Рабочая программа по кубановедению: «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»
рабочая программа (окружающий мир) по теме

Муратова Валентина Николаевна

 

Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.

 

Задачи:

- сообщение элементарных знаний о родном городе, Краснодаре, Краснодарском крае;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим родного города, края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием;

- ознакомление с достопримечательностями, традициями города, края;

- ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;

- ознакомление с кубанским культурным наследием;

- нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное);

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Используется педагогами нашего ДОУ в учебно - воспитательном процессе с 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proramma_kuban.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Наименование

№ страниц

Актуальность

3

Цели и задачи программы

3-4

Основные принципы построения программы

4

Структура программы

5

Методология педагогичного процесса

6-7

Цели и задачи по основным темам программы с учетом возраста детей

8-15

Объем знаний и представлений детей к окончанию детского сада

16

Условия реализации программы

17-18

Библиографический список

19

Приложения

20

Пояснительная записка.

Какая притягательная сила  заключена в том,  что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать  стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны. В дошкольном детстве ребенок – пластилин, а мы, педагоги, родители – скульпторы и от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны, часто ли мы будим видеть кучи мусора после праздников или посещений людьми массовых мероприятий, загрязненные бытовыми отходами речки, малоприятные надписи на остановках и детских площадках, грубое отношение к живому.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.

Задачи:

- сообщение элементарных знаний о родном городе, Краснодаре, Краснодарском крае;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим родного города, края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием;

- ознакомление с достопримечательностями, традициями города, края;

- ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;

- ознакомление с кубанским культурным наследием;

- нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное);

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного города со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, в разных учреждениях, на фермах, полях и т.д.;

- в родном городе, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.

Решая  задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах.

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на  любознательность ребенка.
  3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
  4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
  5. Принцип интеграции образовательного содержания  разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
  6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
  7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

Ознакомительный материал в данной программе  планируется по темам:

- ознакомление с  природой родного края;

- развитие труда и ремесел на Кубани;

- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани;

- люди,  прославившие кубанскую землю.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в  возрастных группах. В зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых знаний они конкретизируются в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения.

Работа по каждой теме включает:

- специально организованную деятельность;

- совместную деятельность:

  1. игровую,
  2. познавательную,
  3. трудовую,
  4. художественную;

         - самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом  имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью,  смекалкой, юмором.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому необходимо использовать следующие методы:

- практические:

  1. дидактические игры;
  2. подвижные  игры;
  3. творческие игры;
  4. трудовая деятельность в природе;
  5. опытническая деятельность;
  6. продуктивная деятельность.

         - наглядные:

  1. рассматривания;
  2. наблюдения;
  3. прогулки;
  4. экскурсии по территории детского сада и вне ее;
  5. просмотр видеозаписей о родном крае

- словесные:

  1. беседы;
  2. рассказ воспитателя;
  3.  рассказ из личного опыта;
  4. ознакомление с художественной литературой

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанки костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда и т.д.

В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому целесообразно использовать такие методические приемы, как:

- сравнение;

- вопросы,

- индивидуальные задания,

- обращение к опыту детей,

- предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,

- рассказ из личного опыта,

- использование художественных средств в зависимости от темы,

- игровые приемы и др.

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.

Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять.

Использование игровых приемов позволяет важно для повышения познавательной активности, заинтересованности, для создания эмоциональной атмосферы занятия.  

Использование художественных средств в разных сочетания в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись -  помогают поддерживать эмоциональный фон занятия. Способствуют эстетическому развитию дошкольников.

Тема 1. Ознакомление с  природой родного края.

Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства.

В данном разделе перед педагогом поставлены следующие задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства.

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях Краснодарского края, города Курганинска.

- формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» -  «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок.

Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса, моря и реки.

У дошкольников любовь к природе выражается, прежде всего,  действенным, бережным отношением к ней. Это элементарная забота о животных, посильный труд по выращиванию растений и т.д.

Задачи данного раздела по возрастным группам:

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- дать первоначальное представление о домашних животных и домашней птицы на основе привлечения опыта детей по данной теме.    - воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к живому посредством ознакомления с природой ближайшего окружения: уголок леса, уголок сада, цветники, живые объекты  на территории ДОУ.

- продолжать знакомить детей с домашними животными и птицей, обитающими на Кубани.

- познакомить с дикими животными  и птицами лесов  близ города Курганинска.

- учить правилам поведения в лесу, воспитывать желание относится к природе охранительно, бережно.

-сформировать представление о водоемах города Курганинска – реке Лабе, Куксе.  

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ.

- познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, рекой Кубань, Белой.

- закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; воспитывать охранительное отношение к ним.

- показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе.

- воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края.

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ.

- расширять знания детей о естественных водоемах Краснодарского края: морях, рек, лиманах, озерах.

- закреплять знания о растительном и животном мире Краснодарского края: обитателях степей, лесов, гор.

- показать  зависимость животного и растительного мира  от  условий обитания.

- познакомить детей с заповедными местами Краснодарского края -  Кавказским заповедником, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.

- воспитывать бережное, заботливое, охранительное  отношение к природным богатствам нашего края.


Тема 2. Развитие труда и ремесел на Кубани.

Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное прикладное искусство Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин – казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На Кубани возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:

- художественная обработка соломы;

- вышивка;

- вязание крючком;

- вязание спицами;

- лоскутная техника;

- ковроплетение;

- петриковская роспись;

- ковань;

- лазоплетение;

- резьба по дереву и др.

Чтобы лучше понять процесс развития казачества, целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.

В процессе приобщения дошкольников к кубанским ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т.д.

Основным видом деятельности людей в Краснодарском крае является сельское хозяйство. Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цветоводством, лесоводством. А также с животноводством.

В настоящее время на Кубани развивается промышленность, курортный бизнес, туризм. Это связано с географическим положением Краснодарского края.

Действенным методом по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых является приглашение родителей и рассказ на основе личного опыта о  профессии.

 Основные задачи данного раздела:

- формировать обобщенные представления о различных видах труда и ремесел на Кубани, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека;

-  расширять кругозор детей,  развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени;

- воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- формировать представления о труде взрослых посредством ознакомления с трудом взрослых ближайшего окружения: помощника воспитателя, дворника, медсестры, врача, повара.

- формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, телеграфа; поликлиники, труде хлеборобов.

 - закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада.

- формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями города: ОАО « Галан», сахарный завод, элеватор, ООО «Хлеб» и др.  

- закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством.

- показать связь между климатическими условиями и развитием промышленности и сельского хозяйства.

- формировать первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края. - закреплять знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями города, края: ОАО « Галан», сахарный завод, элеватор, ООО «Хлеб», Курганинский комбинат нерудных материалов и др.

- подчеркнуть вклад труда кубанцев в развитие всей страны.

- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:

- плетение, ткачество;

- кубанская вышивка: рушники, хусточка;    

 - резьба по дереву.

- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:

- ковань;

- лозоплетение;

- лоскутковая техника;

- Петриковская роспись;

-керамика.

Тема 3. Развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани.

В этом разделе детям сообщаются знания об истории заселения Кубани, жилища казаков, рассказывается о внутреннем убранстве кубанского жилища, дети знакомятся с историей возникновения кубанского костюма.

 Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.  Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории  города Курганинска и Краснодарского края  собранные в краеведческом музее, позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

Также даются сведения и понятия о родном городе, детей знакомят с историей возникновения города Курганинска, его символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Задачи:

- развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;

- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому г. Курганинска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость за родину;

- активизировать  познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- знакомить детей с родным городом посредством ознакомления с ближайшим окружением: детский сад, родная улица.

- познакомить детей с родным городом, улицами, объектами города: школами, детскими садами, кинотеатром, почтой, поликлиникой.

 - расширить представление о станицах, прилегающих к г. Курганинску, сравнить город и село.

- познакомить детей с историей возникновения города Курганинска.

- воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям города:  мемориал Ника, парковой зоной; объектами города: музеем, библиотекой, художественной и музыкальной школами.

- формировать первоначальные знания о городах Краснодарского края: Армавир, Краснодар, Анапа, Сочи и др. на основе привлечения опыта детей по этой теме.

- познакомить с символикой города Курганинска.

- закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам.

- познакомить с достопримечательностями города – Свято – Вознесенским храмом, площадью имени К. Лучко.

- рассказать об истории возникновения некоторых улиц.

- познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений об жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков.

- познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани.

- познакомить детей с историческим прошлым  Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды.

- формировать первоначальные сведения о городе Краснодаре как столице Краснодарского края, его достопримечательностях.

- познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилищах кубанцев.

 - продолжать знакомить с историей жизни казаков, дать представление о появлении имен и фамилий.

- познакомить детей с историей возникновения города Краснодара (Екатеринодар), символикой Краснодарского края. 

Тема 4. Люди, прославившие кубанскую землю.

Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно-танцевальное традиционное народное творчество. В городе Курганинске имеется свой казачий ансамбль, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.

Наряду с кубанскими народными песнями необходимо знакомить детей и песнями композиторов Кубани – Г.Ф. Пономаренко, творчеством кубанского казачьего хора.

Знакомство с кубанскими художниками, поэтами, а также с поэтами, чьи произведения отражают красоту кубанской земли, силу кубанского народа помогают детям осознать значимость своего края, народа  в огромном мире, воспитывают эстетически чувства, способствуют приобщению к культуре родного народа. Произведения кубанских поэтов внесены в каждую тему программы в раздел «художественная деятельность». Дополнительно полезно знакомить детей с произведениями кубанских поэтов: В. Нестеренко, В. Бордадым, И. Беляков, К. Обойщиков и др., включая в совместное чтение, рассказывание  и заучивание.

 В рамках данной  темы дети целенаправленно знакомятся  с земляками, которые оставили «свой след» в истории города и края.

Также в рамках данной темы дети получают знания о героях Советского Союза г. Курганинска,  знакомятся со спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта на Кубани.

В данной теме решаются следующие задачи:

- средствами художественной литературы различного жанра знакомить детей с доступными их пониманию эмоциональными переживаниями, поступками и проблемами людей, приобщать детей к истокам народной культуры родного края:

- знакомить детей с фольклорным и музыкальным, литературным и художественным  наследием кубанского народного творчества;

- воспитывать чувство гордости за родную землю, стремление прославить свой город, край на основе ознакомления с земляками, прославившими родную землю.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми.

- приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми.

- познакомить детей с творчеством кубанских поэтов: К. Обойщикова, И Вараввы.

- познакомить с творчеством кубанского композитора  Г. Пономаренко.

- познакомить с творчеством кубанского художника А.М. Дудкина.

 - познакомить с героями Советского Союза г. Курганинска В. Серовым, И. Сериковым.

- воспитывать чувство гордости,  патриотизма.

- закрепить и расширить знания детей о творчестве кубанских поэтов, художников, композиторов, о подвигах земляков во время ВОВ.

- познакомить с творчеством Кубанского казачьего хора.

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом посредством знакомства со спортсменами города Курганинска, их наградами.

К концу подготовительной группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.

- знать название родного города Курганинска, края, города Краснодара как главного города Краснодарского края, крупных городов Краснодарского края, символику родного города,  края;

- знать достопримечательности города Курганинска;

- знать историю возникновения городов: Курганинска,  Краснодара;

 - знать основные промышленные объекты  г. Курганинска, профессии людей в городе и станицах.

- знать объекты  живой природы лесов, степей,  водоемов  и гор Краснодарского края;

-  иметь представления о климатических условиях края, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями края;

- иметь представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира. Знать некоторых представителей Красной книги.

- знать  и называть составляющие кубанской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;

- иметь представление о жилище кубанском казаков в историческом прошлом;

- иметь представления о кубанских народных ремеслах;

- знать произведения кубанских поэтов.

Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности,  в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке важно иметь кубанские костюмы, утварь, рушники, и т.д., что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей.  В познавательный уголок целесообразно внести фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику города Курганинска, Краснодарского края, фотографию губернатора Кубани. Можно изготовить макеты кубанского подворья, остов хаты с убранством и др. В уголок продуктивной деятельности  поместить изделия кубанских умельцев. Все это расширят возможности ребенка в боле успешном приобщении к культуре родного народа.

Формирование патриотических чувств  эффективнее, если  семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Ведь позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка.  Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, посильная любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: « Здесь строится…», « Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Кубани, знаменитых людях…» и т.д. Чтоб ребенок осознал себя как равноправный член семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному труду дома, совместно готовится к отдыху, праздникам. Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны.

Особого внимания требует от родителей тема «Родная природа». Ведь именно взрослый близкий человек, которому ребенок доверяет, которого любит, и стремиться подражать является образцом поведения в природе, отношения к живому. Поэтому взрослый должен стать ребенку  положительным примером для подражания . Родителям необходимо доверять детям работы по уходу за объектами природы, ведь природа – это источник не только нравственного воспитания, но и трудового.

Можно сделает вывод, что для успешной реализации программы требуются следующие условия:

Библиографический список.

  1.  Бардадым В. « Вот как мы живем». Краснодар, 1985
  2.  Бардодым В. « Хозяюшка». Краснодар, 1991
  3. Беляков И. « Уважаемые люди».
  4. Бондарева Н.А. «Казачий костюм юга России», Армавир. 2004
  5.  Васнева А.Г. « Знай и люби свой край». Краснодар, 2002
  6. Гринг Л. « Природа родного края». Краснодар, 1999
  7. Жуковская Р.И.. Виноградова Н.Ф.. Козлова С.А. « Родной край». М.. Просвещение, 1990.
  8. Иванова Т.Ю. « Петриковская роспись», Армавир. 2003
  9. Кондакова Г.  Материал « Город над Лабой. Курганинску посвящается…», Курганинск
  10. Кубанские народные ремесла. Армавир, 2004
  11.  Лотышев И.П. « Путешествие по родному краю». Краснодар. 2001
  12.  Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. « Воспитание у дошкольников любви к малой родине». Краснодар, 2007
  13.  Мирук М.В. « Введение в историю Кубани». Краснодар, 2004
  14.  Н.А. Бондарева «Культурное наследие кубанского казачества». Армавир, 2004
  15.  Нестеренко В. « Веснушки». Краснодар. 1987
  16.  Нестеренко В. « Заветное желание». Краснодар. 1987
  17.  Обойщиков К.А. « Это – можно, это – нет». Краснодар, 1990
  18.  Газета «Курганинские известия» № 9 от 31.01.2009 г.

Приложения.

Наименование

Приложение 1. «Перспективное планирование специально организованной деятельности с учетом возраста детей».

Приложение 2. «Диагностический инструментарий».

Приложение 3. «Конспекты специально организованной деятельности с детьми».

Приложение 4. « Кубанские народные игры».

Приложение 5. « Сценарии праздников, развлечений».

Приложение 6. « Произведения кубанских поэтов».

Курганинский район г. Курганинск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад № 34 г. Курганинска

     Утверждено

Решение педагогического совета №____

        от_________

                                                 Председатель педагогического совета

_____________________Т.П. Кузьмина

Модифицированная (авторизованная) программа

« Ознакомление дошкольников с историей и культурой  малой родины».

Для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Старший воспитатель – Муратова Валентина Николаевна.

Программа разработана на основе:

-  государственной образовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Автор В.И. Логинова. Т.И. Бабаева. Н.А. Ноткина и др.; под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Л.М. Гуревич. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2006 г.

- с использованием учебно – методического пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края « Знай и люби свой край». Составитель – Васнева А.Г.. Краснодар, 2002 г.

Эксперты:

Заведующая дошкольного отдела -  Н.В. Кузьмина ______________

Заведующая МДОУ ЦРР № 34 – Т.П. Кузьмина  ________________

Старший воспитатель МДОУ № 7 – Бирюкова С.Ю. _____________

     

Участники ВОВ

Спортсмены

Композиторы

Художники

Поэты

Люди, прославившие кубанскую землю

Условия реализации программы

Успешное взаимодействие с родителями по вопросу патриотического воспитания дошкольников

Информационная компетентность педагога в области краеведения

Предметно – развивающая среда с внесение регионального компонента

Взаимодействие с социумом

Сотрудничество с сопредельными структурами

Детская музыкальная школа

Детская художественная школа

Средняя образовательная школа

Курганинский исторический музей

Детская библиотека

Мир природы города, края

Растительный мир

Животный мир

Полезные ископаемые

Климатические условия

Красная книга, заповедные места

Водные объекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".

Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» (приложение к программе по кубановедению)

Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование ...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины»

Необходимо познакомить дошкольников с прошлым и настоящим села, города, тем самым  формировать любовь к малой Родине .                      ...

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеве...


 

Комментарии

Руденко Людмила Николаевна

Огромное спасибо за рабочую программу по кубановедению :"Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины" очень много материала.Вы просто умница.