Проект "Экологическая тропа"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тилюпо Антонина Ивановна

В проекте прописан паспорт проекта, отдельным документом закачано перспективное планирование работы на экологической тропе станции "Озерная", с учетом ФГТ, а также отдельными документами прописаны приложения, где отражены экологические подвижные и дидактические игры; наблюдения; экологические рассказы и сказки, и другое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЕ САД №76 «КАПЕЛЬКА»

Экологический проект

 «Экотропа – станция «Озерная»

Сургут 2012

Проблема: отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (летние месяцы).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители воспитанников.

Руководители проекта: воспитатели: Рытова Н.А., Тилюпо А.И.

Образовательная область: познание.          

Актуальность проблемы

        «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.  

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Цель  проекта: сформировать у детей элементы экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

Задачи проекта:

Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе

Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Предполагаемый результат: у детей сформированы элементы экологической культуры, экологически грамотное поведение в природе, гуманное отношение к живым объектам флоры и  фауны.

Предварительная работа:

Работа с родителями: информационные стенды, консультации, папки-передвижки, индивидуальные беседы

Работа с детьми: чтение экологической литературы, рассматривание иллюстрации с изображением водоемов и его жителей и др.

Роль родителей в реализации проекта:

Оформление экологической станции «Озерная»

Оформление выставки детских рисунков и поделок

Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; оформление экологической станции; написание перспективного плана;

 2-й — реализация проекта: работа на экологической станции по перспективному планированию: проведение бесед, наблюдений с детьми, слушание звуков природы, просмотр подобранных мультфильмов на экологическую тематику; проведение изобразительной, игровой и трудовой деятельности с детьми.

Работа с родителями: проведение консультаций, бесед, семинара-практикума; оформление информационных стендов, памяток, рекомендаций для родителей.

3-й — заключительный: закрепление полученных знаний, составление рекомендаций, оформление выставки работ детей, подготовка отчета о проделанной работе.

Продукт проектной деятельности:

Оформленная экологическая станция «Озерная»

Фотоальбом «Мы в природе дружим»



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологической тропе станция «Озерная» на летний оздоровительный период 2011-2012 год

Направления работы

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Образовательные области


Здоровье


Физическая культура


Социализация


Труд


Безопасность


Познание


Коммуникация

Чтение художественной литературы


Художественное творчество


Музыка

Июнь «Водоем и растения»

1 и 2 неделя

«Водоем»

Закаливание в водной среде

Цель: дать представле-ние о необхо-димости за-каливания

П/И «Рыбак»

Цель: поощ-рять участие детей в совместных играх 

С/Р/И «Рыбаки»

Цель: способство-вать возникнове-нию игры на те- мы из окружаю-щей жизни

Труд

Цель: про-должать во-спитывать желание участвовать в трудовой деятельно-сти

Беседа «Безо-пасность на воде»

Цель:  приоб-щение к прави-лам безопасно-го для человека поведения

Наблюдение «Водоем»

Цель: форми-ровать предс-тавления  о водоеме, его жителях

Беседа «Что такое водоем?»

Цель:  познакомить с понятием «водо- ем», объяснить для чего он нужен людям и животным

Загадка «Озеро»

Цель: учить разгадывать загадку, по определенным признакам

Рисование «Наше озеро»

Цель: предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающей природы

Слушание «Шум водое-мов»

Цель: форми-ровать эмоци-ональную от-зывчивость на произведе-ние

Работа с родителями

Консультация «Закаливание ребенка в вод-ной среде»

Оформле-ние эколо-гической станции

Беседа «Безо-пасность на воде»

3 и 4 неделя

«Камыш и кувшинка»

Солнечные ванны

Цель: дать представле-ние о необхо-димости за-каливания

П/И «Добеги до камыша»

Цель: разви-вать умение реагировать на сигналы «беги»

Пазлы «Собери кувшинки»

Цель: поощрять участие детей в совместных играх

Труд

Цель: фор-мирование положите-льного от-ношения к труду

Беседа «Полез-ные и вредные растения водо-ема»

Цель: форми-ровать предс-тавления о по-лезных и вред-ных растениях водоема

Наблюдение «Камыши и  кувшинки»

Цель: форми-ровать предс-тавления о камышах их внешнем виде и кувшинках

Беседа «Чем отли-чаются камыш от кувшинки»

Цель: определить отличия между камышом и кувши-нкой 

Стихотворение о камышах и кувши-нках

Цель: повторять наиболее интерес-ные отрывки из сти-хотворения, предос-тавляя детям возмо-жность договари-вать слова

Аппликация «Кувшинка и камыш»

Цель: учить предва-рительно выклады-вать на листе бума-ги готовые детали разной формы, вели-чины, цвета, состав-ляя изображение и наклеивать их.

Слушание «Как шумит камыш»

Цель: разви-вать способ-ность эмоции-онально восп-ринимать музы-ку

Работа с родителями

Консультация «Закаливание ребенка сол-нечными лучами»

Памятка«По-лезные и вред-ные растения водоема»

Информацион-ный лист «Как научить ребенка беречь природу»

Июль «Птицы водоема»

1 и 2 неделя

«Лебеди»

Воздушные ванны

Цель: дать представле-ние о необхо-димости за-каливания

П/И «Гуси-лебеди»

Цель: форми-ровать умение соблюдать элементарные правила игры

Д/И «Кто где живет?»

Цель: учить пра-вильно опреде-лять места оби-тания птиц

Труд на экотропе

Цель:  вос-питание це-нностного отношения   к собствен-ному труду

Беседа «Как нужно вести себя в приро-де?»

Цель: знако-мить с прави-лами поведе-ния в приро-де

Наблюдение «Лебеди»

Цель:  расши-рять представ-ления об осо-бенностях вне-шнего вида лебедя

Н/П/И «Гуси-лебеди»

Цель:  развитие памяти, мышле-ния, внимания, а именно психичес-ких процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи

Чтение стихотво-рений о лебедях

Цель:  воспитывать умение слушать стихотворения, следить за развити-ем действия

Рисование «Лебедь»

Цель: развивать на-вык дорисовывания, развивать мелкую моторику пальцев рук  

Слушание аудиосказки «Гуси-ле-беди»

Цель:  приу-чать слушать произведение до конца, сопе-реживать геро-ям

Работа с родителями

Консультация «Воздушные ванны как один из видом закаливания»

Памятка «Как научить ребе-нка вести себя в природе»

Семинар-практи-кум «Мастерим сами»

3 и 4 неделя

«Цапля»

Закаливание в водной среде

Цель: дать представле-ние о необхо-димости за-каливания

П/И «Цапля»

Цель:  форми-ровать умение сохранять пра-вильную осан-ку в положе-нии  стоя на одной ноге

Театр «Журавль и цапля»

Цель: знако-мить детей с приемами вож-дения настоль-ных кукол

Труд

Цель:  про-должать во-спитывать желание участвовать в трудовой деятельно-сти

Беседа «Будь осторожен!»

Цель: форми-ровать предс-тавления о бе-зопасности в природе

Наблюдение «Цапля»

Цель:  обра-тить внимание на внешний вид цапли, цвет ее перьев, клюва

Беседа «Чем отличается цапля и лебедь»

Цель: определить и назвать отличия между лебедем и цаплей

Чтение сказки «Журавль и цапля»

Цель:  объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков

Аппликация «Вот какая наша цапля»

Цель:  приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности

Слушание «Звуки при-роды»

Цель: разви-вать слуховой аппарат, учить на слух опре-делять звуки природы

Работа с родителями

Консультация «Закаливание ребенка в вод-ной среде»

Чистка озе-ра на эко-станции

Беседа «Слу-шаем вместе с детьми»

Август «Насекомые и животные водоема»

1 и 2 неделя

«Лягушки»

Солнечные ванны

Цель: дать представле-ние о необхо-димости за-каливания

П/И «Лягу-шата»

Цель:  разви-вать умение энергично от-талкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках

Драматизация «Лягушки-квакушки»

Цель: формиро-вать умение сле-дить за развит-иием действия в игре-драматиза-ции

Труд в зим-нем саду

Цель:фор-мировать положите-льное отно-шение к тру-ду

Беседа «Враг или друг»

Цель: форми-ровать предс-тавления о встречи опас-ных насеко-мых

Наблюдение «Лягушки»

Цель:  обра-тить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи

Просмотр мультфильма «Лягушка – путешествен-ница»

Цель: форми-ровать представ-ления о сказоч-ном персонаже-лягушке

Чтение стихотво-

рений о лягушке

Цель:  воспитывать умение слушать стихотворения, следить за развити-ем действия

Лепка «Лягушка-квакушка»

Цель: формировать интерес к лепке, закреплять уме-ние аккуратно по-льзоваться пласти-лином

Слушание «Пение лягу-шек»

Цель: учить на слух  раз-личать весе-лую и груст-ную музыку

Работа с родителями

Консультация «Закаливание ребенка сол-нечными лучами»

Рекомендация «Научи ребен-ка безопаснос-ти»

Беседа «Что рас-сказать ребенку о природе»

3 и 4 неделя

«Комары»

Воздушные ванны

Цель: дать представле-ние о необхо-димости за-каливания

П/И «Поймай комара»

Цель: разви-вать умение  принимать правильное исходное по-ложение в прыжках в вы-соту с места

Н/П/И «Найди парочку»

Цель: развивать умение соблюдать в ходе игры эле-ментарные правила

Труд на участке

Цель:  про-должать вос-питывать желание участвовать в трудовой деятельнос-ти

Беседа «Как себя вести в природе»

Цель: продол-жать формиро-вать основы безопасности в природе

Наблюдение «Комары»

Цель:  расши-рять представ-ления об осо-бенностях вне-шнего вида комара; фор-мировать реа-листические представления о природе

Д/И «Назови ласково»

Цель: расширять и обогащать словар-ный запас,  упраж-нять в образовании имен существитель-ных с уменьшите-льно - ласкательны-ми суффиксами

Чтение сказки «Теремок» Консультация «Воздушные ванны как один из видом закаливания»

Цель:  способс-твовать развитию интереса к произ-ведениям устного народного твор-чества

Рисование «Комар-пискун»

Цель:  совершенст-вовать умение пра-вильно держать ка-рандаш, не напря-гая мышц и не сжи-мая сильно пальцы

Слушание «Как пищат комарики»

Цель:  разви-вать способ-ность разли-чать музыка-льные звуки по высоте в пре-делах ок-тавы

Работа с родителями

Консультация «Воздушные ванны как один из видом закаливания»

Рекомендация «Безопасные игры в приро-де»


5 неделя

Развлечение «В гости к Лесовичку на станцию «Озерная»»

Цель: побуждать детей и родителей к осознанному восприятию увиденного и услышанного, вовлечь в процесс проведения мероприятия; продолжать воспитывать положительное отношение к окружающей природе и ее предметам; приобщать к культуре поведения в природе;  содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.



Предварительный просмотр:

Экологические подвижные и дидактические игры, наблюдения.

Подвижная игра «Цапля»

 Дети стоят то на одной, то на другой ноге.

Очень трудно так стоять.

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Игра «Лягушки»

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик — дом. Вокруг дома — четыре листика вперемежку с четырьмя кочками — пруд.  

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих — Лягушка-квакушка, остальные — лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата — слева. Каждый лягушонок становится на квадратик — дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» — или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся — к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

 Весёлые, как девочки,

 Проворные, как мальчики,

 Зелёные, как листки,

 Прыгучие, как мячики —

 Весёлые,

 Проворные,

 Прыгучие подружки —

 Зелёные, Зелёные,

 Зелёные лягушки!

 Все квакают и квакают

 И слышно вдалеке:

 Ква-ква! Ква-ква! Бре-ке-ке!

Поймай комара

Дети встают вокруг воспитателя на расстоянии вытянутых рук. В руках у воспитателя прут (длина 1-1,5 метра) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур (комара) немного выше голов ребят. Когда комар пролетает над головой, дети стараются подпрыгнуть и поймать комара.

Рыбак

Количество игроков: любое

Дополнительно: удочка (веревку длиной 3—4 метра, с укрепленным на конце мешочком с песком (горохом)

Играющие становятся в круг, ведущий выходит на середину круга с удочкой.

Кружась на одном месте или вращая удочку (перекладывая ее быстро из руки в руку), ведущий водит удочку так, чтобы она, скользя по полу, проносилась под ногами играющих.

Стоящие по кругу внимательно следят за мешочком и подпрыгивают так, чтобы он их не задел.

Если это случится, то игрок, "попавшийся на удочку", выходит из игры. К концу игры в кругу останется лишь несколько наиболее ловких ребят, которые и считаются победителями. Можно условиться, что тот, кого мешочек задел по ногам, не выходит из игры, а сменяет ведущего.

Эту игру можно проводить и как небольшое соревнование между двумя командами.

Игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на "первый-второй". Первые номера составляют "одну команду, а вторые — другую.

Ведущий крутит веревочку. Игрок, которого мешочек задел, поднимает руку и громко называет свой номер. Его команда получает 1 штрафное очко. Если это случится с игроком другой команды, она тоже получает штрафное очко.

Игра продолжается 5—8 минут. Выигрывает команда, получившая за это время наименьшее количество штрафных бчков.

Во время игры важно следить за тем, чтобы веревочка не поднималась от пола (земли) больше чем на ладонь и чтобы ребята прыгали легко на носках.

Гуси-лебеди

Количество игроков: любое

Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей.

Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся.

Вожак похаживает, поглядывает и, как заметит волков, бежит на свое место, хлопает руками, крича:

Вожак. Гуси-лебеди, домой!

Гуси. Почто?

Вожак. Бегите, летите домой, Стоят волки за горой!

Гуси. А чего волкам надо?

Вожак. Серых гусей щипать Да косточки глодать.

Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»

Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.

Всего лучше в гусей-лебедей играть на воле, в саду.

Игра «Рыбаки»

Цель. Закрепление представлений детей о рыбной ловле. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.

Подготовка к игре. Экскурсия на реку. Встреча с рыбаками. Чтение стихотворений о рыбной ловле. Совместные игры со старшими детьми. Изготовление из строительного материала лодки, весел. Изготовление удочек. Лепка рыб.

Игровые роли. Рыбаки.

Ход игры. Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку, где вместе с детьми понаблюдать за рыбаками, обсудить вопросы: на чем передвигается по реке рыбак, какие бывают лодки, что ловит рыбак, чем он ловит рыбу, какие для этого нужны приспособления. Можно там же организовать встречу с рыбаком, задать ему интересующие детей вопросы.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке».

Родителей педагог просит на выходные дни взять детей с собой на речку, показать, как нужно ловить рыбу.

Затем совместно с детьми можно соорудить лодки и весла из строительного материала, из длинных прутиков сделать удочки.

Когда все приготовления к игре будут готовы, воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно.

Во время игры педагог должен поддерживать возникший интерес детей к игре в «рыбаков» и направлять развитие сюжета, используя советы, вопросы, напоминания. Например, вопросы: На чем это вы плаваете? Куда плывет ваша лодка? Что вы в ней везете? Совет: «Договоритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и везите в соседний город, в магазины». Обращаясь к девочкам: «Там, на пристани, привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?» и т. д.

В игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.

Дидактическая игра "Кто где живет "

Цель: ознакомление детей с пятью геометрическими формами их названиями.

Материал: картонные круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Пять листов картона с изображением птиц в каждой геометрической фигуре той же величины («гнездышки»).

Как сделать: Нам необходимо три листа картона одного цвета. Разрезаем каждый лист пополам. В середину каждого листа приклеиваем геометрическую фигуру с изображением птицы (см. Приложение)– это гнездышко птички. Из оставшейся половинки листа вырезаем пять геометрических фигур: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Как играть: Вместе с ребенком рассмотрите геометрические фигуры в следующем порядке (если это первое знакомство ребенка с геометрическими фигурами): круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Особенно фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник вытянутые).

 Дайте ребенку карточки с изображением птиц, рассмотрите птиц, вспомните, как они называются. Теперь птичек надо уложить спать, т.е. разложить все геометрические фигуры на карточки, так чтобы они совпали с нарисованными.

       

Дидактическая игра « Назови ласково»

Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Материал. Мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например: Цветы – цветочки.

Слова: цветок, комар, лягушка, лист.

Дидактическая игра “Гуси-лебеди” (с элементами мнемотехники)

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи. 1. Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц.

Развивать активную связную речь у детей в игре.

Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Воспитывать любовь к сказке.

Материал. 3 мнемотаблицы.

Правила. Участвуют 7–10 детей.

Рассказывание сказки воспитателем. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Пересказ сказки совместно воспитателя с детьми с опорой на образы (мнемотаблицы).

Игровые действия. Ответы детей на вопросы:

Из какой сказки? (Гуси-лебеди)

Чего не хватает на картинках? (Яблони)

Что было бы с Алёнушкой и Иванушкой, если на пути бы им не встретилась “печка”?

Вариант 1. Рассматривание всех картинок по таблице.

Задание. В соответствии с опорой на образы в мнемотаблице (воспитатель рассказывает, что она означает) в первом квадратике изображены Алёнушка и братец Иванушка, во втором – Гуси-лебеди унесли Иванушку, в третьем – встретилась печка; т. е. пересказ сказки.

Вариант 2. Показ мнемотаблицы без картинки – яблоня.

Задание. Какого героя не хватает из сказки?

Вариант 3. Рассматривание мнемотаблицы с вопросительным знаком.

Задание. Что было бы с Алёнушкой и Иванушкой, если на пути бы им не встретилась “печка”?

Наблюдение за кувшинкой

Многие люди считают кувшинку самым красивым растением на нашей планете. Действительно, цветение кувшинки просто поразительно красиво – белые или желтые аккуратные цветки, окруженные темно-зелеными листьями. Говорят, что, увидев однажды цветение кувшинки, человек запоминает это природное явление на всю жизнь. На озере или пруду можно наблюдать, как распускаются цветы кувшинки – бутон всплывает на поверхность воды за несколько минут до восхода солнца и раскрывается с первыми его лучами. В пасмурные дни кувшинка не распускается – это необычайно солнцелюбивое растение.

Кувшинка является самым крупным цветком. Существует две основных разновидности кувшинок: кувшинка белая и кувшинка желтая (она же кубышка).

Белая кувшинка встречается в заводях и медленно текущих водоемах. Жёлтая кувшинка растет в стоячей воде.

В наши дни встретить кувшинку – большая редкость. Это связано с тем, что многие люди срывают растения в больших количествах в надежде посадить их дома. Однако, кувшинка, неумело вырванная из своей природной среды, погибает.

Обитают эти растения в водоемах и легко переносят даже самое засушливое лето. А вот зиму кувшинка переносит плохо. В холодный период ее следует извлекать из воды, пересаживать в емкость с водой и помещать в теплом месте. Зимой хранить кувшинки можно дома или в подвале. С первыми лучами весеннего солнца кувшинку необходимо вернуть в природный водоем.

Кувшинки относятся к растениям, которые необходимо оберегать, иначе они исчезнут с лица Земли. Только бережное отношение человека к этим цветам, позволит им выжить и еще долгие годы радовать людей своим прекрасным цветением.

Наблюдение за лебедем.

Лебеди — очень похожи на гусей. От гусей они отличаются красиво изогнутой длинной шеей и крупными размерами. В настоящее время насчитывается 7 видов лебедей, живущих в самых разных регионах земного шара.

Лебеди — наиболее крупная водяная птица. Размах крыльев самого большого представителя рода — лебедя-шипуна нередко превышает два метра, а вес может быть более 13 кг. Лебедь-шипун очень длинный. У лебедей самые крупные среди летающих птиц яйца..

Лебеди могут быть не только белыми, но и серыми или черными. Так же в зависимости от вида различается окрас клюва и лап: у лебедя-кликуна клюв желтый или оранжевый (в зависимости от возраста) с черным окончанием, лапы черные у взрослых и желтого или красноватого цвета у молодых особей. Лебедя-шипуна можно отличить по черно-красному клюву и черным лапам. Черные лебеди, так же как и шипуны имеют красный клюв, но в отличие от клюва шипунов, у них в передней части клюва имеется белая поперечная полоса.

Лебедь, как и большинство водоплавающих птиц, отлично приспособлен к перемещению по воде. Его сильные лапы снабжены перепонкой, которая позволяет развивать большую скорость плавания, а так же взлетать с воды и садиться на нее. Но эти птицы гораздо хуже адаптированы к перемещению по суше. Из-за небольшой для такой крупной птицы длины ног, по земле они ходят неспешно и вперевалку. Все это выглядит довольно комично и никак не ассоциируется с грациозным плаванием и полетом лебедей.

С помощью длинной шеи лебеди могут доставать корм со дна на глубинах недоступных гусям. В отличие от уток, лебеди не ныряют за кормом, а подбирают его со дна, опуская голову в воду.

Наблюдение за цаплей

Цапля широко распространена на территории России. Их легко распознать. Видов цапель множество. Это серая, рыжая цапля, египетская цапля, кваква, белая цапля, солнечная цапля

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Цапля летает, ходит главным образом по земле, но может влезать и на ветки деревьев. Птица способна передвигаться по болотистой почве. Конечности цапли длинные. Цапля очень серьезно относится к своему внешнему виду. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья – пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень. Птица причесывается этим гребнем после того, как нанесет «пудру». Птица каждый день ухаживает за собой. У цапли достаточно большие крылья. На концах крылья затуплены. Особенность цапли - осанка: ее шея изогнута в виде латинской буквы S. При полете, птица издает звук «крянк».

Едят цапли рыбу, лягушек, раков, змей. Цапля может питаться также ящерицами, сусликами, полевками и различными насекомыми. Самый главный инструмент цапли на охоте – это мощная S-образная шея и клюв. Им цапля молниеносно ловит свою добычу, нанося смертельный удар этим гарпуном. Цапля очень терпелива. Птица может простоять на мелководье много часов, пока не подвернется какая-нибудь жертва. При этом, глядя на цаплю, можно подумать, что она не охотится, а просто о чем-то размышляет. Интересно поведение цапли при появлении человека. Птица, увидев опасность, взлетает из воды. Для взлета цапле не надо выходить на берег. Цапля взлетает, поджимает под себя ноги, при этом нижнюю часть шеи прижимает к спине.

Для цапли не имеет большого значения, на какой высоте ей летать. Эта птица очень храбрая. Если цапля слышит какой-либо шум, например, гул самолета, то ни за что не уйдет и не покинет кладку. К тому же, обладая таким клювом-гарпуном, цапля может отогнать хищников от гнезда. Не каждая хищная птица решится вступить с цаплей в бой. У цапель хорошее зрение, почти не хуже, чем у совы.

На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны. Свои гнезда они в большинстве случаев делают из мелких веток, водорослей и тростника. Гнезда цапель хорошо защищены кустами.

На цапель охотятся браконьеры с целью изготовить чучело из этой красивой и грациозной птицы. Иногда охотники убивают цапель ради забавы. Сейчас отстрел цапель запрещен законом Российской Федерации.

Наблюдение за лягушкой

Цель: познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.

Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.

Стихотворения по теме:

Лягушка-попрыгушка,

 Скачи ко мне без страха,

 Тебя я не обижу,

 Не стукну никогда.

 Скачи, скачи, лягушка —

 Зеленая рубаха,

 Должны мы жить,

 Друг другу не принося вреда.

К. Россетти

 Очень трудно

 Застенчивой,

 Скромной лягушке,

 Проживающей в луже

 На зеленой опушке.

Р.Сеф

Загадки

 Летом в болоте

 Вы ее найдете,

 Зеленая квакушка.

 Кто это?

(Лягушка)

 Скачет зверушка,

 Не рот, а ловушка.

 Попадут в ловушку

 И комар, и мушка.

(Лягушка)

 Под берегом сидит Тарас,

 Кричать горазд.

(Лягушка)

Дидактические игры

"Какая лягушка?". Цель — научить детей подбирать относительные прилагательные.

"Кто больше назовет действий" — дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки. Цель — активизировать словарный запас глаголами.

Подвижные игры

1."Музыкальные ребята".

Цель: научить выполнять движения, не мешая друг другу.

Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура — это "речка". Здесь лягушата будут "плавать".

 Ква! Ква! Ква! (Дети прыгают и говорят: "Ква! Ква!")  В речку прыгать нам пора.

 Ква! Ква! Ква! (Дети "плавают" и повторяют: "Ква!)

 Плавать можно до утра! Ква!"

 Раз, два, три! (Дети "гребут" и повторяют: "Ква! Ква!")

 Лапками греби!

 Ква! Ква! (Выпрыгивают из "речки".)

 На берег пора!

 Ква! Ква! ("Ловят" комаров.)

 Поймайте комара!

2. "Попрыгунчики".

Цель: научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед.

Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запятнанными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.

Наблюдение за комаром

Цели: расширять представления об особенностях внешнего вида комара;

формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку:

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Воспитатель предлагает ответить на вопросы

Как выглядит комар?

Как он передвигается?

Есть ли у комаров уши?

Чем питаются комары?

Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?

Почему комаров называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у комаров?

Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?

Надо мной комарик вьется

И звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьется

И в окошко улетит.

У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть уши, которые находятся в усах.

Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.

Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Подвижные игры

Пронеси, не урони.

Цель: учить перелезанию перекатом через препятствие.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №76 «КАПЕЛЬКА»

Знакомство с лягушками и их жизнью

Сургут 2012

Программное содержание.

Дать детям представление о том, что лягушки — это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки, короткие передние ноги. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши прикрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки питаются мошками, комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а потом выстреливают языком. Их можно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.

Вариант 1.

Целевая прогулка к водоему

Перед прогулкой воспитатель сообщает цель: найти места, где обитают лягушки, познакомиться с их образом жизни.

По дороге воспитатель разговаривает с детьми о том, где они видели лягушек; выясняет, что они знают об этих животных, не считают ли их вредными. Воспитатель предлагает детям поискать лягушек, поясняет, что их можно обнаружить на земле и в воде. Однако заметить их бывает трудно, если они затаились, - у них маскировочная окраска. Их хорошо видно, когда они плывут или скачут. Детям дается задание без шума поискать лягушек, понаблюдать за тем, что они делают.

Рассмотрев все внешние особенности лягушки, воспитатель рассказывает детям, как лягушка липким длинным языком ловит комаров, мошек. Сообщает, что лягушки очень полезны — их надо оберегать. Обсуждает с детьми, что лягушки беззащитны, их спасают только маскировочная окраска и умение хорошо прыгать и плавать. Рассказывает о том, как трудно содержать их в уголке природы, поэтому уносить из мест обитания их не следует.

На следующий день вместе с воспитателем дети рассматривают картины с лягушками из учебно-наглядного пособия «Картины из жизни диких животных».

Вариант 2.

Беседа с детьми по картинам учебно-наглядного пособия «Картины из жизни диких животных».

Ход беседы

Воспитатель демонстрирует картину «Лягушки весной», задает вопросы: что изображено на картине? Каких животных вы видите в воде? Покажите взрослых лягушек, расскажите о них по вопросам: какие они? Что делают? Где обитают лягушки (посмотрите на картину и расскажите про место, где живут лягушки)? Кто это (показывает головастиков)? Чем головастики отличаются от лягушек? Откуда взялись головастики? Что с ними будет через некоторое время? Расскажите, как появляются лягушки, как они растут и становятся взрослыми. В какое время года это происходит (какое время года изображено на картине)?

В ходе беседы после ответов детей воспитатель делает пояснения. При этом обращает их внимание на следующие моменты, лягушки живут в сырых местах — возле пруда, озера, болота они хорошо приспособлены (внешним строением и поведением) к жизни в таких местах. Могут находиться как в воде, так и на суше; откладывают икру, из которой выводятся головастики, это происходит в воде.

Демонстрируется картина «Лягушка летом». Вопросы: какое время года изображено на картине? Что стало с теми головастиками, которые плавали в пруду ранней весной? Посмотрите внимательно на картину и ответьте: сколько на ней изображено лягушек? Что они делают? Что делает эта лягушка (показывает прыгающую)? Почему она может хорошо прыгать? Что она будет делать в воде? Что помогает лягушкам хорошо плавать? Чем питаются лягушки? Рассмотрите лягушку, которая ловит мошек, и ответьте как она это делает, что ей помогает? Кто питается лягушками? Есть ли у них враги? Как лягушки от них спасаются (что им помогает)? Что будет с лягушками осенью и зимой, когда наступят холода?

Воспитатель делает пояснения в тех случаях, когда дети затрудняются ответить на вопросы, объясняет механизм ловли насекомых, значение маскировки, затаивания. На последний вопрос дает возможность высказаться всем детям, выслушивает их предположения, но сам не рассказывает о зимовке лягушек: На следующем занятии мы с вами прочтем рассказ из книги «Экология в картинках» и узнаем, что происходит с лягушками в зимнее время.

Сказка о Журавле и цапле

Построили журавль и цапля себе избушки на разных концах болота.

Журавлю стало скучно жить одному, и решил он жениться.

"Пойду к цапле свататься! Она на меня похожа: и нос у нее длинный, и ноги".

Пошел журавль к цапле - тяп-тяп! Семь верст по болоту шел, пришел и говорит:

- Цапля, ты дома?

- Дома.

- Я пришел к тебе свататься, выходи за меня замуж!

- Нет, журавль, - отвечает ему цапля. - Не пойду я за тебя замуж, ноги у тебя длинные, а платье короткое! Бедно живешь. Нечем тебе меня кормить будет.

Пошел журавль домой ни с чем. Ушел он, а цапля стала думать: "Скучно жить одной, лучше выйду замуж за журавля!"

Пошла к журавлю. Приходит и говорит:

- Журавль, я передумала, возьми меня замуж!

- Нет, цапля, не хочу на тебе жениться, не возьму тебя замуж.

Заплакала цапля от стыда и вернулась домой.

А журавль остался один и подумал: "Напрасно я не взял цаплю замуж: скучно жить одному. Пойду к ней, скажу, что передумал, и женюсь на ней".

Пошел журавль к цапле - тяп-тяп! Пришел и говорит:

- Цапля, передумал я, решил жениться на тебе. Выходи за меня!

- Нет, долговязый, не пойду я за тебя замуж!

Пошел журавль домой, а цапля стала опять думать: "Зачем я не согласилась выйти за него замуж! Одной жить невесело, лучше пойду я замуж за журавля!"

Пошла к журавлю. Приходит, а журавль не хочет брать ее в жены.

Вот так они и до сих пор ходят один к другому свататься, да никак не женятся.

НОВОЕ БОЛОТО (Светлана Барашко)

Жили–были лягушка-квакушка и камыш. Они жили в одном замечательном топком болоте, жили и ни о чем не тужили. Правда, иногда к ним подкрадывались сомнения: они боялись, что люди осушат болото и тогда им придется искать новое место обитания, однако они утешали себя мыслью, что болот на земле хватает и если дать объявление в другие болота, то, наверняка, поступит большое количество предложений.

Тем не менее, нужно признать, что лягушка-квакушка была родственницей знаменитой лягушки-путешественницы, имеющей репутацию во всем мире, чем она очень и очень гордилась, ведь не всем выпадает такое редкое счастье. Кроме того, по вечерам она участвовала в концертах, которые организовывал ветер и опять-таки гордилась своим замечательным голоском.

Ее дружок, камыш, не был столь активным, но тем не менее, жизнь в болоте придала ему красоты и время от времени он рассылал свои замечательные фото в другие болота.

В дневное время лягушка-квакушка и камыш вели непринужденный разговор на различные темы, но самой излюбленной темой их разговора была тема о пользе жизни в воде. Они могли часами разговаривать на эту тему, они очень увлекались и забывали про все. И в самом деле, очень толковая тема, что и говорить! Когда солнышко выглядывало из-за туч и бросало ласковые взгляды на болотную воду, лягушка-квакушка закрывала глаза от удовольствия, а камыш делал реверансы на легком ветерке.

Вот такая жизнь была в этом болоте.

Но вот наступила осень. Осень украсила землю красивым и роскошным ковром из листьев, и только маленький красный листок оторвался от ковра, он летал и летал, был очень одиноким и беззащитным, все время подвергался огромным рискам, то есть попал в группу листочков с высоким риском. Бесспорно, он мог в любой момент погибнуть, но мог попасть и в книжку в качестве гербария, а также мог присоединиться к новой, могучей кучке других листков.

Но он попал в это самое топкое болото, о котором идет речь. Ему крупно повезло, поскольку лягушка-квакушка и камыш были очень дружелюбными и добрыми и сразу взяли его в свою компанию, они отвели ему особое место, где он уютно расположился. Правда, время от времени на болото залетал сильный ветер и листок очень боялся, что он унесет его в неведомую даль вопреки его желанию. Но постепенно листочек научился бороться против ветра, в чем ему помогли лягушка-квакушка и камыш.

Лягушка-квакушка и камыш решили заняться общественной работой, поскольку, поразмыслив, они пришли к выводу, что места в болоте хватает и его обязательно нужно заполнить. Пусть не пустует это замечательное болото, пусть оно заполнится и листками и, может быть, другими жителями, все равно какими. Они решили, что болото нужно было просто-напросто оживить, его нужно было усовершенствовать и поднять на более высокий, современный уровень развития.

– Послушай, лягушка-квакушка, я хотел бы, чтобы болото стало разнообразным, чтобы в нем появились новые виды растительности, но для этого надо приложить немало усилий и стараний.

– Завтра я отправлюсь в одно маленькое болотце и проведу там кой-какую разъяснительную работу по поводу твоих планов. Думаю, что моя поездка не пройдет даром.

– Будем надеяться.

Прошло некоторое время. Лягушка-квакушка и камыш принимали к себе в компанию новых жителей болота. Сюда попали и другие камыши, еще несколько лягушек и много красных осенних листков. Теперь болото преобразилось до неузнаваемости, оно стало настолько веселым и оживленным, что лягушка-квакушка еще лучше стала петь в хоре вместе с другими вновь прибывшими лягушатами.

– Недаром я являюсь родственницей знаменитой лягушки-путешественницы, всегда просто горю, такая крупная общественница.

Теперь болото называется новым, здесь все по-новому. А лягушка-квакушка теперь крупный руководитель, чем она очень и очень гордится.

Теремок (Алексей Толстой)

Ехал мужик с горшками и потерял один горшок.

Прилетела муха-горюха и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

Видит - никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.

Прилетел комар-пискун и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха. А ты кто?

- Я комар-пискун.

- Ступай ко мне жить.

Вот они стали жить вдвоем. Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха.

- Я, комар-пискун. А ты кто?

- Я мышка-погрызуха.

- Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем. Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха.

- Я, комар-пискун.

- Я, мышка-погрызуха. А ты кто?

- Я лягушка-квакушка.

- Ступай к нам жить.

Cтали они жить вчетвером. Бежит зайчик и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха.

- Я, комар-пискун.

- Я, мышка-погрызуха.

- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

- Я заюнок-кривоног, по горке скок.

- Ступай к нам жить.

Стали они жить впятером. Бежала мимо лиса и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха.

- Я, комар-пискун.

- Я, мышка-погрызуха.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?

- Я лиса - при беседе краса.

- Ступай к нам жить.

Стали они жить вшестером. Прибежал волк:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха.

- Я, комар-пискун.

- Я, мышка-погрызуха.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

- Я, лиса - при беседе краса. А ты кто?

- Я волк-волчище - из-за куста хватыш.

- Ступай к нам жить.

Вот живут они семеро все вместе - и горя мало. Пришел медведь и стучится:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

- Я, муха-горюха.

- Я, комар-пискун.

- Я, мышка-погрызуха.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

- Я, лиса - при беседе краса.

- Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. А ты кто?

- Я вам всем пригнетыш.

Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал.

Стихи про лягушек

ЛЯГУШАТА

Раньше были мы икрою, ква-ква!

 А теперь мы все - герои, ать-два!

 Головастиками были, ква-ква!

 Дружно хвостиками били -ать-два!

 А теперь мы - лягушата, ква-ква!

 Прыгай с берега, ребята! Ать-два!

 И с хвостом и без хвоста

 Жить на свете - красота!

В. Берестов

* * *

С базара

-Откуда идёшь ты,

 Лягушка-квакушка?

 -С базара домой,

 Дорогая подружка!

 - а что ты купила?

 - Всего понемножку:

 Купила КВАпусту.

 КВАсоль

 И КВАртошку.

 В.Орлов

* * *

Разговор лягушек

-Кума,

 Ты к нам?

 - К вам, к вам

 К вам, к вам!

 К воде скачу,

 Ловить хочу.

 - А кого, кого, кума?

 -Рака, карпа и сома.

 -Как поймаешь, дашь ли нам?

 -Как не дать? Конечно, дам!

С.Маршак

* * *

Лягушата

Дождь-

 Как будто

 Из ушата!

 В луже

 Скрылись

 Лягушата:

 "Здесь

 Немного

 Подождём,

 Чтод не мокнуть

 Под дождём..."

А.Шибаев

* *

Куда спешат головастики

Вихрем

 Мчится

 Под водой

 Головастик молодой.

 А за ним -

 Ещё пяток,

 А за ним сплошной поток:

 Тот - без ног,

 А тот с ногами,

 Кто - налево,

 Кто - направо,

 Так и носится орава

 Вдоль пруда,

 Вокруг пруда...

 Почему?

 Зачем?

 Куда?

 Головастики

 Спешат

 Превратиться в лягушат!

Б.Заходер

* * *

Ква-ква

Выходим за ворота,

 И сразу отчего-то

 Пугливые лягушки

 Попрятаться спешат.

 А где-то есть большое

 Зеленое болото,

 Где очень много вежливых,

 Веселых лягушат.

 Где каждый головастик

 Кричит прохожим: «Здрасьте!

 Простите, извините

 И будьте так добры,

 Заранее спасибо,

 Не скажет ли кто-либо:

 Хорошее ли место

 Нашли мы для игры?»

 Прохожие, конечно,

 Теряются сперва,

 Потом ногами дрыгнут,

 По-лягушачьи прыгнут

 И закричат: «Конечно!

 Все правильно! Ква-ква!»

Анатолий Мовшович

 

* * *

Лягушонок и мышонок

В траве лягушонок

 Увидел мышонка.

 -Какой вы чудесный! -

 Заквакал он звонко. -

 Ну как вы таким

 Удивительным стали?

 Немало, наверное,

 Вы испытали?

 Мышонок сказал :

 - Я родился весной

 И маленький был,

 Как орешек лесной.

 За лето подрос,

 Нагулял себе шёрстку

 И на зиму зёрен

 Собрал себе горстку.

 Вздохнул лягушонок:

 -А в жизни моей

 Всё было иначе -

 Гораздо сложней.

 Сначала икринкою

 Плавал я в ряске.

 Но вдруг у меня

 Обозначились глазки.

 Я стал головастиком.

 Долго потом

 В воде я резвился,

 Виляя хвостом.

 Но лапки затем

 У меня появились,

 Я громко заквакал

 И на берег вылез.

 Поймал червяка

 Средь высокой травы.

 И тут на полянке

 Мне встретились вы!

Г.Сапгир

   

* * *

Загадки для детей про лягушку

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

(Лягушка)

Летом, в болоте, вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это?

(Лягушка)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Скачет в траве, -

Глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зеленая квакушка,

А зовут ее -...

(Лягушка)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? - (Лягушки.)

Загадки

* * *

Стоит над водой, трясет бородой.

 (Камыш)

* * *

Есть растение одно,

У воды найдёшь его,

Но болото – дом родной,

Тишина там и покой.

Стебли полые, шуршат,

Ветер погулять в них рад,

А цветок, как эскимо,

Знают все его давно.

Что растёт в болоте том?

Как растенье назовём?

* * *

На болоте - ни души,

Там растут лишь… камыши.

* * *

Цветок в воде родится,

А воды не боится. (кувшинка)

* * *

Плывёт белоснежка на зелёной лодочке. (кувшинка)

* * *

Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт. (кувшинка)

* * *

На реке у бора –

Чашка из фарфора.

Как день – она всплывает,

Как ночь – она ныряет. (кувшинка)

* * *

Под водой – змея таится,

Над водой – краса девица

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной. (кувшинка)

* * *

Двое утят на плоту сидят,

А плот утиный

Стоит под тиной

И привязан ко дну за бечёвку одну. (кувшинка)

* * *

Тихо светят меж тростинок

В светлом жемчуге росинок

Чаши бледные ... (кувшинка)

* * *

Белая чашка,

Зелёное блюдце,

Красивы, хрупки,

Но не тонут, не бьются. (кувшинка)

* * *

Снимем мы среди болота

Замечательное фото.

Очень яркая картинка –

Распустилась здесь ... (кувшинка)

* * *

Стоит над водой,

Трясёт бородой.

Стихотворения про цаплю для детей:

* * *

Цапля ходит по болоту,

Будто ищет там кого-то.

Ой боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет сцапать.

Д. Пономарева

* * *

Цапля - птица полевая,

 Ходит отмелью босая,

 Для своих, для стройных ног,

 Цапля не найдет сапог.

А. Ганиев

* * *

Однажды две цапли

 К соседке- подружке

 Спешили на ужин

 Отведать лягушек.

 Им встретилась цапля

 С болота напротив,

 На ужин сходить

 Она с ними не против.

Я. Яковлева

* * *

Камышинками шурша,

 Бродят цапли, не спеша.

 Чтоб в болоте не тонули,

 Встали птицы на ходули.

 Длинным клювом серых жаб

 И лягушек ловко цап!

 Им не жалко их ни капли.

 Потому они и цапли.

Т. Дергунова

* * *

О, цапля! Она благородная птица!

Гордится орел,

Если цаплей родится!

Она создана для большого полета,

Но встала одною ногою в болото,

Вторую поставить боится — стыдится:

Уж больно в болоте плохая водица,

Уж больно противное место — болото.

Да только ужасно лягушек охота!

Г. Дядина

* * *

Маленькая птичка по небу летела.

 На сыром болоте цаплю углядела.

 "Полетели, цапля, в поле подкормиться,

 Там под тёплым солнцем вызрела пшеница."

 Отвечала цапля: "Я бы полетела,

 Но уже сегодня трёх лягушек съела."

С. Колчин

* * *

С отвращеньем скажет кто-то:

 Очень мерзкое болото.

 Совершенно не согласна –

 Здесь уютно и прекрасно!

 Не едите вы лягушек?

 Вас смущает  вид и цвет?

 Да они вкусней ватрушек

 И полезнее конфет!

 Ноги у меня как грабли,

 Шея выгнута в крючок.

 Клювом длинным, словно саблей,

 ЦАП   Лягушку за бочок!

Г. Войнаровская

* * *

Длинноногая цапля -

 Очень строгая мама, -

 Это нужно, не так ли,

 Если детки упрямы?

 Если детки в глубокий

 Омут лезут без спроса...

 И кричит она в шоке,

 И клюет деток носом.

 Вмиг наловит сама им

 И мальков, и лягушек.

 Ах, как радостно маме,

 Если детки послушны! Е. Павлова

* * *

Вышли цапли на охоту,

 Окунули клювы в воду.

 Ищут рыбку, лягушат,

 Накормить чтоб малышат.

 Отнесут добычу деткам,

 Что в гнезде сидят из веток.

 Папа-цапля вежлив очень,

 Сыновьям своим и дочкам

 Говорит он утром:" Здрасьте,"-

 И желает деткам счастья.

 От гнезда ворон гоняя,

 Он потомство сохраняет.

 И галантен также папа,

 Чистит перья маме лапой.

 Детки их зато крикливы,

 Постоянно просят рыбы.

 Дай стрекоз им, саранчи...

 День-деньской гнездо кричит.

 А силёнок наберутся,

 К маме с папой не вернутся.

 Разлетятся кто куда,

 Как и не было гнезда.

Л. Ликбеза

* * *

Знают дяди, знают тёти

Да любой мальчишка знает -

Птицы-цапли на болоте

Постоянно проживают.

Ну, а я живу в квартире

Хорошо мне здесь живётся:

Никакая цапля в мире

К нам вовек не проберётся!

На замки закрыты двери,

А на форточках задвижки.

В дом, прошу вас мне поверить,

Не проникнут даже мышки!

Даже маленькие мошки,

А не то, что птицы-цапли,

Потому-то, оттого-то

Не боюсь я их ни капли!

А к тому же, а к тому же

Эти цапли, каждый знает,

Есть зелёненьких лягушек

На обед предпочитают.

Я не прячусь под подушкой

Почему? Сейчас поймёте:

Потому что не лягушка

И живу не на болоте

В. Живов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....