методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Макарова Наталия Васильевна

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nabl.mat-i-machehi.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ВЕСЕННИМИ ЦВЕТАМИ - МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Программное содержание:

1 Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста.

2 Учить ориентироваться по карте-схеме, находить объекты, обозначенные условно.

3 Активизация словаря за счёт слов: мать-и-мачеха, первоцвет, дикорастущее, песчаная, глинистая почва, чешуйки, лекарственное.

4 Учить детей наблюдать, развивать у них внимание, способность самостоятельно замечать свойства предметов, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.

5 Вызвать интерес и бережное отношение к растениям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование и материалы: иллюстрации дикорастущих растений, карта-схема участка, мелки.

На улице около двери обращаю внимание детей на нарисованную стрелку, которая приглашает отправиться на поиски неизведанного. Это первая стрелочка, а таких надо найти пять и мы отправляемся в путь от дверей детского сада к нашему участку. Найдя последнюю стрелочку я предлагаю детям рассмотреть план-карту нашего участка и назвать основные объекты (карусель, скамейка, пожарная машина, песочница).

Нам надо найти цветок на газоне, но сначала давайте познакомимся с ним и рассмотрим иллюстрацию. Это дикорастущие растение называется мать-и-мачеха. Цветёт ранней весной. Мать-и-мачеха любит влажную и глинистую почву. Золотисто-жёлтая корзинка цветков расположена на конце стебля, покрытого чешуйками. С наступлением вечера и в плохую погоду корзинка цветов закрывается и склоняется к земле.

Затем дети ищут это растение по карте и на участке. А вот и наш первоцвет! Он первым после зимы вырос на газоне около нашей площадки. Дети сравнивают иллюстрацию с найденным цветком. Давайте почувствуем аромат этого цветка. Для того ,чтобы почувствовать его запах нужно наклониться.Что можно сказать про величину растения? Покажите пальцами рук, какое оно по величине. После цветения у мать-и-мачехи появляются корневые серцевидные, тёмно-зелёные листья, блестящие сверху, белые опушонные снизу. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной (мачеха), чем нижняя (мать).Отсюда и название растения. После цветения появляются плоды с волосистым хохолком (летучки). Они разносятся ветром. Интересно это растение тем, что оно лекарственное. Люди собирают цветочные корзинки и молодые листья. Ими лечатся от простуды. Давайте отметим на карте это растение красным крестом. Мы не будем рвать эти цветы, так как дома они быстро завянут, а на улице эти маленькие <солнышки> будут радовать многих людей. А мы будем приходить и наблюдать, как цветок станет высыхать, появятся плоды <летучки> и как их разнесёт ветер . Может быть, из семян вырастет ещё одно лекарственное растение.

Давайте <полетаем и покружимся>,как плоды-летучки.

Игра <ветер и летучки>

На сигнал <ветер> дети бегают с кружением по площадке. На сигнал <летучки> приседают на корточки. Повторить 3-4 раза.

А теперь послушайте рассказ о нашем цветке.

Простенькие, но милые цветы мать-и-мачехи раньше всех других украсят обнажённую землю...

Это растение с весны заботится только о том, чтобы зацвести. Закроются отцветшие цветы - появятся листочки. А когда они станут листьями и широко раскинутся над землёй, ловя солнечные лучи, ветер уже рассеет пушистые семена. У мать-и-мачехи опять одна забота: готовить пищу для себя и будущих бледненьких стебельков. ( Н.Павлова ).

После прослушивания предложить детям найти карточку с изображением мать-и-мачехи, установить сходство изображённого растения с его описанием в рассказе.

1 Как называется это растение?

2 Где мы его встречали?

3 Какого цвета и формы эти цветы?

4 Как выглядит стебель?

5 Как цветки расположены на растении?

6 Когда оно цветёт?

7 Есть ли листья во время цветения?

8 Чем оно полезно?

Дети активно участвуют в беседе.

А теперь возьмите мелки и нарисуйте на асфальте дикорастущее лекарственное растение мать-и-мачеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".

Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея....

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ПЕРВОЦВЕТЫ"

Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей средней группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельност...

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором» с детьми (4-5 лет) средняя группа

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором»   с детьми  (4-5 лет)  средняя  группа...

Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....

Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк»

         Методическая разработка экскурсии «Загадочный мир озера Изюк» посвящена проблеме формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением,...

Конспект занятия по пластилинографии во второй младшей группе «Цветы мать и мачехи»

Цель: изготовление цветов «Мать и мачеха» с использованием пластилина; закрепить способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять знакомые приёмы ...