Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волшебница вода"
проект по окружающему миру

Алексеева Лариса Николаевна

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста  на тему «Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_volshebnitsa_voda.docx152.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»

                               (МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)


Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста1.jpg

 на тему

«Волшебница вода»

1241722109_787-1.jpg

                                                                                                  Подготовили воспитатель:

                                                                               Алексеева Л.Н.

                                                                         

г. Пыть-Ях

2020 г.

Паспорт проекта

Образовательная область: познание

Актуальность.

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить.

Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений.

Цель проекта: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.

Задачи проекта:

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

Формировать представления детей о значении воды в жизни человека;

Воспитание бережного отношения к воде.

Оснащение: иллюстрации разного состояния воды, емкости для опытов с водой, игры – эксперименты, дидактические игры.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Практическая значимость проекта:

Практические материалы данного проекта могут быть использованы для развития детей в детском саду и семье.

Тип проекта: познавательно – исследовательский. Краткосрочный.

Срок реализации проекта:   Вторая неделя апреля.

Участники проекта:

Дети  

Воспитатели

Ожидаемый результат:

У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;

Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;

У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр и рассматривания иллюстраций.

Продукты проекта:

Рисунки детей на тему «Вода»;

Дидактические игры: «Собери картинку « (подводный мир), «Мемос» (морские обитатели), «Что изменилось», «Лужи и дождь», «Собери цепочку в море»;

Плакаты: «Где живет вода», «Морские обитатели», «Кто живет в воде»;

Схема «Как лед, снег превращаются в воду».

Презентация проекта:

 Познавательное развлечение «Где живет вода»;

Изготовление плаката – схемы «Как лед, снег превращаются в воду»;

Презентация «Кому нужна вода»;

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Этапы проекта:

 1этап: Подготовительный:

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Постановка цели и задач.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Работа над проектом разбита на следующие темы:

1.Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Стирка белья», «Мы готовим обед»;

2.Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода);

3.Беседы с детьми о воде и значении  воды в жизни человека, растений, животных;

4.Опрос детей по теме «Вода» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных

2 этап: Основной:

Реализация проекта.

Выбор и изучение литературы по теме,выявить объём знаний детей, их интересы и пожелания, определить перспективу  организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).Информирование родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой (баночки, стаканчики, трубочки,  игрушки уточки, рыбки, камешки, ракушки, лодочки, набор резиновых и пластмассовых игрушек, формочки для льда, материалы для игр с водой и мыльной пеной, красители (гуашь, акварельные краски), картинки «Раскрась водой», заводные игрушки  и другое). Чтение рассказов, стихов, пение песенок о воде. Разучивание наизусть стихов о воде. Проведение тематических НОД, рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта;

3 этап: Заключительный:

Познавательное развлечение «Где живет вода»;

Изготовление плаката – схемы «Как лед, снег превращаются в воду»;

Презентация «Кому нужна вода»;

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме».

Ресурсы проекта:

Кадровый ресурс

 

Педагоги: воспитатели групп

Родители воспитанников

Материально-

технический ресурс

  • групповые помещения;
  • технические средства обучения (ноутбук,  музыкальный центр и т.д.);
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература;
  • методические пособия;
  • художественная литература

Информационный

ресурс

  • использование ИКТ;
  • обмен опытом работы
  • изучение методической литературы;

Деятельность по осуществлению проекта

Срок

Виды деятельности

Ответственные

1

10.04.17

Утро добрых сказок.

 Прослушивание аудиосказки «Дюймовочка»

Познание ФЦКМ НОД  «Умывание каждый день».

Ситуативные разговоры «Кому нужна вода»

Подвижная игра «Солнышко дождик»»

Рисование «Дождик по земле босиком прошёл…»

Воспитатели

2

11.04.17

Развитие речи НОД «Приветливый ручей»

Д/и ««Собери картинку (подводный мир)»

Игра – драматизация «Репка»

Социализация НОД  «Весна»

Отгадывание загадок о воде, морских обитателях

Воспитатели

3

12.04.17

Художественное творчество (рисование) «Рисуем речку»

Опыты с водой: «Лед – это замершая вода»

Сюжетно – ролевая игра: «Купание куклы»

Игра «Путешествие капельки»

Воспитатели

4

13.04.17

Познание ФЭМП НОД «Утро и вечер»

Эксперимент «Разноцветная вода»

Чтение сказки «Девочка и дождик»

Д/и  «Кому нужна вода»

Пальчиковые игры «Солнышко и дождик», «Дом»

 Минутка безопасности «Вода бывает опасна»

Воспитатели

5

14.04.17

Художественное творчество НОД аппликация «Ручеёк и кораблик»

Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»

Чтение и обсуждение стихотворения:

«Чудеса творит водица»

Познавательное развлечение «Где живет вода»

Воспитатели

Работа с родителями.

Формы работы с родителями

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

  1. Индивидуальные консультации и беседы
  2. Участие родителей в подготовке и проведении воспитательного – образовательного процесса

1.Групповые консультации

2.Совместная деятельность родителей, детей и педагогов

3.Совместные развлечения

  1. Родительские уголки
  2. Папки-передвижки
  3. Выставки
  4. Видеосъемка
  5. Фотовыставки

6.    Презентации

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

1

Наглядное информирование

10 – 14 апреля

Консультации: «Опыты с водой»

«Поговорим о воде»

Памятки: «Что можно и нельзя делать для поддержания у детей интереса к эксперементированию»

2

Эксперементирование дома

11 апреля

Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

3

Совместная работа с детьми и родителями

(проектная деятельность)

10 – 14 апреля

Подготовка к НОД по художественному творчеству,

Чтение художественной литературы детям,

Оформление схемы «Как лед, снег превращаются в воду»,

Изготовление презентации «Кому нужна вода»

Вывод:

За небольшой период работы над проектом дети узнали,

Возросрост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;

Проект способствовал укреплению детско-родительских отношений.

Этот проект значим для всех участников проекта:

У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.

Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.

Используемая литература:

Е. Е. Крашенников, О. Л. Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;

Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005;

О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2005;

О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2008;

Дошкольное воспитание. - №6. – 2006;

Дошкольное воспитание. - №6. – 2008;

http://playroom.ru/content/view/1415/18

http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1006-proekt-volshebnitsa-voda.html

http://ds82.ru/doshkolnik/1431-.html

http://kyzina.fo.ru/blog/32012

http://detsad-kitty.ru/lessons/3742-sbornik-razvivayushhix-igr-s-vodoj-i-peskom-dlya.html

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0172.shtml

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

http://www.maaam.ru/detskijsad/-ledjanoi-korablik.html

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПОГОВОРИМ О ВОДЕ»

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

Детям можно:

показывать картинки с изображением воды;

рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);

провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например:

 в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).

Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.

В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода.

Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребёнка.

Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды).

Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию.  Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

И раз уж мы вели сегодня разговор о воде, то послушайте некоторые советы о способах закаливания детей.

Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны. Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.

Выделяют два основных способа холодного закаливания:

Закаливание с помощью воздуха.

Водное закаливание.

Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.

Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Опыты с водой»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника, а также достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Проводя эти опыты, дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, увидят, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного!

Цель любого вида экспериментирования – вести детей вверх в познании окружающего мира. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

2. Подобрать материалы (всё необходимое для проведения опыта).

3. Обсудить процесс (что делаем).

4. Подвести итоги (какой результат).

5. Объяснить почему? (доступными для ребёнка словами).

На тематической неделе «Неживая природа» мы с детьми много говорили о воде, её пользе для людей, животных, растений. Посмотрели презентацию, где в природе мы можем увидеть воду, как она попадает к нам в дома, прочитали стихотворение о воде, послушали звук воды.

Вот опыты с водой, которые мы проводили с детьми в течении недели.

Чтобы убедиться в необходимости воды для растений, мы ещё на прошлой неделе посадили одну луковичку отдельно от других на нашем мини-огороде и не поливали её. Уже после выходных дети заметили, что лук, который мы поливаем, начал прорастать, а «одинокая» луковичка просто сидит в земле. Этот опыт ещё продолжается. Так же поступили и с семенами гороха: часть залили водой в баночке (они напитались водой и набухли, ждём, когда прорастут, часть оставили сухими.

Вода прозрачная, без запаха и вкуса.

Перед детьми поставили два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В стакан с водой опустили игрушку, с молоком – деревянную палочку, а потом и игрушку там прятали. Где её видно, где нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Понюхали, чтобы определить запах. Пробовали на вкус простую кипячёную воду, сравнивали с соком на вкус и запах. Сделали вывод.

 Вода – жидкость, может течь.

У детей два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложила аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Сделали вывод: потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реке, не текла бы из крана, мы не смогли бы в ней плавать в бассейне.

Вода – растворитель.

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

В один стакан с водой положили сахарный песок, в другой – соль. Что получается? Растворились они или нет? Попробовали на вкус (каждому раздали ложечки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Здравствуй, лето"

Лето-пора отдыха. Народная мудрость гласит: «Человек отдыхает не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу». И как бы ни были хороши прочие времена года, лето было и остае...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Наши младшие друзья"

Дошкольный возраст-это яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с такой сферой бытия, как природа.  Животный мир – важная часть наш...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Чудо - овощи"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Идет зима аукает"

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природ...

Проект с детьми среднего дошкольного возраста.Тема: "Волшебница вода"

Вода - необходимое условие существования всего живого на планете Земля. Дети сталкиваются с ней  с первых дней своей жизни, поэтому важно познакомить их со свойствами воды, с её значением для жив...