Исследовательское занятие "Путешествие в страну чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Куделина Марина Ивановна

Вашему вниманию предлагается интересное  занятие на тему "Свойства воды, магнита". Познавательное занятие по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_na_stranichku.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                      Исследовательское занятие

                   «Путешествие в страну чудес»            

  Цель: Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха, их влиянии на развитие окружающего мира;

2. Формировать умение анализировать объект и связанные с ним явления, выделяя характерные признаки (магнетизм);

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- умение экспериментировать с объектами природы;

- определять задачи на основе поставленной проблемы;

- планировать этапы исследования, аргументируя свой выбор;

- систематизировать ранее полученные и вновь приобретённые знания посредством словотворчества (игра “Отгадай-ка”) и изобразительной деятельности (модель “Сухое дерево”).

4. Воспитывать коммуникативные навыки при объединении детей (взрослых) в поисковые группы, совершенствуя стиль партнёрских отношений.

Материал и оборудование:

- стаканчики с мыльной пеной, трубочки;

- закрытые непрозрачные стаканчики с водой, молоком, соком, трубочки для коктейля;

- ёмкости для горячей и холодной воды;

- ёмкости для снега, льда;

- высокие прозрачные стаканы с метками: ° - холод, ° - тепло;

- металлические (гайка, гвоздь, шуруп), пластмассовые (теннисный шарик, погремушка), резиновые, пробковые предметы;

- бутылочки с песком, бисером; молоко, масло, сахар, цветная гуашь;

- баночки с крышкой для демонстрации опыта “Сироп для волшебников” (на крышках нанесена гуашь); пластиковая бутылка с водой; муляжи: киви, вишня, лимон, виноград;

- три свечи, банки (одна большая - 800 гр., другая маленькая - 300 гр.), спиральки-“змейки” из цветной бумаги;

- карточки-картинки “Льдинка”, “Капелька”;

- модель “Сухое дерево” (значки-символы: солнце, лопата, почва, лейка, листья, птички);

- “яйцо”, камешки, конфеты, воздушные шары”;

- магниты; “Бабочка” из цветной бумаги, “Пчёлки” - фантики от конфет, кнопки;

- 3 стакана, 3 воронки, марля, вата, бумажная салфетка для опыта “Фильтрация воды”.

Ход занятия

(Звучит фонограмма “Где водятся волшебники?”, слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
Дети играют мыльными пузырями и приглашают гостей в группу)

Воспитатель: Как это интересно много знать, всем друзьям свои уменья показать. Волшебники, к исследованиям вы готовы? Тогда вперёд, к победам новым! А где нас ждут новые победы?

Дети: В стране чудес! Там, где происходят удивительные превращения!

Ребёнок (предлагает всем присутствующим стаканчик с мыльным раствором и трубочкой):

Воды обыкновенной в стаканчик набери,
пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывёт,
Но и одной минуты на свете не живёт.

Мыльный пузырь – это тоненькая плёночка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух лёгкий, поэтому пузыри “летают”. Поиграйте и вы, гости, мыльными пузырями. Посмотрите, они отражают все цвета радуги.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие и оказываемся… в гостях у волшебника-Зимы.

Ребёнок (демонстрируя опыт):

Я волшебник-Зима, талую воду получаю из снега и льда.
В большой стакан я прозрачный, твёрдый лёд положил, а в другой – белый, рыхлый снег горой.
Опустил стаканы в холодную воду и кипяток, посмотрел… сравнил…
И вот… Итог: из снега и льда, получилась вода!
Кто может объяснить, почему?

(Предполагаемые ответы детей):

- В горячей воде снег и лёд тают быстрее, чем в холодной, потому что горячая отдаёт больше тепла.

- Растаял быстрее снег, потому что он рыхлый. Лёд твёрдый, он тает медленнее.

- Чем больше объём снега, тем больше воды. Вода полезна всем живым существам.

- У бабушки в деревне я видел, как трактор сгребал снег на поле, где посеяли семена пшеницы. Это хлебные зёрнышки. Весной снег растает, вода промочит землю и потом будет богатый урожай.

- Без воды наступит засуха, погибнут и животные, и растения, у человека не будет продуктов питания.

- А я придумал сказку:

“Однажды Мороз заморозил непослушные капельки воды в льдинку и снежинку. Оставил их жить на улице, где очень холодно и неуютно. Долго они бродили по полям, замёрзли сильно и решили согреться. Через открытую форточку попали в нашу страну чудес… Согрелись… Превратились опять в капельки воды. Сказали: “Весенним ручейком будем поливать огород, радовать людей. А большим потоком воды не будем заливать дома людей, это наводнение – оно опасно для людей”.

Ребёнок: 

Я волшебник-Вода!
Покажу вам свои чудеса!
Кто знает, кто отгадает, почему так бывает –
Одни предметы тонут, другие плавают,
А некоторые вода растворяет?

(Демонстрирует опыт:

а) в ёмкости с водой опускает металлические предметы, пластмассовые, пробковые, резиновые;

б) в стаканчики с водой: сахар, молоко, песок, бисер, подсолнечное масло.)

Дети:

- Лёгкие предметы плавают в воде, а тяжёлые тонут.

- Сахар растворяется, вода становится сладкой. А если положить в воду соль, то вода станет солёной. Как узнать? Надо попробовать: отпить глоточек.

- Песок смешивается с водой, когда мы встряхиваем бутылочку, а когда оставим в покое, песок оседает не дно, потому что он тяжёлый, вода будет наверху, она легче песка.

- Бисер – это разноцветные очень-очень тоненькие пластинки, они в воде не растворяются и тоже оседают на дно бутылочки, потому что тяжёлые.

- Капельки подсолнечного масла при встряхивании бутылочки сначала как бы играют с водой, “догоняют” друг друга, а потом поднимаются вверх. В бутылочке образуется 2 слоя: вода тяжелее масла – она на дне, масло легче воды – оно наверху.

- Молоко окрашивает воду в белый цвет, потому что растворяется в нём.

Ребёнок: 

Я волшебница-Лето!
Летом поспевает урожай, ну-ка, быстрее его собирай!
Здесь киви, вишня, лимон, виноград – вкусный компот попробовать каждый рад!
Скажу волшебные слова:
“Тримбли, трамбли, трумбли, блюм!”
И угощать вас буду я!

(Демонстрируется опыт “Сироп для волшебников”:
вода окрасилась в разные цвета, потому что в ней растворилась гуашь)

Ребёнок: Я знаю поговорку: “Без воды – ни туды, ни сюды!”

Почему мы так говорим? Потому, что вода – это жизнь!

Дети:

- Вода нужна, чтобы пить, варить еду, стирать, горячей водой обогревают квартиры, чтобы было тепло.

- Вода нужна растениям, которые приносят урожай плодов людям и животным.

- На реках люди строят электростанции, они дают нам свет и тепло, без которого все замёрзнут.

- В воде (река, озеро, пруд, море) живёт рыба. Человек ловит и питается ею.

- Без воды: - наступит засуха;

- погибнут животные, им не будет корма;

- не будет комаров (их личинки развиваются в воде), которыми питаются птицы, а без птиц появится много гусениц. Они съедят урожай овощей и фруктов, тогда для людей наступит голод!

Воспитатель: Откуда вода попадает к человеку?

Дети:

- Из колодца (у бабушки в деревне).

- Из родника, ручейка.

- Из озера, реки, даже из болота, только эта вода грязная, её надо очистить с помощью фильтра. Тогда вода станет чистой, прозрачной, без запаха. (Взрослые и дети – совместно – демонстрируют опыт “Фильтрация воды”).

- Люди пьют пресную воду. Солёную воду могут пить чайки, которые живут у нас на Таймырском побережье. У них есть специальная желёзка внутри организма, которая “перерабатывает” солёную морскую воду в полезную пресную.

- Все люди в Норильске пьют воду из Енисея, поэтому в городе есть очистные сооружения.

Воспитатель: И гостям, и волшебникам предлагаю игру “Вкус жидкостей”:

С помощью волшебных трубочек найти жидкость, которую могут пить люди, растения, животные. (В закрытых крышкой непрозрачных ёмкостях находятся:

  1. апельсиновый сок – холодный, утоляет жажду;
  2. персиковый сок с мякотью – обволакивает нёбо;
  3. газированная вода – пузырьки воздуха “ударяют в нос”;
  4. молоко – пахнет травами;
  5. пресная вода, необходимая всем живым организмам.

Ребёнок: Я волшебник-Продавец воздуха.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, ну что же, без него мы жить не можем.

Отгадайте!

Дети: Это воздух! Газ, которым мы дышим.

- Воздух прозрачный, невидимый. Он есть везде: вокруг нас, внутри нас. Все живые существа дышат воздухом.

- Воздух чистый, свежий полезен людям.

Ребёнок: Как узнать, что внутри человека, в его лёгких есть воздух?

Дети:

- Надуть воздушный шар (демонстрирует).

- Опустить в стакан с водой трубочку, подуть в неё, появятся пузырьки воздуха (демонстрирует).

- Если бутылочки или флакончики опустить в таз с водой, то из горлышка будут выходить пузыри воздуха, а вода будет занимать его место. Воздух есть и внутри предметов (демонстрирует).

- Если в таз с водой опустить вверх дном пустой стаканчик, то вода не будет попадать в него. Внутри стакана воздух, который выталкивает стакан из воды (демонстрация опыта всеми присутствующими).

Воспитатель: Может ли человек жить без воздуха?

Дети: Нет, не может, задохнётся!

- Если в комнате душно, надо открывать форточку, проветрить, или включить вентилятор (кондиционер) – горячий воздух станет холодным, приятным.

- Можно из бумаги сделать веер, помахать им, тоже будет прохладно.

- Нужно выращивать комнатные растения, а на улице – деревья, кустарники, цветы. Беречь и охранять лес, потому что растения выделяют полезный газ – кислород.

Воспитатель: Как ветер помогает человеку?

Дети:

- Ветер – это сильный поток воздуха. Люди строят ветряные мельницы, ветер крутит их лопасти, жернова вращаются и перетирают зёрнышки в муку.

- На море плавают лодочки. Их паруса надувает ветер, поэтому лодочка передвигается. Чем сильнее ветер, тем быстрее двигается лодочка.

- С самолёта прыгает парашютист, ветер надувает его купол, человек находится в безопасности.

- Мокрое бельё на верёвочке высохнет быстрее, если будет ветер, потому что ветер “забирает” капельки воды, они превращаются в пар. Пар – это тоже воздух.

Ребёнок: Воздух бывает горячим и холодным. Горячий – лёгкий, поэтому он всегда поднимается вверх. Холодный – тяжелее, поэтому он находится внизу. Зимой надо всегда надевать носочки, чтобы не мёрзли ноги.

Воспитатель: А можно ли поиграть с потоком воздуха?

Ребёнок: Да. Воздух двигает предметы.

(Демонстрируется опыт “Воздушные змейки”:
в потоке тёплого воздуха от горящей свечи бумажные спиральки вращаются)

Воспитатель: Когда в тундре пытаемся разжечь костёр, что делаем?

Дети:

- Дуем на огонь!

- Или машем газеткой, чтобы был ветер!

Ребёнок: Воздух нужен для горения.

(Демонстрируется опыт “Свеча в банке”: Зажжём 3 свечи. Одну накроем банкой, другую – маленькой банкой, а третью свечу накрывать не будем. Погаснет быстрее вторая свеча, так как под маленькой банкой меньше всего воздуха; потом погаснет первая свеча; третья свеча будет гореть долго, пока не расплавится, потому что воздух вокруг нас есть всегда.)

Воспитатель: Путешествие наше продолжается…

Познавательная страничка “Вода в природе” открывается!

(Присутствующие делятся на 2 команды: команда “Льдинка” и команда “Капелька”.
Задают друг другу и отгадывают загадки о превращениях воды)

Загадки о явлениях природы.

Воспитатель: Молодцы, волшебники! Молодцы, гости! Правильно все загадки отгадали! Свои знания о явлениях в природе показали… В награду приглашаю вас отведать в моём саду волшебных яблочек… Ой, что же случилось?

(Демонстрируется модель “Сухое дерево”)

Дети: Дерево сухое. Его нужно оживить!

- Чтобы дерево дышало – ему нужен воздух. (Полотно вокруг дерева закрашивается бледно-голубой краской)

- Чтобы дерево стало большим, надо его поливать. У него появятся жизненные силы. (С помощью магнита прикрепляется значок “Лейка”)

- Чтобы дерево было сильным, могучим, ему нужны корни. Они из земли берут питательные вещества. (Значок “Земля (почва)”)

- А ещё нужно солнышко. Оно даёт всем растениям свет и тепло. (Значок “Солнце”)

- Чтобы воздух проникал лучше и быстрее к корням дерева, нужно рыхлить почву. (Значок “Лопата”)

- Вот тогда на дереве появятся листочки, а потом цветы и плоды. Можно будет собирать урожай. (Значок “Зелёные листья”)

- Чтобы дерево всегда было живое, зелёное, давало тень в жаркую погоду, надо его охранять. Пусть на нашем дереве птичка совьёт гнездо и поедает вредных гусениц и жуков-короедов. (Значок “Птичка”)

Воспитатель: Если солнышко пригреет, а вода оживит землю, то на полянке вырастут цветы необычайной красоты…

Ребёнок: И чудеса продолжаются. Над цветочной полянкой летают бабочки. Они не простые, а волшебные. Посмотрите, как они слетаются к моей руке.

(Демонстрируется опыт с магнитом:
Магнит располагается над бабочками (бумага, металлические кнопки). А их подруги пчёлки после сбора мёда отдыхают, танцуют (магнит располагается под листом картона – полянки. Перемещение магнита приводит в движение “пчёл” - фантики от конфет)

Ребёнок: Бабочкам и пчёлкам так весело, что к ним в гости приползла… гусеница!

(Демонстрируется опыт: металлические кнопки для одежды притягиваются
одна к другой “цепочкой”, образуя “тело” гусеницы.
Наблюдаем силу притяжения металлических предметов к магниту – магнетизм)

Воспитатель: Наступила моя пора, совершать чудеса!

Страус Эму ко мне прибежал и секрет свой рассказал.
Оказывается, на Таймыре он никогда не бывал,
Полярного сияния никогда не видал.
Подарил большое яйцо! Вот оно!
В него нужно камешки положить…
(демонстрирует)

Раскрутить… Прокатить…
(Волшебные слова сказать:
“Тримбли, трамбли, трумбли, блюм!”
Всех присутствующих угостить!)

(Яйцо – папье-маше, внутри перегородка. По бокам яйца – небольшие отверстия.
В одно помещают камешки, а из другого достают конфеты. Звучит весёлая музыка.
Гости и волшебники прощаются до следующей встречи.)

Фото (Приложение 2)

        Познавательно-игровое занятие по экологии
                “В гостях у Хозяйки Леса”

Цель: выявить роль человека в природе.

Задачи:

- Пронаблюдать взаимосвязь природных явлений и объектов;

- Научиться различать деревья по их характерным признакам;

- Воспитывать правильное и бережное отношение к природе.

Дети вместе с воспитателем входят в парк. Им навстречу по дорожке идет Хозяйка Леса.

Хозяйка Леса. Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?

Воспитатель. Здравствуйте! Меня зовут Марина Ивановна. А это дети из детского сада.

Хозяйка Леса. Пускай они сами скажут, откуда они. Из какого вы садика? (Ответы детей). Зачем вы сюда пришли? (Ответы детей). (К воспитателю). А эти дети умеют правильно вести себя на природе?

Воспитатель. Умеют.

Хозяйка Леса. Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать. (К детям). Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?

Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.п. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами. Желательно не ограничиваться 2-3 примерами, которые первыми придут на ум, а глубоко разобраться в ситуации. Чем больше признаков заметят дети, тем сильнее разовьется у них наблюдательность.

Хозяйка Леса. Разве человек делает только плохое? Посмотрите еще раз вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?

Дети опять осматривают местность и отмечают положительные деяния человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы, установленные емкости с водой.

Хозяйка Леса. “Для чего нужна вода?” (Ответы детей)

Чтение стихотворения:

“Всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И ребятам-дошколятам.
Везде и всегда
Помогает природе вода!”

Воспитатель проводит игру-эксперимент “Вкус жидкостей” (по внешним признакам и свойствам определить жидкость, необходимую для жизнедеятельности растений и деревьев в лесу). Предлагает попробовать:

1 – холодный апельсиновый сок - хорошо утоляет жажду;

2 – теплый персиковый сок с мякотью - обволакивает нёбо;

3 – газированный напиток - пузырьки воздуха “ударяют” в нос;

4 – парное молоко - пахнет травами;

5 – вода - прозрачная, безцветная, без запаха, обладает текучестью.

Для человека питьевая вода в колодце, в водопроводном кране, после специальной очистки - в любом природном водохранилище.

Для растений и животных источник воды - река, озеро, пруд, водохранилище, грунтовые воды, дождь.

Хозяйка Леса. Давайте представим себе, что мы попали под летний дождь.

Проводится игра “Летний дождь”. (Развивает наблюдательность, углубляет восприятие объекта за счет концентрации внимания, посредством ощущений).

“В ясный солнечный день неожиданно небо заволокло темными тучами и первые теплые капли дождя упали на листья деревьев. (Дети указательными пальцами рук стучат о любой твердый предмет). Капелек становилось много, и они стекали по коре деревьев вниз (провести руками сверху вниз по своему туловищу): одни просачивались в землю, чтобы напоить растения (легкое похлопывание согнутыми ладонями), а другие – соединились и образовали ручеек, который убегал все дальше и дальше, чтобы найти свою подругу-речку (произносят звуки журчащего ручейка, переходящего в шум большого потока).

Хозяйка Леса. Какие вы молодцы, ребята! Правильно ответили: чем больше воды, тем красивее и зеленее будут деревья (медитация: “стань деревом”).

Воспитатель. Хозяйка Леса, мы приглашаем тебя поиграть с нами.

Проводится игра “С какой ветки детки” (определить названия деревьев по листьям, плодам, семенам, цвету и шершавости коры).

Хозяйка Леса. В моем парке малыши и взрослые отдыхают: наслаждаются тишиной, свежим воздухом, листья деревьев в летний зной дают тень и прохладу. Давайте послушаем “Звуки природы”:

- шелест листьев и качание веток деревьев в момент сильного ветра;

- шуршание опавших листьев;

- пение птиц, стук дятла, крик кукушки;

- жужжание ос и пчел, стрекотание кузнечиков и цикад, писк комаров;

- квакание лягушек;

- взмах крыльев птиц;

- легкие шаги человека по траве, парковой дорожке, лесной тропинке;

- топот пробегающих животных.

Воспитатель: “Хозяйка Леса, наши ребята любят деревья и знают, какую пользу они приносят животным и человеку; как охранять деревья и оберегать от вредных насекомых”.

Проводится игра “Сохраним дерево”. (Определяет личностное отношение к природе, умение сопереживать и размышлять)

Сердцевина дерева – двое детей стоят спиной друг к другу;

Древесина – I подгруппа детей стоит вокруг сердцевины, взявшись за руки;

Корни – II подгруппа детей садится на пол (землю) вокруг древесины;

Крона – III подгруппа детей стоит вокруг древесины, руки подняты вверх (ветки) с растопыренными пальцами (листья);

Кора – IV подгруппа детей стоит спиной к дереву и не пускает жука-короеда.

Хозяйка Леса. В моем парке недавно поселилась сорока-белобока, которая все знает, все умеет и вам поможет и подскажет.

Проводится:

а) игра “Жизнь дерева” (лента времени).

Семя (почва, влага, тепло, свет) – росток – молодой побег – дерево (ствол - ветки, почки - листья, цветы - плоды) – старое дерево (дрова, предметы обихода человека, дом для животных и т.п.).

б) Игра “Чем дом дерево”. Приложение 3 

в) Игра “Путешествие семечки” (план-схема распространения семян, растений и деревьев; фишки разных цветов по количеству игроков; игровой кубик; набор карточек-символов: вода, ветер, воздух, животные, птицы, человек).

Хозяйка Леса. Каким же я должна считать человека: хорошим иди плохим?

Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.

Хозяйка Леса. А вы какие? (Ответы детей). Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев? (Ответы детей). Я, дети, очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь другой ее обидел. Не обидите? (Ответы детей). Тогда милости прошу в мой дом.

Дети идут по дорожке вместе с Хозяйкой Леса и воспитателем, подходят к понравившемуся дереву и читают стихи (Синквей) “Гимн дереву”:

Дерево! Зеленое и пушистое,
Дающее тень и прохладу,
Будем тебя охранять, оберегать…
Ты чудо природы! Это так!

Воспитатель. Пусть в нашем парке на радость всем появится “Чудо-дерево” (дети украшают ветки деревьев обрядовыми ленточка, бусинками, вешают поделки, сделанные своими руками: кормушки и скворечники (из тетрапакетов), бумажные вертушки, отпугивающие жуков-короедов.

Ребята (вместе): Спасибо, Хозяйка Леса, за интересный рассказ и подарок.

Хозяйка Леса дарит детям крылатки березы для посадки в группе, проращивания и последующей высадки молодого побега в грунт для озеленения участка детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Песочная страна чудес"

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....

Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочная страна - страна чудес».

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности:«Песочная страна - страна чудес».

НОДпо познавательно-исследовательской деятельности«Любознайки»для детей старшего дошкольного возраста         Сос...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...