детей с интеллектуальной недостаточностью».

Цель:выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью....

Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Перспективное планирование по теме:«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»(подготовительная к школе группа)...

Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»

Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....