"Вот он - Хлебушко душистый!"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Алексеева Ольга Владимировна

Знакомим детей с тем, как выращивали хлеб в старину и выращивают в настоящее время; обращаем внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; учим внимательно слушать и воспринимать предлагаемые музыкальные произведения,  действовать согласно своему  восприятию;  активизируем в речи детей слова: хлебобулочные изделия, ржаная мука, пшеничная, душистый, аппетитный, хлебозавод, пекарня, элеватор и др.; и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolosok_2012.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

с детьми подготовительной к школе группы

 (с использованием ИКТ).

Тема:

«Вот он – Хлебушко душистый».

Подготовили и провели:

воспитатель I квалификационной категории

Алексеева Ольга Владимировна.

Музыкальный руководитель

Клюева Наталья Александровна.

2012г.

 

Тема: «Вот он – Хлебушко душистый».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и выращивают в настоящее время; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; учить внимательно слушать и воспринимать предлагаемые музыкальные произведения,  действовать согласно своему  восприятию;  активизировать в речи детей слова: хлебобулочные изделия, ржаная мука, пшеничная, душистый, аппетитный, хлебозавод, пекарня, элеватор и др.; продолжать учить делать изделия из теста, совершенствовать ручные умения и навыки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, песен на данную тему; чтение произведений М.Глинской «Хлеб», М.Пришвина «Лисичкин хлеб», «Легкий хлеб» (белорусская сказка); наблюдение за разгрузкой хлеба в детском саду; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету; сравнение зерен пшеницы и ржи.

Материалы: интерактивная доска для показа презентации о хлебе; колоски пшеницы; хлеб (белый, черный); мяч; тарелочка с мукой; продукты для приготовления теста; доски, скалки на каждого ребенка; фартуки и косынки для каждого ребенка; все необходимое для мытья рук.

Планируемые результаты:  ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.  

   

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Музыкальный руководитель (обращаясь к детям, стоящим перед входом в музыкальный зал): Сейчас зазвучит музыка - войдите, вбегите или влетите в зал в соответствии с ее характером.

(Звучит «Осень» А.Вивальди)

Дети входят в зал и строятся в центре .

М.Р. К нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

(Поют приветствие «День добрый!»)

М.Р. Сегодня я вас приглашаю на экскурсию. А вот о чем мы будем говорить на экскурсии-  вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

                                         (Хлеб)

М.Р. Правильно, ребята, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А какие  слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? (ответы детей: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).

М.Р. Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают. Знаем, что хлеб очень полезный, так как в нем много витаминов и вкусный и аппетитный. И мы еще раз поговорим о хлебе , ведь о нем можно говорить бесконечно.

В давние- давние времена, когда еще не было ваших бабушек и дедушек было село...

Раздается звон колоколов.

М.Р. «За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе- на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший сын звался Иван.

Братья сеяли пшеницу,

Да возили в град- столицу...»

(Раздается стук в дверь и появляется Иванушка из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».)

Иванушка. Здравствуйте, люди добрые, красны девицы, добры молодцы. Не видали вы здесь Конька-горбунка, друга моего верного? Повезли во град – столицу мы отборную пшеницу, что растили на полях. Путь далек, да дело к ночи.  «…Всю я ноченьку не спал,

                            Звезды на небе считал:

                            Месяц, ровно, тоже светил, -

                            Я порядком не приметил»…

                            Видно все же задремал.

                            Тут Конек мой и пропал.

Вот хожу его ищу, может,  здесь его найду?!

М.Р. Здравствуй, Иванушка.  За конька своего ты не переживай- он у тебя очень умный и сообразительный, травку где-нибудь вкусную нашел, вот и не идет домой. Урожай пшеницы у вас в этот год хороший?        

Иван. Да, урожай хлебушка в этот год хорош, это верно, сытые будем. Квас поставили, скоро готов будет.

М.Р. А в квас  крошки (какие?) добавили? А хлеб из какой посуды брали? (к детям - как посуда для хлеба называется?) В это время Иван затылок чешет - забыл!

М.Р. Иван, а у вас чем хлеб режут?

Иван. Да у нас его ломают.

М.Р. А у нас прибор для резки хлеба есть. Как называется? (хлеборезка)

М.Р. Иван, а у вас кто хлеб печет?

Иван. Бабка Лукерья!

М.Р. А у нас кто хлеб печет?

Дети. Хлебопек!

М.Р. Иван, а у вас где хлеб выпекают?

Иван. В русской печке, а у вас?

Дети. На хлебозаводе.

М.Р. Иван, а кто у вас хлеб выращивает?

Иван. Хлебороб.

М.Р. И у нас- хлебороб.

М.Р. Молодцы, ребята,  на все вопросы правильно ответили, а теперь я предлагаю посмотреть, как же это все происходило в старину.

Показ слайдов, сопровождение рассказом Ивана.

М.Р. Как интересно ты рассказываешь, Иван, но не представляю я , как это- зерно прорастает. Ребята, а вы представляете?

Иван. А мы все сейчас представим , что мы- зернышко.

ПСИХОГИМНАСТИКА (с музыкальным сопровождением).

Представьте, что вы – зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу).

Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). 

И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты, легкое покачивание из стороны в сторону).

М.Р. Наши ребята, Иванушка, знают замечательную песню, которая называется «Расти колосок» (далее исполняется песня).

И. Молодцы, ребята, хорошо поете. Наша экскурсия продолжается. Сейчас мы тебе, Иванушка, покажем, как в наше время хлеб выращивают.

(Продолжение показа слайдов, словесное сопровождение).

Иванушка просит поиграть в игру «Угадай на вкус» (кусочки ржаного и пшеничного хлеба, батона находятся в чистом полотняном мешочке. Дети играют с закрытыми глазами.)

Иванушка. Раз, два. Раз, два. Будет новая игра. А игра называется «Цепочка» (дети на основе картин выкладывают и объясняют последовательность действий при выращивании хлеба и закрепляют названия техники, строений (элеватор, амбар, хлебозавод и т.д.). Используются 2 стола и 2 набора картинок.)

М.Р. Ребята, вы видите, сколько труда вкладывается в вот эту (показ хлеба) маленькую, но такую вкусную , такую родную булочку.

До сих пор звучали слова о хлебе.  А теперь послушаем музыку. О чем она?Сядьте поудобнее, расслабтесь- и слушайте ( звучит фрагмент из Первой симфонии русского композитора 19 века Василия Сергеевича Калинникова)

М.Р. Что? Где? Когда? (вопросы детям)

(Подвожу к выводу- народ- богатырь, а хлеб- батюшка)

М.Р. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете? (дети проговаривают пословицы).

И. Ребята, а вы видели, как перемалывают зерно и из него получается мука? (ответы детей).

- Я предлагаю вам попробовать измельчить её с помощью камня, как это делали в давние времена. (Дети пытаются измельчить зерно заранее приготовленными камнями на доске). Очень трудоемкая работа, на нее уходит много сил и времени, верно, ребята? А сейчас используют современную технику, облегчающую труд человека. (Показ перемалывания зерна с помощью кофемолки, сравнение полученной муки с измельченной камнем.)

И. Ребята, а бабка Лукерья такие пироги да хлеба печет! А вы сами-то пробовали печь? А хотите стать настоящими пекарями и самим приготовить вкусные, аппетитные хлебобулочные изделия? Давайте приготовим тесто, а нам для этого понадобится…(дети перечисляют необходимые продукты для теста.). Показ продуктов.

И. Как вы думаете, ребята, с чего начинают свою работу пекари? (Моют руки.) И мы с вами прежде, чем начать, помоем руки и примемся за дело. (Уходят мыть руки).

Замешивается тесто и раздается небольшими кусочками детям, сравнивается на ощупь, запах, цвет. Дети формируют изделия из теста, выкладывают на противень, и взрослый уносит его на кухню для выпекания.  

И. Славно мы потрудились, нужно место рабочее убрать да порядок навести. (Дети приводят рабочее место в порядок и возвращаются на свои места).

М.Р. Молодцы, ребята, хорошо потрудились, на славу. Хлебные изделия   очень вкусны и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается. Многие люди трудились, прежде, чем хлеб пришел к нам на стол. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. Потом зерно отвезли на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляли на мельницу, где из него делают муку, а муку отвозят в магазины, в пекарню, в детские сады. (Закрепление материала детьми).

 А у нас  после сбора урожая люди веселятся: поют песни, водят хороводы, заводят веселую пляску. (Дети исполняют русский народный танец «Ручеек».).

М.Р. Иван, какой у тебя каравай нарядный!

Иван. Так ведь я- именинник, а у нас традиция- петь «Каравай».

М.Р. Так эта традиция и до нас дошла, мы ведь тоже «Каравай» именинникам поем! Вставай, Иванушка, в центр!

Исп. «Каравай»

И. Как же интересно  у вас, ребята! Вы многое мне показали и рассказали.  Каравай я вам оставляю, чайку с ним попьете,  да ни одной крошки не оставляйте, а главное- хлеб берегите. Хлеб- всему голова! Но мне пора

 возвращаться, может и Конек-горбунок домой вернулся? До новых встреч, ребята.

М.Р. Спасибо тебе, Иванушка, за интересный рассказ, за то, что пришел к нам в гости. А вы, ребята, еще много будете узнавать о хлебе из книг, из произведений искусства, из музыкальных произведений, из произведений поэтов и писателей, ведь  тема «Хлеб»- бесконечна. Берегите хлеб, ребята, хлеб- наше богатство!

На этом наша экскурсия заканчивается (приостанавливается). Спасибо вам, гости дорогие, спасибо вам, ребята!

Окончание НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение «Вот он, хлебушко душистый»

Интересное позновательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

"Вот он, хлебушко душистый!"

Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые.  Тематический проект «Хлеб всему голова» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление...

Праздник "Вот он - хлебушко душистый" в подготовительной группе

Праздник "Вот он - хлебушко душистый" в подготовительной группе...

Презентация "Вот он - хлебушко душистый!"

Данная презентация поможет воспитателям рассказать детям, как к нам на стол приходит хлеб, познакомить с профессиями людей, которые принимают непосредственное участие в выращивании и изготовлении хлеб...

Сценарий осеннего праздника "Вот он, хлебушко душистый!"

Содержание сценария направлено на нравственное воспитание детей через эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты: воспитанники посредством танцевального, литературного, игрового творчества...

"Вот он - хлебушко душистый!"

Формировать у детей в игровой форме представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле поможет материал развлечения "Вот он - хлебушко душистый!". Воспитатели смогут расширить и...

Проект «Вот он хлебушко душистый».

                                  Цель проекта:1. Формирование целостного представления о процессе выращиван...


 

Комментарии

Алексеева Ольга Владимировна

Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.

Алексеева Ольга Владимировна

Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.

Алексеева Ольга Владимировна

Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.