Конспект учебного занятия по образовательной программе "Азбука природы"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Алена Витальевна

Учебный конспект урока "Морские загадки".

Данный урок предназначен для детей 5-6 лет. Для проведения занятия необходим компьютер и проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока60.5 КБ

Предварительный просмотр:

а

Конспект учебного занятия

по образовательной программе «Азбука природы»

Тема занятия:

«Морские загадки»

Возраст учащихся: 4-5 лет, первый год обучения по образовательной программе «Азбука природы».

Раздел программы: «Наши соседи по планете»

Цель занятия: - формирование у детей общих первоначальных представлений о море.

Задачи:

Обучающие:

- пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях;

- способствовать расширению  знаний о правильном поведении человека в природе;

-пополнить и ввести в активный словарь детей слова: «батискаф», «акваланг», «кораллы», «рыба-бабочка», «рыба-ангел», «актиния», «морская звезда», «рыба-еж», «полипы», «рыба-попугай».

Развивающие:

- продолжать развивать психические процессы детей (слуховое и зрительное восприятие, наглядно-образное мышление);

- активизировать у детей интерес к познавательной и учебной деятельности;

- развивать логическое мышление через разгадывание загадок и решение проблемных вопросов;

- подвести детей к мысли, что  компьютер можно использовать как источник информации;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в процессе учебной и игровой деятельности;

- способствовать формированию нравственного, эмоционально – положительного отношения ко всему окружающему миру природы;

- поощрять стремление договариваться между собой, делать выбор;

- формировать бережное отношение к природе.

Материально-техническое оснащение занятия:

аудиовизуальные средства: 

- CD-диск с записью «Звуки моря»;

- компьютерная презентация « Морские обитатели», созданная на основе фотографий из разных источников Интернета;                                                                                                                                                                                                             

- плакат «Профиль морского дна»;

- раздаточный материал – вырезанные карточки с морскими обитателями (по количеству детей);

- иллюстрации к загадкам;

- ракушки, кораллы, морская звезда;

-стаканчик с надписью «Море», соль и пресная вода, одноразовые стаканчики.

Предварительная работа:

- наблюдение за рыбками в аквариуме;

- знакомство со строением рыбок;

- сочинение сказок об аквариумных рыбках.

Форма занятия: комбинированная (занятие-путешествие)

         

Этап занятия

Время

Ход и содержание занятия. Речь педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

1

мин.

Здравствуйте, ребята! Педагог предлагает детям занять свои места.

Занимают свои места

Введение нового материала.

Показ компьютерной презентации

5 мин.

Сейчас я вам загадаю необычную загадку! Пожалуйста, прислушайтесь к волшебным звукам? На что это похоже? Где вы могли слышать эти звуки раньше? (звук моря). А кто из вас был на море? А какое оно – море для вас?  (Синее, зеленое, теплое, холодное)

А еще все моря бывают солеными!

А знаете, сколько соли содержится в стакане с морской водой? (1 чайная ложка)

А давайте попробуем  прямо сейчас приготовить море? Пресную воду вы все пробовали, а я вам сегодня приготовлю морскую воду. ( Педагог в стакан с надписью «море» заливает пресную кипяченую воду и кладет 1 чайную ложку соли, перемешивает).

Много соли? Хотите попробовать воду на вкус?

Бывают  настолько соленые моря, что соль в них выталкивает человека из воды. В этом море нет никаких обитателей – никто не любит такой соленой воды.

Но в других морях животный мир очень разнообразен.

Ребята, давайте теперь отправимся в путешествие по морским просторам.


Под водой человек не может дышать, что нам поможет увидеть жизнь под водой? (Акваланг) Надеваем костюм, маску, баллоны с воздухом, дыхательную трубочку и начинаем наше волшебное погружение. Ребята, займите, пожалуйста, места рядом со стульчиком (место помечено меткой на полу)  и повторяйте за мной.

Слушают музыку, отвечают на вопросы,

рассматривают слайд №1 «Море».

Смельчаки пробуют воду на вкус.

Слайд №2

« Мертвое море»,




















Слайд№3 «Акваланг»

Физкультминутка

3 мин.

На земле не интересно – всё открыто и известно.

Хочешь нового – ныряй

и глубины покоряй!




Приключенье здесь – что надо:




И акулы есть,                      



   и клады!


Их найдет морской турист – весельчак-аквалангист.

(Аквалангист пренебрежительно машет рукой.)


( Аквалангист приседает, имитируя погружение, и делает плавательные движения руками)


(Аквалангист показывает зрителям оттопыренный большой палец.)




(Аквалангист руками изображает закрывающуюся и открывающуюся акулью пасть.)

(Разводит руки в стороны.)





(Руки на пояс и выпрямить спинку)

Основная часть. Знакомство с морскими обитателями.

10 мин.

Ой, ребята, смотрите, куда мы попали!!!

Как красиво – как будто бабочки и цветы!!

Мы с вами в теплом море!

Здесь очень красиво – разнообразные рыбы и другие животные. Например, кораллы. На что они похожи? Кораллы - это животные. Внутри каждого коралла живет много-много полипов. Кораллы не подвижны. (Демонстрация коралла)  Актинии – это тоже животные, которые также неподвижны. Морские звезды – это также животные. ( Демонстрация морской звезды)

А у рыб самые красивые раскраски и причудливые формы. Вслушайтесь, какие у них названия – рыба-бабочка (почему такое название?), рыба-ангел (почему такое название?),  рыба-еж, рыба-попугай.  Все эти рыбки очень любят жизнь среди кораллов, так как находят здесь еду.

Ребята, пришло сообщение  от рыбок (педагог приложил к уху раковинку). Рыбки просят о помощи!!! В море кто-то выбросил много мусора. Помогите,  пожалуйста, очистить морское дно от мусора. Найдите, мусор среди этих картинок.  (Дети ищут картинки с банками, бутылками, среди тех картинок, которые педагог разложил на столе). Педагог слушает раковину – рыбки благодарят за помощь. Дно очистилось. Рыбкам было без нас не обойтись, вы совершили хороший поступок!

Ребята, давайте теперь рыбок выложим на дно нашего моря.





Новая опасность подстерегает рыбок.

Узнайте из загадки, кто угрожает нашим рыбкам:


Гроза всей живности морей.

Не знаем мы зубов острей.

Не зубы – острые ножи.

Ты не боишься? Зря… дрожи!!!

Её боится даже кит,

А безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула.

Кто эта рыбина? (Акула).


Тот, кто отгадывает загадку – кладет рисунок акулы на плакат.


Он плавает на дне глубоком,

А иногда - у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)


Тот, кто отгадывает загадку- кладет рисунок ската на плакат.

Ребята, а вы знаете, что электрический ток у ската образуется во всем теле, но передается он через хвост. Ток помогает скату обездвижить добычу.


Ребята, давайте заглянем в самое глубокое место в море – туда, где живут самые необычные животные. Сейчас мы с вами сядем в батискаф – это лодка для изучения и путешествия на большой глубине.

(выстраивают  из стульчиков подводную лодку ).

Далеко внизу – холодно и темно.

Природа создала специальные приспособления у рыб для жизни на глубине  – фонарики, переливающиеся разными цветами, длинные усики, чтобы нащупать добычу, и светящиеся зубы в огромных пастях, а также тело у них очень мягкое и чаще короткое  – это чтобы толща воды не раздавила рыбок.

Просматриваем слайды рыбок.

Педагог раздает картинки с глубоководными рыбами, а дети выкладывают их на карту.

Ребята, пора  возвращаться домой и поделиться своими впечатлениями о нашем волшебном путешествии. Медленно всплываем! Берем стульчики и садимся на свои места.

Слайд №4 «Коралловый риф», №5 «Разнообразие рыб», № 6 «Кораллы и актинии», №7 «Морские звезды»    

Дети разглядывают коралл и морскую звезду.

№8«Рыба-бабочка», №9 «Рыба - ангел», №10 «Рыба-попугай»,  №11«Рыба-еж»

Выполнение задания - очистить морское дно от мусора.












Дети подходят к плакату с изображением морского дна и раскладывают картинки.





Слайд №9 «Акула»











Слайд № 10 «Скат»




Сладй№11

«Батискаф»








Дети выстраивают из стульчиков батискаф.











Слайд№12-13

«Удильщики»

Итоговое задание.

5 мин.

Ребята, с помощью чего мы совершили наше погружение в море? (акваланг, батискаф)

Какие новые названия рыбок вы запомнили?

Кто «своим могучим током

разгоняет тьму врагов»?

Название, какой подводной рыбы вы запомнили?

Какие животные похожи на цветы?

Какие приспособления у рыб под водой?

Чем человек иногда  загрязняет море?

Как можно охранять природу? (положительная оценка детских ответов)

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание

1 мин.

Педагог просит детей вместе с родителями нарисовать  дома морской мир.

Педагог дарит детям на память наклейки с изображением на них морских обитателей.

Перечень использованной методической и педагогической литературы:

1.Природа. Энциклопедия для детей, Издательство Астрель, Москва, 2001 г.

2. Винсон Браун Книга любителей природы . Гидрометиоиздат,1985 г.

3.Вульфов В.Д. Основы педагогики. М, Урао, 2000 г.

4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников, М., Просвещение, 1995 г.

5.Энциклопедия «Планета Земля», «Живой мир», «География» М, Росмен, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»

Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...

«Путешествие в сказочную страну» Конспект учебного занятия по курсу «Говорим правильно» для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка»

Занятие для детей 5-6 лет.Цели занятия:-Формировать умения обобщать и классифицировать предметы.- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.- упражнять деление слова на слоги, в...

«Будь внимательным!» Конспект учебного занятия по курсу «Умники и умницы» для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка»

laquo;Будь внимательным!»Конспект учебного занятия по курсу «Умники и умницы»для учащихся образовательного объединения«Развивай-ка»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Методическая разработка учебного занятия по образовательной программе "Художественное слово" (говорим красиво, чисто, ясно)

Данная методическая разработка будет полезна как педагогам дополнительного образования дошкольных учреждений, так и родителям детей дошкольного возраста....

Режим учебных занятий по образовательной области физическое развитие

Режим учебных занятий по образовательной области физическое развитие...