Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Козлова Наталья Юрьевна

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-исследовательский. Во время опытно-экспериментальной деятельности даже самые неугомонные дети становятся внимательными, послушными любопышками, желающими увидеть, услышать, потрогать и понюхать тайное, неизведанное, спрятанное в глубинах секретной лаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimyy_proekt.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование  у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Козлова Наталья Юрьевна,

воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №4 «Веснушки».

                                                                   

                                                                           Прежде чем давать знания,

                                                                   надо научить думать,

                                                                  воспринимать, наблюдать.

                                                                                            В.Сухомлинский.

Данный вид деятельности весьма сложен для детей.  Но, я считаю, что использование опытной деятельности максимально расширяет знания  детей о свойствах воды. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла необходимых операций. Так как дети младшего дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением, т.е. ребенок лучше запоминает новый материал, когда он его видит, и когда увиденное сопровождается опытной деятельностью, поэтому, использование опытной деятельности способствует запоминанию и более качественному формированию знаний о свойствах воды и воспитывает к ней бережное отношение.

Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифрованием в некую условную систему, а работа с полученными материалами – их расшифрованием. Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать условными знаками, достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном детстве имеются только зачатки этой способности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать ее смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент.

У детей младшего дошкольного возраста происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т.д.

Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А.В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. Чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира.

Основой познания для ребенка младшего дошкольного возраста является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшие развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мера веса, величин, времени, и т.п.).

Так, А.Н.Орлова, кандидат психологических наук, говоря о формировании познания дошкольников, выделяет у детей младшего возраста восприятие, которое  достигает в этом возрасте сравнительно высокого уровня. Им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а так же некоторые пространственные отношения между ними.

Восприятие активно включается в деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.

Сами перцептивные действия у младших дошкольников еще не достаточно совершенны. Произошел только первый шаг – переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны, но пока еще бессистемно. Поэтому очень важно введение в образовательный процесс именно детей младшего дошкольного возраста опытно-исследовательской деятельности, когда наглядное мышление только начинает формироваться, наша задача, как педагогов, способствовать максимальному развитию мышления и в этом нам поможет опытная деятельность.

В основу теории были положены достижения Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков).

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит  в основе возникновения и развития неистощимой  ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной     на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации  получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Данная теория используется нами на практике для решения вопросов о свойствах воды и ее роли в экологии. Для полного усвоения материала о свойствах воды было решено проводить опыты, как во время образовательной деятельности, так и в свободное от нее время.

Дети младшего дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира.

Понимая значение экспериментирования для психологического развития ребенка,  и работая по программе «Детство», мы для проведения опытов с водой в группе создали детскую мини лабораторию, которую оснастили необходимым оборудованием и материалом для реализации предлагаемой нами работы. В ее создание были привлечены дети и родители, что способствовало возникновению интереса и желания проводить опыты.

Создание лаборатории дает возможность воспитателю:

Работать с детьми малыми группами по интересам (по 6-8 человек);

Использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

Не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»).

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется 2 раза в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития познавательных интересов детей.

Во время занятия проводятся с детьми младшего возраста один-два эксперимента (в зависимости от сложности).

Структура проведения экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотез;

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так?);

Ситуация выбора.

Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином - дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и  другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не всегда торопимся с  ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его  самостоятельно.

Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.

Работа в лаборатории нашла отражение и в творческой деятельности детей. Так, после изучения преобразования воды в пар, дети сделали аппликацию с изображением облаков, а, наблюдая за изморозью на деревьях, дети нарисовали деревья, покрытые замерзшей водой – изморозью. Так же, при изучении воды в природе, дети рисовали осадки в виде снега, дождя, тумана.

Для родителей наших воспитанников создавались  «рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для детей и их родителей были проведены занятия, где дети демонстрировали свое умение думать, рассуждать,  быть самостоятельными.

Овладение дошкольниками опытно-экспериментальной деятельности способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для реализации проекта огромную роль сыграла созданная лаборатория, в которую на протяжении длительного времени собирались необходимое оборудование и материалы  для проведения опытов.

Так же, для выполнения опытов и работы в лаборатории были  разработаны правила безопасного поведения при проведении опытной деятельности.  

По данной теме проведятся следующие опыты, направленные на формирование  знаний о свойствах воды.

«Кристальная вода» - выявить свойства воды: прозрачность, запах, льется, имеет вес.

«Форма воды» - вода принимает форму сосуда, в который она налита.

«Замерзшая вода» - лед, состоит из воды, которая при низкой температуре замерзает, твердеет.

«Тающий лед» - лед, при нагревании снова превращается в воду.

«Где вода» - вода имеет свойство впитываться по-разному в предметы.

«Водяная мельница» - вода может приводить в движение другие предметы.

«Звенящая вода» - количество воды, налитое в стакан, влияет на издаваемый звук.

 «Исчезайка» - показать умение воды растворять вещества.

«Цветная водичка» - вода имеет свойство приобретать и менять цвет.

Наша работа направлена не только на формирование элементарных представлений о свойствах воды, но и на    развитие речи, развитие логического мышления, памяти, пробуждение воображения и фантазии, развитие коммуникативных качеств у детей.

С целью проверки и для закрепления и обобщения полученных знаний о свойствах воды мы проводим беседу «Вода. Какая она?».

Так же занятие «Прятки» - игры с водой с целью проверить  накопление у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; определить, насколько дети поняли способность воды изменять цвет;

Кроме этого, данное занятие не только способствует закреплению знаний о свойствах воды, но и развитию речи, активизации словаря, воспитанию аккуратности при работе с водой.

       Занятие «Освобождение бусинок из ледяного плена» проводится с целью создать условия для закрепления представлений детей о свойствах льда — тает в тепле; развить дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

развивать эмпатию, желание помочь другим; воспитывать аккуратность в работе.

Другое занятие, посвященное свойствам воды «Теплая капелька, или поможем колобку умыться», способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; так же знакомит детей со способом получения теплой воды.

Кроме этого, данное занятие способствует воспитанию культурно-гигиенических навыков; развитию чувства взаимовыручки; воспитанию аккуратности при работе с водой.

При проведении занятий для изучения свойств воды необходима огромная предварительная работа, включающая, прежде всего, экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное— горячее». Так же чтение сказок, например Г. – Х. Андерсен «Снежная королева». В зимнее время на прогулке организуются игры со льдом, работы по изготовлению цветных льдинок.

После образовательной деятельности по изобразительному искусству можно рассмотреть воду, окрашенную красками. Также провести дидактическую игру «Разноцветные капельки».

Таким образом, экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо моют руки. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с дедом Знаем и его внуком Почемучкой воду,  добавив в нее песок, пыль – то, что остается у детей на руках после прогулки и оставив ее на длительное время. Вскоре такая вода покрылась плесенью, что привело к возникновению у детей системного мытья рук и заботы о своем здоровье.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

На музыкальных занятиях дети с удовольствием разучивают песню «Волшебник-недоучка»:

А у нас в саду дела — эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски,

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.

То ли еще будет, ой-ой-ой!..

Таким образом, на практике мы  убеждаемся снова и снова, экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.

Использование опытной деятельности способствует не только получению знаний о свойствах воды, но и их запоминанию.

Подводя итоги, я хочу отметить высказывание Р.У.Эмерсона: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Недаром еще Конфуций высказал следующее:

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Полученная радость открытий и побед всенепременно станет вашей радостью и радостью и гордостью родителей.

Список использованной литературы:

Дыбина О.В. Неизвестное рядом. М., 2001.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2007.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2004.

Прохорова Л.Н. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира. Владимир, ВОИУУ, 2001

Рыжова Н. Игры с водой и песком. Обруч, 1997.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Картотека опытов, экспериментов для детей раннего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами воды

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, одной из главных целей которого является экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к п...

Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности

На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике  Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...

Использование занимательного материала по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений

Использование занимательного материала и дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волшебница вода"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста  на тему «Волшебница вода"...