Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»
методическая разработка

Спиченкова Ирина Геннадиевна

Тема«Город, в котором я живу».

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества личности дошкольника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему:

«Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема«Город, в котором я живу».

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества личности дошкольника.

Задачи:

Обучающие задачи:

Обобщить знания детей о названии родного города, улица ближайшего окружения, его символике.

Обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения города.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Закреплять умения детей устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Развивать у детей интерес к истории Отечества

Развивать коммуникативные навыки.

Способствовать речевому развитию через обогащение на активизацию словаря.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотизм, уважение к культурно историческому наследию.

Воспитывать эмоционально-целостное отношение к городу, любовь к нему.

Воспитывать желание работать вместе, сообща.

Активизация словаря: город Каменск-Шахтинский, герб, флаг, достопримечательности, экскурсоводы.

Оборудование: ТСО, интерактивная доска, карта, мольберт.

Предварительная работа:

экскурсия в музей, чтение художественной литературы о достопримечательностях города Каменск-Шахтинского, рассматривание иллюстраций о деревне и городе, рассматривание символики (флаг и герб) города Каменск-Шахтинского.

Интеграция областей: «Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Ход занятия

№1 Выход детей

Слайд 1: Заставка

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда еще никого в детском саду не было, я случайно услышала, как кто-то ворчит. Давайте посмотрим, кто там прячется в уголке.

- Ой, да это старичок-домовичок Кузя. Послушаем, что он там бормочет.

№2 Запись

Домовой: Ой, беда-беда, огорчение! Жил я раньше в деревне, ни забот, ни хлопот не знал: пять домов и две дороги, телега с лошадью, коровы пасутся.

Воспитатель: Постой, Домовенок! Поздоровайся сначала с ребятами, а потом расскажи нам свое огорчение.

№3 Запись

Домовой: Здравствуйте, ребята! Попал я в ваш город из деревни, тогда и начались у меня все неприятности. Уж очень мне захотелось с другом своим Нафаней повидаться, а он в городе вашем живет. И я увидел, что город совсем не похож на нашу деревню.

Воспитатель: конечно, не похож, город отличается от деревни. Наши ребята могут тебе об этом рассказать. Они хоть и в городе живут, но в деревне бывали и картинки о деревне рассматривали.

Беседа об отличительных особенностях деревни и города. 

Слайд 2:  деревня

Дети: В деревне одноэтажные дома, мало дорог, почти нет асфальта, мало машин, магазинов, мало жителей.

Слайд 3:  город

 - А в городе многоэтажные высокие дома, много магазинов, машин, красивые парки, много людей.

№4 Запись

Домовой: вот я и заметил разницу.

Воспитатель: Как вы считаете, с чего мы начнем знакомство с городом, о чем нужно рассказать домовёнку Кузе?

Дети: рассказать об улицах, о домах, о достопримечательностях.

Воспитатель: Давайте  начнем  со знакомства.

Воспитатель: Маша, Даша, Соня, Леша. Что я назвала?

Дети: Это имена детей.

Воспитатель: Верно. И наш город имеет свое имя. Как называется наш город?

Дети: Наш город называется Каменск-Шахтинский.

Слайд 4:  город Каменск-Шахтинский

Воспитатель: А в какой области он находится?

Дети: Наш город находится в Ростовской области.

Воспитатель: А почему наш город Каменск-Шахтинский так называется?

Рассказ ребенка (Кирилл Коломыцев)

Все привыкли к названию нашего города, но мало кто знает, почему Каменск именно Шахтинский? Когда станица Каменская стала городом, возникла проблема, так как на карте был уже населенный пункт с таким названием, решено было добавить к названию нашего Каменска «отличительный знак» – Шахтинский.

Стихотворение:

Триста сорок лет назад,

Город юности моей.

Зарождался на глазах,

Казаков донских степей.

У притока реки Дон,

На берегу Донца реки.

Вырос город, слава Богу,

Им гордились казаки.

И сейчас он процветает,

Город Каменск, дорогой.

Так родился новый Город,

На святой земле Донской.

Воспитатель: Наш город располагается по берегам реки. Как она называется?

Слайд 5:  Река

Дети: река Северский Донец.

Воспитатель: А как называют жителей города Каменск-Шахтинского?

Дети: каменчане.

Воспитатель: У каждой страны, города есть своя история. Издавна на земле существовала добрая традиция: каждый город имел свой герб, флаг, который отображал прошлое, настоящее города, его богатство, достопримечательности. Такой герб и флаг есть и у нашего города.

Д/и. «Собери флаг и герб».

Воспитатель: Перед вами разрезанные части герба и флага, давайте соберем  картинки и покажем Домовенку флаг и герб нашего города.

Но собирать части картинок мы будем следующим образом: по очереди подходим к столу, кладем часть картинки и  говорим по одному красивому слову о нашем городе.

(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный)

Слайд 6:  Флаг и герб Каменска

Воспитатель: Обратите внимание на экран, справились мы с заданием, правильно собрали флаг и герб города?

Хорошо потрудились, предлагаю немного отдохнуть и размяться

Физминутка

Утром рано мы встаём,    (поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.     (показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,  (руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.           (ходьба на месте)

Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,           (поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,          (вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,  (передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.      (развести руками)

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном. (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, - (показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.   (поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, пусть цветёт  (руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный. (развести прямые руки в стороны)

Воспитатель: Какой замечательный у нас город. Есть школы, детские сады, библиотеки, парки, магазины, красивые памятники. Можно целый день гулять по городу и любоваться его достопримечательностями.

-  Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивое, памятное место, которое украшает наш город) 

Игра «Экскурсоводы»

Воспитатель: - Сегодня я хочу предложить вам поиграть в интересную игру «Экскурсоводы».

Кто такие экскурсоводы? Это люди, рассказывающие о чем-то интересном. Вот и мы с вами давайте расскажем о некоторых интересных местах нашего города.

СЛАЙД   №  7   Мост и набережная

Первая наша остановка на въезде в город- мост через реку Северский Донец.  В Каменск-Шахтинском есть широкая Набережная, куда приезжают молодожёны, вешают замочки, закрывают на ключики и выбрасывают в реку. А ещё есть мост, который соединяет Старую Станицу и Каменск-Шахтинский.(Лера)

СЛАЙД № 8 Ж.д. вокзал

Воспитатель: Также в нашем городе есть железнодорожная станция и вокзал является достопримечательностью Каменска.

- Первый железнодорожный вокзал станции Каменская был построен вблизи улица Ленина, тогда её называли Вокзальная.

40 лет спустя был построен был построен другой вокзал. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города немцами вокзал был разрушен. Современное здание вокзала было построено всего 70 лет назад.

Железная дорога нужна для перевозки пассажиров и грузов, а вокзал служит для обслуживания пассажиров.

Вокзал содержит билетные кассы. зал ожидания, оснащён платформами (2 штуки) – перронами. (Рома)

Воспитатель: А вы знаете, что есть очень интересный факт про наш город.

СЛАЙД № 9

Городской компас

Две главных улицы города проспект расположены перпендикулярно друг другу и ориентированы приблизительно по сторонам света. А это значит, что по ним можно определить, где юг, а где север.

Проспект Карла Маркса протянулся с северо-востока на юго-запад и начинается от набережной Северского Донца. Улица Ленина— с северо-запада на юго-восток, начинается от железнодорожного вокзала и спускается к Северскому Донцу.

Слайд №10 ДК и парк имени Маяковского

 

Недалеко от ж.д вокзала находится ДК имени Маяковского и парк Маяковского. Названы они в честь русского поэта. В ДК проходят праздничные концерты и народные гуляния. В парке очень много разных деревьев и кустарников. В парке есть Дом Природы , в котором присутствует растительный и животный мир Каменского района.(Ульяна)

Слайд №11 Памятник Стелла Героям- Пионерам

Поднимаясь выше от Набережной, в районе парка Горького находится Памятник-Стелла Героям –Пионерам. В ВОВ школьники помогали русским солдатам и за это были расстреляны. Они совершили подвиг- и память о них увековечены на стене, где написаны их имена.(Ева)

Слайд №12 Вечный огонь

Воспитатель: Следующее знаменитое место нашего города- около Площади Труда Мемориальный комплекс у Вечного Огня в память о защитниках- освободителях ВОВ.

Вечный огонь является символом вечной памяти о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от врагов. Около Вечного огня на постаменте стоят два советских танка, экипажи которых совершили освободительные подвиги во время войны.(Макар)

Слайд № 14 Краеведческий музей

Воспитатель: В нашем городе есть краеведческий музей. Дети поднимите руки, кто бывал там с родителями?

Он расположен в бывшем казачьем купеческом двухэтажном доме. Там можно увидеть предметы старинного казачьего быта и оружие времён войны.

 При входе в музей стоит памятник Подтёлкову и Кривошлыкову. (Степан)

Слайд № 15 Площадь Шаденко с бюстом атамана Платова и Стеллой с тачанкой.

Площадь Щаденко переименовали в площадь Платова. На площади возле церкви  установлен памятник атаману Платову. По инициативе атамана была заложена станица Каменская.

Слайд № 16 Парк Победы

- На микрорайоне 60 лет Октября есть Парк Победы с памятниками героям ВОВ.

№ 5 Запись

Домовёнок: Ой! Вот оно! Вот это место, где живёт мой друг Нафаня! И теперь смогу легко добраться до него.

Воспитатель:  Знаешь, Домовенок,  ребята очень хорошо знают свой родной город и сейчас прочитают стихи о нем.

На ладонях донецкой земли,

Затерявшись в степях исполинских,

Где беспечно шумят ковыли,

Расстелился наш Каменск-Шахтинский.

Вот два танка стоят величаво,

И солдат с рюкзаком на плече,

Здесь хранится бессмертная слава,

Искры памяти в Вечном огне.

Вот Гагарина грозное зданье,

Нас колонами манит к себе,

Вот фонтан, где впервые свиданье,

Сотни пар назначают судьбе. (Даша Лисогор)

Я люблю свой милый город.

Здесь родился, здесь живу.

Я люблю свой милый дворик,

Где с ребятами дружу. (Кирилл)

Желаем городу расти и развиваться.

А горожанам жить и наслаждаться.

Любимый город шлем тебе привет,

Желаем благоденствия тебе на много лет! (Мира)

№ 6 Флешмоб «Город детства»

Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас на веселый флешмоб «Город детства»

Воспитатель: Дорогие ребята! Вы хорошо знаете свою малую Родину, город Каменск-Шахтинский и по — праву можете называться юными каменчанами.

        № 7 Эмблемы Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный каменчанин». Любите свою родину- большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции!

№ 8 Запись

Домовёнок: Спасибо вам ребята за такую интересную экскурсию. А я вам приготовил гостинцы. №9,10 Заставка угощения

Дети: Спасибо

Воспитатель: До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: "Детский сад - второй наш дом "

Данный конспект разработан для детей второй младшей группы и предназначен для формирования положительного отношения  к детскому саду и  ознакомления детей с профессиями сотрудников....

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Кузбасс - наш родной край, наша малая Родина»

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.Образовательные задачи:·...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников первой младшей группы. Тема: «Моя семья»

Конспект НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников первой младшей группы.Тема: «Моя семья»...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними»

Цель: Формировать представления детей о хороших и плохих  поступках,          вызвать желание совершать хорошие поступки....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Русский каравай»

Педагогические ориентиры: Воспитывать уважение к традициям русского народа, бережное отношение к хлебу; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; обобщить знания детей о...